Свой новый альбом группа "Neuro Dubel" назвала в честь известной спецслужбы ГДР. Большинство представленных на нем песен на белорусском языке.
мнения экспертов
Сергей Будкин
оценка: 9,00
Новы альбом "дзюбелей" не расчараваў. І прычына бачыцца ў тым, што Кульлінковіч стварае песьні не таму, што іх трэба стварыць, а таму што яны самі ствараюцца. "Stasi"– рэальны кампраміс між "Танкамі" і "Ворсинками" – двума вяршынямі каманды, якія разьдзяляюць пяць год. І кампраміс гэты ня тое, каб прымальны, ён – прыцягальны.
Каб ня ведаць творчасьці "дзюбелей", можна было бы падумаць, што "Stasi" – складанка іх лепшых песень. У ёй знойдуць сваё і тыя, хто зь цяжкасьцю ўспрыняў новы паварот у жыцьці гурта, аматары "сусликов", "лягушек" і "уродов", і тыя, хто палюбіў жорсткі беларускамоўны "дзюбель" зусім нядаўна. Пра кожную песьню (нават трэк, бо на дыску ёсьцека яшчэ вершы) варта бы напісаць асобна, бо кожны нумар проста мусяць разабраць на цытаты ("Потым das pish", "А я гадзіна і не патрыёт", "Підарасы п’юць гарбату", не кажучы ўжо пра "Можно жить" і "Лучшую девушку"). А прыпеў з загалоўнага трэку дык наогул выдатна абагульняе ўсю сытуацыю, у якой апынуліся няўгодныя белрокеры: "Не чуваць, але сьпяваем".
У сэнсе музычным "дзюбель" стаў яшчэ цікавей – узялі сваё гітарыстыя. Пры тым, што цікавых музычных хадоў тут болей, чым на якім іншым альбоме гурта, дык яшчэ і ўсе ранейшыя складнікі захаваліся: багатыя запазычаньні (з нагоды і не зусім, трэба прызнаць) і прадказальны дваровы мэлядызм. Хіба толькі клявішы безпаваротна сышлі ў небыцьцё. Прамахнуліся "дзюбеля" пэўна толькі з выбарам кавэра ("Чёрные глаза"). Можа, наогул варта адмовіцца ад гэтай завядзёнкі, бо ў мінулы раз выйшла таксама ня надта ўдала.
Experty.by
Дмитрий Подберезский
оценка: 9,00
Пожалуй, самый выстраданный альбом в дискографии группы. Пожалуй, самый тяжёлый по звучанию. Пожалуй, самый богатый, обильный на мощно сделанные, яркие песни. Пожалуй, самый непонятный по роли коротких стихов, отделяющих порой одну песню от другой. И, безусловно, самый "адекватный", если сложить все компоненты разом...
Название альбома неслучайно. Его рождение пришлось на то время, когда "Нейро дюбель" практически не имел возможности выступать с концертами в больших залах из-за негласного на то запрета властей. Тем не менее группа выжила. Вот Куллинкович и объяснил: как и "Stasi", подобие КГБ в Восточной Германии времён ГДР, "Нейро дюбеля" не было слышно и видно, но коллектив реально существовал. И такая жизнь между небом и землёй, безусловно, сильно повлияла на тематику песен.
Участие в записи музыкантов, составляющих костяк молодой группы "Зьмяя" и вот уже несколько лет работающих с Александром Куллинковичем, несомненно, повлияло на звуковую атмосферу альбома. Местами, думаю, даже подтолкнуло лидера группы изменять либо подправлять первоначальные идеи что в области звука, что в области собственно композиции. Совместные поиски "золотой середины" позволили найти приемлемые решения в отношении формы песен, что у Куллинковича далеко не всегда самое сильное место.
В результате такой по-настоящему творческой работы альбом выдал целый ряд отлично сбитых песен, каждая из которых может уверенно чувствовать себя в любом рок-параде. "Вітайце!", "Дедушка", "Усама", "Пить", "Сукі", "Край", "Свабода", "Підарасы"… Список можно даже продолжить. Отмечу, что и "Край", и "Підарасы" не однажды побеждали в опросах посетителей музыкального портала "Тузин гітоў". В этих порой песнях Александр как автор текстов порой выходит на общефилософский уровень, не срезая, образно говоря, какое-то отдельные явление нашей реальности, а выходя на обобщения. Что ранее для него в общем-то не было характерно в столь ярком виде. "Край" и "Свабода" — наиболее убедительные этому подтверждения.
