О проекте

Олег Климов: "Полюбэ "Тяни-Толкай""

 
photo-klimov.jpg

Известный музыкальный критик Олег Климов о параллелях между группами "Тяни-Толкай" и "Любэ" в колонке для газеты "СБ - Беларусь Сегодня": "И тот и другой коллективы – адепты патриотической песни... Патриотизм в текстах песен у той и другой группы – по большей части бытовой, общечеловеческий. Он в березках, в старом трамвае, в даль-чужбинушке".

"Любэ", братцы, "Любэ". И "Тяни-Толкай". Нет, когда мы говорим "Любэ", то не подразумеваем группу "Тяни-Толкай". А вот когда произносим "Тяни-Толкай", то уж, извините-подвиньтесь, аналогии уместны, как бы этого ни хотелось участникам минского ансамбля. Лично я могу себе представить такую жуткую картину, как группа "Любэ", исполняющая песни "Тяни-Толкай" последних лет трех-четырех: стилизовано это будет под Расторгуева и Ко на "десяточку", словно для них написанное. Песни "Любэ", спетые "под "Любэ" "тяни-толкаем", даже в качестве эксперимента сегодня не потянут – калибр не тот, мастерство не то, опыта жизненного и артистического наживать и наживать еще, заматерелости нехватка, правильного ремесленничества.

И тот и другой коллективы – адепты патриотической песни. В самом широком толковании сего музыкального жанра, полностью исключающем, естественно, "каноническое" определение слова "патриотизм", данное английским мыслителем Самуэлем Джонсоном: патриотизм – последнее прибежище негодяев. Патриотизм в текстах песен у той и другой группы – по большей части бытовой, общечеловеческий. Он в березках, в старом трамвае, в даль-чужбинушке. Мелодии для донесения до слушателя этих нехитрых истин, изрядно "оциниченных" за последние годы, команды выбирают самые доступные для восприятия – такие, чтоб в голове отложились не на год-два, а, быть может, навсегда. Чтоб слова в этих песнях пелись, душа взлетала, а сердце наполнилось гордостью, чтоб проснулись в нас все самые лучшие чувства, покрытые суетной пылью.

Стартовали эти команды похоже – с махновщины. Если у "Любэ" Нестор Иванович присутствовал в песне самолично, а экстрима хватало в композициях про Глеба Жеглова и Володю Шарапова да про "люберов" с "Дусей-агрегатом", то "Тяни-Толкай" начинался как безудержно веселый проект, которого перло во все стороны и от собственной молодости и от того, что пацаны просто дорвались до сцены. Однако уже и тогда в репертуар минчан входили и песни лирические, более глубокие по содержанию, чем просто вброс адреналина в публику. "Любэ" от перестроечных песен на злобу дня стали постепенно крениться в сторону деревенско-городской романтической струи и поп-державности. И место батьки Махно однажды навсегда занял батяня-комбат. К плюсам "Любэ" стоит отнести еще и то, помимо всего прочего положительного в творчестве ансамбля, что группа сумела не свалиться в откровенный китч и пошлость, спекулируя на святых для многих вещах. В отличие, скажем, от "Белого орла", которые выпустили запредельную безвкусицу про то, что "А в чистом поле система "Град". За нами Путин и Сталинград!". "Орел", кстати, вполне сгодился бы на роль второй группы "Любэ", если бы так не переслащавливал свои произведения. У "Тяни-Толкай" с военной тематикой похуже, но зато есть песня "Алмаз", посвященная известному белорусскому спецподразделению, которая вызвала разную реакцию в среде меломанов. Кто-то посчитал ее конформизмом, кто-то – достойной композицией о достойных людях. Мне не показалась она удачной в контексте всего творчества "Тяни-Толкай". Да, на каких-то знаковых выступлениях она уместна, но в обычном концерте, для той публики, которая ходит на группу (школьницы средних-высших классов, учащиеся ПТУ, студенты начальных курсов, мамы и папы, которые прошли эти ступени), песня выглядит белой вороной. И нет для меня в ней этой мужественности, зрелости, которую несет "Любэ", исполняя песни схожей направленности. Или представьте себе группу "Тяни-Толкай", поющую со сцены, с пластинки гимн страны. Мне почему-то трудно это сделать. "Любэ" же записали замечательную рок-версию гимна России. Осталось грянуть ее в весеннем лесу...

...Глотая березовый сок. Мы вернулись к нашим деревцам, которых на своем веку музыканты "Любэ" повидали побольше и побольше были в отрыве от них. Но главное в любом творчестве, в жизни вообще – не отрываться от своих корней навсегда, забывая, кто ты есть, откуда родом. "Любэ" не забывает, а чуть что – тут как тут Сергей Безруков (он же Есенин, он же Пушкин и т.д.), и понеслась: "Почему так в России березы шумят?" Да и "Тяни-Толкай", по-моему, несут в белорусский дом доморощенную безруковщину... Хотя, конечно, знаю людей, которые думают совершенно иначе, чем я. Поспорим?..

Оригинал публикации на сайте газеты "СБ - Беларусь Сегодня".

Об авторе:

Родился 24 декабря 1964 года в Ленинске (Байконур), Казахстан. В 1988 окончил филиал "Восход" Московского Авиационного Института, в 1988-93 годах работал на минском заводе вычислительной техники им. Орджоникидзе. Затем два года занимался частным предпринимательством. В журналистике с 1995 года. С 1997 – редактор отдела российской и белорусской музыки в "Музыкальной газете", член редколлегии. С 1999 – бессменный шеф-редактор газеты. С 2003 – шеф-редактор журнала "HOT 7". С 2008 – один из экспертов музыкального интернет-проекта "Experty.by". Также печатался в журналах "Несси", "Золотая орхидея". Автор большого количества рецензий на диски, концерты и публицистических статей. В 2006-2007 годах выступил в качестве одного из ведущих белорусского телевизионного отборочного тура всемирного конкурса "The Global Battle Of The Bands".

Тяни-Толкай

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net