Музыкальная журналистка Татьяна Замировская о концертной презентации дебютного альбома минской группы "The Toobes": "Белорусы из "The Toobes" выглядят и играют так, будто они засветились на обложках "New Musical Express" и выступили на сцене феста "Glastonbury"".
По тому, как развивается карьера молодой англоязычной группы "The Toobes", можно предугадать, что с ними случится. Либо музыканты, обласканные критикой, подхватят звездную болезнь, станут играть скучную муть, мелькать в телевизоре и сочинять музыку для кино, либо будут жить быстро и умрут молодыми, повторив судьбу коллектива "Joy Division" - наркотики, веселье, суицид!
Или уедут в Лондон, попадутся на глаза знаменитому продюсеру и станут мировыми звездами. В общем, долго они здесь не пробудут: слишком стремительно зажегся их огонь, слишком апокрифически рок-н-ролльно выглядит их взлет и слишком странно прошли их дебютный сольный концерт и презентация альбома.
Зал "Реактора" был набит под завязку. Такого не бывало даже на концертах заезжих звезд с десятилетней карьерой! В воздухе витало ощущение нездоровой мании и необъяснимого экстаза. Многие зрители уже были в фирменных майках "The Toobes". Что вообще происходит?
Опрос зрителей еще до концерта показал: многие пришли, потому что им "сказали, что будет круто". "Сарафанный" пиар сработал четко - в клубе яблоку было негде упасть. Многим понравилась афиша: она выглядела как что-то заграничное. Скорее всего, многие добровольно повелись на предлагаемую группой игру: представили, что живут в Лондоне конца 90-х, и пришли слушать очередную инди-легенду, которая оккупировала обложки "New Musical Express".
Публика на концерте та самая, из 90-х: среди эмо-школьников и R’n’B-молодежи каким-то чудом выжили те самые "ботаны" в дурацких цветных кедах "Конверс", майках со смешными надписями и нелепых очках в квадратной оправе. Пришли на концерт и музыканты другого поколения - те, кто стоял на заре белорусской "британской" музыки. Если раньше у нас было множество групп, играющих в "английской" стилистике, теперь популярна другая музыка. И юные мальчики, играющие шумный рок-н-ролл, уже неактуальны, нафталиновы и нелепы. И одновременно выглядят жутко модными, как и все, что выпадает из течения времени.
"Секс, наркотики и рок-н-ролл! - вскричал со сцены конферансье, объявляющий группу. - У нас есть рок-н-ролл? Е-е-есть! А секс у вас был? Бы-ы-ыл! А наркотики у нас есть? Есть у нас наркотики?" "Е-е-есть!" - закричала почти тысячная толпа. Все смутились. В Минске еще никогда и никто так не начинал концерты.
На сцену вышли трое совсем молодых людей в ярко-красных штанах и белых майках с идентификационными надписями (drums, bass, guitar). Они начали играть, и зал, раньше слышавший их только на "сборных" концертах, остолбенел - настолько это было неожиданно. Мощное, плотное звучание "Toobes" не вязалось с их детской, прозрачной внешностью.
"Toobes" удивительны еще и тем, что у них поющий барабанщик - длинноволосый и пассионарный тип с хриплым, самозабвенным блюзовым вокалом, лишенным малейшего акцента. Благодаря ему кажется, что на сцене молодые и взбалмошные английские наследники "Led Zeppelin", "The Who" или "The Animals", в их музыке тоже много сырого, шумного блюза. Не случайно музыканты относят себя к стилю Revival Rock ("возрождение рока") - именно в нем играла британская молодежь, активизировавшаяся в начале 2000-х. Именно тогда появился минималистичный блюзовый дуэт "White Stripes", взвинченные австралийские "The Vines", мечтательные и пронзительные "The Music", а еще ритм-н-блюзовые ливерпульцы "The Coral", которые в свои девятнадцать играли так, будто они пожилые, но задорные герои 60-х.