Пожалуй, только этим могу для себя лично объяснить наличие в числе треков этого альбома коротких стишат, роль которых в иной функции здесь для меня не понятна. Возможно, благодаря им Куллинкович словно даёт возможность слушателю перевести дух, чуток отвлечься от мощного смыслового напора песен. Такой приём в мировой рок-музыке не нов, но в данном случае присутствие, возможно, даже нарочито простых (если не сказать — провокационно примитивных) строчек иной роли выполнять не может. Такая игра на контрасте позволяет даже не обращать внимание на наличие в стихах порой ненормативной лексики, от которой "Нейро дюбель", казалось, ушёл уже несколько лет назад. А что делать, коль стандартные надуманные обвинения молодой оппозиции в нецензурной брани в общественных местах — единственная причина их административных наказаний? Что делать, если ненормативная лексика — единственный способ общения представителей белорусского "Stasi", за что их только и награждают?
Ох, и непрост поиск общего языка у власти и рок-музыки!
"Ежедневник", январь 2008
Дмитрий Безкоровайный
оценка: 7,00
При прослушивании современных альбомов группы "Neuro Dubel" складывается впечатление, что ее где-то на рубеже тысячелетий подменили. Вроде бы все то же самое, да вот только не радует, как елочные игрушки в известной шутке.
Если честно, из альбома больше всего понравились стихи. Живо и в точку. А вот песни (их здесь 20 штук) кажутся какими-то одинаково пресными и надуманными. В них достаточно агрессии, грохота и фирменных "фишечек", но это ведь не главное. Вернее, раньше таковым не было.
В общем, альбом не провальный, но явно слабоватый. Не говоря уже о том, что Песен, которые случались когда-то у "дюбелей" достаточно регулярно, здесь нет. После прослушивания "Stasi" показалось даже, что, возможно, "Вопли Видоплясова" не так уж и неправы, занимаясь вместо новых альбомов перезаписью старого материала и "бестами". Или они просто хитрее?
Experty.by
Олег Климов
оценка: 7,00
...Я вполне представляю себе реакцию музыкантов, которые днями и ночами сочиняли песни, вынашивали идею своего нового альбома, искали деньги на запись, записывались, не доедая и не досыпая, а сволочь-рецензент, откинувшись на стуле и прихлебывая бургундское, пишет - "не, не то". "А не пошел бы ты на и в!.." - самое мягкое, что могут в таком случае произнести музыканты...
В диск вошли и несколько смешных, почти смешных, несмешных вовсе, актуальных и жизненных, с матюками стишков от Дяди Саши - от его лица произносит рифмы лидер "дюбелей" Александр Куллинкович.
Похоже, утяжеление "НД", длившееся последние года три-четыре, приняло вот такую окончательную форму: тяжело, иногда ню метально, с реверансами в сторону "Rammstein" - и по звуку, и по простоте. И несмотря еще на все пертурбации последних же лет в составе, вроде, тоже закончившиеся, группа все так же отличима конкретно по саунду, сколь высоко или не очень профессиональные инструменталисты в ней играют (играли) -- сыровато, не так плотно: это не недостаток, это констатация.
Возможно, самый резкий, даже злой по текстам альбом коллектива за всю его историю - тому есть "причины", о которых все прекрасно знают. Усмеша и ирония АК стали колючими, с плеча.
"Вiтайце!", "Das Pisch", "Гадзiна", "Сукi", "Пi...", "Трываю", "Край" (лучшая, на мой вкус, песня пластинки. Из нее, между прочим, можно сделать конфетку-кавер в качестве трибьюта "дюбелям", который готовится. Уже как-то доводилось писать, что при всем раздолбайстве-рок-н-ролльности творчества Куллинковича, Саша - отменный лирик и окололирик, и когда он вот так вдруг выстреливает - это всегда классно!), "Кени", "У гiпсе!", кавер "Черные глаза", "Можно жить" (второй твердый хит альбома, с "киношной", каспаряновской гитарой).
Я, честно говоря, который год не могу для себя решить -- плохо это или хорошо, что "Нейро Дюбель" уже длительное время как бы "застоялся" именно вот в такой подаче материала -- агрессивной, стремительной, дерзкой, но ожидаемой, с каждым разом все меньше фантазийной по части мелодий. Рубилово, гасилово, кач - все на месте. Но не охренняк.
"Музыкальная газета", декабрь 2007
список проголосовавших по оценкам:
Комментарии
1
Спасибо, спадары, что время от времени выкладываете многогодовой давности альбомы)