О проекте

Неформат: Галина Горелова, Владимир Корольчук, Вячеслав Кузнецов "Concento" (+аудио)

 

Евгений Долгих продолжает рецензировать интересные белорусские альбомы, не вписывающиеся в основные стилистические рамки нашего проекта. Сегодня рассказ о диске произведений современных белорусских академических композиторов в исполнении Государственного камерного оркестра под управлением Петра Вандиловского.

инфо

Музыка:

1-2 – Галина Горелова "Концерт для альта, струнных и колоколов"
3-7 – Владимир Корольчук "Концерт для баяна, виолончели и камерного оркестра с колоколами"
8 – Вячеслав Кузнецов

Государственный камерный оркестр Республики Беларусь художественный руководитель и дирижер Петр Вандиловский.

Солисты:

В.Куница (альт) – 1-2
И.Коленчиц (баян), К.Зеленин (виолончель) – 3-7
И.Филиппов (гобой) – 8

где взять

Купить CD – "Неправильный магазин" (Минск, пр. Независимости 66, холл центрального здания Академии Наук РБ)



Высокая классика – правильное и даже красивое словосочетание. Когда-то высокая классика была одновременно и популярной музыкой – Моцарт, Вивальди, Бетховен, Паганини – это "звёзды" своего времени, и их произведения знала и обсуждала вся более-менее культурная публика Европы. А теперь скажите, если спросить у выбранных наугад 10000 белорусов, причем даже не с улицы, а, скажем, с самых разных концертов – знают ли они, кто это такие: Галина Горелова; Владимир Корольчук и Вячеслав Кузнецов – то каков будет ответ 99,9% публики? Правильно, вы угадали: "Не знаю". Но ведь это всё имена современных белорусских (даже не российских) композиторов, которые работают не один десяток лет и их произведения неоднократно исполнялись и в Беларуси и в разных других странах!

Я не иронизирую, отнюдь. Я и сам до того, как решил ознакомиться с этим диском, более-менее знал и когда-то слушал произведения только В.Кузнецова и ещё что-то слышал краем уха о Гореловой – и это всё! А ведь академической классикой я интересуюсь давно, причем всякой разной современной тоже – в своё время не пропускал абонементы Шнитке, Губайдуллиной и Денисова в филармонии, позже познакомился с "джентльменским набором современного авангарда" - Дж.Кейдж, Ст.Райх, Ф.Гласс, Т.Райли, К.Штокхаузен… но это всё было уже в записях, т.к. альбомов современных академистов в мире выходит тьма-тьмущая. И обсуждается их творчество, скажем так, достаточно широко в разных мировых СМИ – и в специализированных, и в массовых, и, само собой, в Интернете.

А что же наши композиторы? Где их альбомы, где отзывы в прессе и в сети об их музыке, и, в конце концов, где может наш меломан, узнав про эти имена, сразу же послушать их музыку? В случае почти любого зарубежного автора подобного ранга – запросто в Интернете можно будет найти и многочисленные статьи, и личный сайт, в крайнем случае, страничку с подробной информацией – и биографию, и обязательно даты предстоящих концертов, и, конечно, многочисленные примеры записей для ознакомления. В нашем случае я не нашел почти ничего, кроме кратких устаревших биографических справок – за исключением Кузнецова (плюс пару статей), впрочем, его музыка в сети тоже отсутствует... А ведь композиторы пишут свои произведения, и их потом кто-то исполняет не для того, чтобы это всё кануло в безвестность или стало уделом обсуждения "в кулуарах".

Любой средний меломан на Западе без специального образования не понаслышке знает имена многих известных современных композиторов, например, Вольфганга Рима и Кшиштофа Пендерецкого – но ведь и Горелова, и Корольчук, и особенно Кузнецов – культурные явления на нашем национальном уровне вполне сопоставимые. Их произведения исполнялись на международных фестивалях во всём мире и имели там заслуженный успех. Исполнялись они и здесь, в Беларуси, и получали всевозможные государственные премии, но (таково моё впечатление) все эти местные титулы были только "для галочки". Широкая публика на мероприятия, посвящённые современной классике, не ходит, а если и ходит, то только на престижные фестивали и то не слушать музыку (упаси бог), а чтобы просто отметиться в тусовке – "имярек такой-то там присутствовал, значит он – типа культурная образованная личность". А фиг вам! Не приучили с детства интересоваться классикой – тусовками не заменишь!

