Внештатный эксперт Максим Жбанков о новом альбоме Лявона Вольского: "Общий респект Вольскому-текстовику не снимает вопросов к Вольскому-музыканту. В "Грамадазнаўстве" есть поиск нового звука – и приглашенные варяги тому порукой. Но нет новых музыкальных идей".
После депрессивного релиза от "обезглавленного" N.R.M. сольник его экс-фронтмена слушается с особым интересом. Эту музыку стоит сравнивать, чтобы понять: бывшие подельники так толком и не разошлись – ни по тематике, ни по стилю. Мрачный марш очередного потерянного поколения, едкие житейские наблюдения, сведение счетов с народом, страной и эпохой... Песни из сломанного лифта с запавшей кнопкой вызова аварийки. В эпоху социального бунта такая отдельность смотрелась бы достойно – как одиночка в эпицентре митинга. Только вот митинги кончились. И ты теперь сам себе митинг.
Лявон, наигравшись в застольные оркестры и музыкальные фельетоны, вернулся к интонациям своей героической поры рубежа 90-х и нулевых. И для обложки расписал лицо бел-чырвона-белым: бэтменовский Джокер пополам с гибсоновским "Храбрым сердцем". Грамотный ход, точный выбор очередной авторской аватары. Но что за ней живет?
Главное в "Грамадазнаўстве" то, что его... совсем не обязательно слушать. Достаточно (как любой учебник) прочитать. Благо, в электронный релиз разумно добавлены тексты. Которым музыка – как ни странно – часто мешает.
Вольский больше не забавник-трикстер, мастер ехидного конферанса. Он ставит жесткий диагноз сразу всем: "Шчырыя плёткі, хлусьлівыя чуткі. Гора-акторы спалілі тэатар…", "Жывеш на памежжы Чужыны з Айчынай. І там недарэчна, і тут немагчыма", "Сто гадоў самоты, сто гадоў гульні ў самаабарону...", "Тут канфлікт лякальны. І ўсе схільныя аблаіць ды параніць..." Достается и себе – героично-патетичному: "У сьне непахісна ідзем мы, ўся каралеўская раць…" Именно здесь – лучшее, что есть в альбоме: горькая речь усталого бойца. А самое слабое – дежурный позитив с почти "трубецкими" интонациями: "Ламай сцэнар!", "Вярні жыцьцё сваёй зямлі. Масты спалі і зямлю асьвятлі!" Поверят разве что малолетки. Да еще польские товарищи, снявшие "Жыве Беларусь!".
Но общий респект Вольскому-текстовику (минус откровенные неудачи типа фельетонных "Бульбашоў" и дворовой "Краіны няма") не снимает вопросов к Вольскому-музыканту. В "Грамадазнаўстве" есть поиск нового звука – и приглашенные варяги тому порукой. Но нет новых музыкальных идей. Звуковой пейзаж отредактирован до мелочей. И главный тут никак не Лявон – ментальный партизан болотного рок-н-ролла. Зализанный евро-"альтернативный" саунд слышит только себя, напрочь перекрывая и мелодику, и слова. Такая подмена приоритетов не усиливает проект, а последовательно убивает его. Трек за треком.
Главный для меня номер релиза – "Ніхто не хацеў паміраць" – прекрасен как раз своей минималистичностью, звуковыми пустотами, оставляющими место и вокалу и гитарным всплескам. Так мог бы звучать реальный зрелый Вольский – меряющий себя не польским панком, карикатурным "Раммштайном" и цирком Ману Чао, а Марком Рибо, Джоном Колтрейном и Томом Уэйтсом. Все остальное сыграно на прежней танцплощадке. Хоть и в привозных джинсах.
Итого: Попытка перезагрузки мятежного ветерана.
Оценка: 6 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайтах "Наше мнение" и Naviny.by. Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).
Комментарии
эх, товарішч
эх, товарішч Жбанкоў.
Па-мойму вельмі няўдала выплюхнулі Вы свой негатыў. Такое адчавнне, што ён у Вас проста назбіраўся, але выплюхнулі Вы яго на 1га хто патрапіўся.
Напрыклад, для мяне рок-музыка ўвогуле ня вельмі цікавая. Але гэты альбом лічу вартасным, своечасовым і хвора-актуальным, яго нельга ігнараваць. Гэта сымптом хваробы нашага арэалу пражывання, выраблены якасна і схавана тонка. Схавана якраз за тым, што Вы і апісваеце, але музычна альбом так сама вартасны. У кожнага свая эвалюцыя, шляхоў назад няма. У Лявона такая.
Ваша ж рыцэнзія выраблена ў дусе разгромных артыкулаў савецкай выдзелкі. Вось тут, як раз, і можна казаць не пра эвалюцыю, а наадварот. Плюхнулі ў бруд тварам, я б назваў гэта так.
Справа не ў тым, што Вам не спадабалася. Справа ў павярхоўнасці ацэнкі і шаблоннасці тэкста. Узровень трэба трымаць. Лявон яго трымае, і азлобленасць не замінае яму гэта рабіць.
to fryd
а что, Вы считаете, что если Вам лично альбом представляется "вартасным, якасным i тонкiм", то всем-всем остальным надо стать по стойке смирно и дружно с Вами соглашаться? а тот, кто не согласен, тот "выплюхнуў негатыў"?
по-моему, (это вообще банально, но приходиться напоминать) каждый может иметь свое мнение и не оглядываться при этом на "актуальность" или "патриотичность". музыка - это прежде всего музыка.
советских времен
- говорите? Э неееет! Жбанков как раз-таки меньше всего напоминает косноязычные рецензии эпохи той уже былинной поры... Красноречие обитало в судах, а не в рецензиях... Товарищ Вышинский один чего стОит! ... Но прочь от этого! Жбанков всегда очень ярко пишет, интересно читать... И имеет не фарватерное, а свое мнение... К тому же никто никого не окунал в лужу... А скорее наоборот... Именно приглашенные скандинавы представлены немножко критично. Лявон же по-прежнему блестит доспехами рыцаря без страха и упрёка. :) Кого-то могла покоробить "прежняя танцплощадка"... Но это ли не знак верности избранному вектору (формату) ? Или всплывшие польские (аквалангисты) товарищи? В общем - яркая рецензия, с анализом на взрослом уровне.