Почему я всё это долго и терпеливо разжёвываю вместо того, чтобы так же долго описывать сегодняшний предмет обсуждения – объединённый альбом трёх белорусских композиторов? Может быть, это прозвучит грубо и безапелляционно, но сам собой напрашивается вопрос-ответ – а на кой?... и кому это в итоге нужно? Поэтому нижайше прошу, господа меломаны, посещающие наш сайт, дайте знать о себе – прослушайте хотя бы пару треков и напишите – рука ж не отвалится – пару строк… интересна ли вам в принципе такая музыка, слушаете ли вы вообще современную классику или может быть, захотели услышать что-то ещё после данного альбома? Сделайте милость!

И всё же пару слов о самом диске. Хоть в проекте и собраны три произведения трёх разных композиторов, слушать его можно в каком угодно порядке – все авторы творчески и идеологически (в музыкальном смысле) не противоречат друг другу. Эта музыка в любом случае (выражаясь максимально упрощённо) представляет собой академический авангард слегка разной степени внутренней "завёрнутости" - очевидно только, что поклонник Моцарта и Вивальди не найдет здесь практически никаких знакомых ассоциаций. Но не надо пугаться заранее – это вовсе не атональные или шумовые эксперименты, модные на Западе во всей второй половине ХХ века – скажем, Галина Горелова в своей музыке прихотливо драматична, и почти визуально выразительна – её Концерт для альта, струнных и колоколов вполне можно представить себе как музыку для артхаусного кино или спектакля.

Владимир Корольчук подчёркнуто более экспрессивен – у него больше динамики, ярких контрастов звучания (опять же один из солирующих инструментов – баян!), и, как мне представляется, он должен понравиться тем, кто тяготел к линии творчества Белы Бартока. Кузнецов… ну, это отдельный разговор. Он – композитор-философ, соединяющий в своём творчестве и далёкое прошлое, и самое-самое актуальное настоящее. Его музыка порой кажется простой, но это только кажется – вслушайся и найдёшь сначала второй смысловой пласт, за ним – третий… Мне лично очень жаль, что Вячеславу Кузнецову досталось на диске так мало места – всего одна маленькая Партита… Надеюсь услышать и увидеть в дальнейшем ещё его музыку в записи.

Все эти произведения на диске звучат в исполнении Государственного Камерного оркестра РБ п/у Петра Вандиловского. Не будучи специалистом-музыковедом в академических жанрах, могу сказать, что качество исполнения, на мой взгляд, не уступает многим известным зарубежным коллективам… разве что только (как опять же лично мне видится) суховато всё несколько – особенно это касается солистов. Но в любом случае исполнение – на уровне!

Не хочу выглядеть тупым снобом, и не буду твердить, что вот именно ЭТО и есть настоящее искусство, а популярная музыка – отстой и примитив. Хотя первое и верно, оно ведь не закон природы, да и второе (что очень часто тоже бывает верно) – совсем не истина в последней инстанции. Музыка – это как математика… высшая алгебра вовсе не отменяет простую арифметику и не делает её ненужной. И в высшей математике музыки и в музыкальной арифметике есть своя красота и гармония – главное только, чтобы нам не доказывали с эстрады, что дважды два будет пять или шесть… всё-таки оно – четыре!

В общем, господа, слушайте и классику тоже!

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

Experty.by


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

ШАГ ВПЕРЁД!

+1
0
-1

Это очень здорово, что появляется серьёзная музыка! Спасибо руководству сайта и Е.Долгих! О моих впечатлениях: В целом все положительно. Если говорить детально, то Pavana показалась лично мне слишком отстранённой, несколько надуманной и выстроенной по математическому принципу. Не вдохновила меня Pavana...
Quasi improvisiata мне как-то больше понравилась - динамика, возникший мелодизм, эмоции...
В концерте для баяна, виолончели и камерного оркестра с колоколами первая часть на мой взгляд переотягощена не совсем оправданными длиннотами и опять же немотивированными (на мой взгляд) сложностями. Первая часть шла с трудом. Во второй части всё выправилось. Баян, с одной стороны, вызывает параллели с органными произведениями, с другой, неожиданно придаёт музыке некий свиридовский тонус. Появилась жизнь, ощущение пульса. Понравилось. В третьей части - опять некоторая (на мой взгляд) "притянутость за уши". Четвертая часть своей некоей таинственностью увлекла, но затем переросла в... столь непонятные мне (имхо) надуманности. Пятая часть понравилась, - мелодично, тонко, местами искромётно!
Партита в Ре хороша! Меня она тронула народной основой, мелодизмом и !!! отсутствием искусственных сложностей! Итого многое мне понравилось. Давайте продолжать слушать такую музыку.

 

последние материалы по этому артисту (артистам)

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net