Белорусы из "The Toobes" выглядят и играют так, будто они вышли из этой волны, возникли в то время, засветились на обложках "NME" и выступили на сцене феста "Glastonbury". Но они слишком юные: если барабанщику-вокалисту чуть-чуть за двадцать, то парням, терзающим гитары, нет и двадцати. Они появились на музыкальное поколение позже этой новой британской молодежи, они совершенный анахронизм, но они играют так, что забываешь обо всем. Даже о том, что все это происходит в Минске.
Пока музыканты срывались в психоделические гитарные импровизации, со сцены на руки зрителям постоянно прыгали какие-то мальчики-девочки. Это добрый, гуманный "стейдж-дайвинг" - толпа благодарно носила худеньких героев в "конверсах", будто по морю (на метал-концертах прыгающие в толпу упитанные металлюги в цепях обычно буднично плюхаются на пол, и толпа от ужаса расступается). Музыканты прекрасно понимают опасность превращения в кавер-бэнд, поэтому из классики мирового рока они играют только "Be-Bop-A-Lula" - этого достаточно.
Можно сказать, что "Toobes" играют свою мечту о любимой музыке, которая никогда тут не появится. Песен как таковых у них немного: при всей интенсивности и профессиональной вышколенности программа довольно однообразна. Песни строятся на сравнительно небольшом наборе классических блюзовых риффов, пусть и интерпретированных с восхитительной, почти панковской, вольностью. Впрочем, любимые риффы заимствованы у Джимми Хендрикса - это радует. "Спасибо, Джимми!" - даже вскричал барабанщик после композиции, откровенно интерпретирующей "хендриксовскую" "Hey Joe!".
Заимствования - это не плохо. Но необходимо больше мелодического материала, т.к. со временем харизмы и драйва может не хватать.
"Только не пишите нигде, что гитарист один в один похож на Рона Уизли!" - просят прессу девочки-фанатки. Действительно, гитарист так похож на персонажа прославленного эпоса Роулинг, что об этом даже писать не хочется. Правда, в те времена, когда такого рода музыка была самым главным, что происходит в мире, никаких Ронов Уизли и Гарри Поттеров еще не существовало - в мире и так хватало волшебства. И то, что юные белорусские хлопчики вдруг схватили гитары и стали бескорыстно делиться с нами витающими где-то в коллективном бессознательном осколками этого волшебства, может вызвать только чувство жгучей благодарности. В этой музыке нет никакого смысла. Здесь она никому не нужна. И, может быть, именно поэтому можно сказать, что мы наконец-то увидели что-то совершенно новое.
В конце апреля музыканты поедут с гастролями в Швецию - как победители международного музыкального соревнования "Bandscan". Будем надеяться, они к нам вернутся.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
"БелГазета"
Комментарии
Аминь.
Аминь.
---Я модный свет ваш ненавижу!---
THE TOOBES -
THE TOOBES - шикарное название группы, от него сразу веет легендой. Еще не слышав их музыки, но узнав про существование, сразу подумал: какое крутое название, с ним нельзя быть плохой группой. Предположение подтвердилось. Ребята большие молодцы, очень талантливы. Удачи и новых вершин.
уточняющие вопросы
интересно, Татьяна действительно считает, что слова "наркотики, веселье, суицид" наиболее точно описывают творческий путь группы Joy Division?
Татьяна правда считает, что в Лондоне имеется нехватка англоязычных групп играющих Revival Rock (с начала 2000-х), или это просто фигура речи?
если Татьяна считает, что The Toobes "появились на музыкальное поколение позже этой новой британской молодежи", то какое музыкальное направление, по ее мнению, является наиболее актуальным в настоящий момент?
"ботаны" в дурацких цветных кедах "Конверс", майках со смешными надписями и нелепых очках в квадратной оправе" называются "хипстеры", это довольно известное слово, даже в некоторых словарях есть.
Татьяна
Татьяна считает, что если аудитории "Белгазеты" на полном серьезе объяснять творческий путь группы Joy Division, а также употреблять там слово "хипстер" (с отдельной сноской, объясняющей, что это такое - там такие правила) и анализировать музыку британских 00-х во всех тонкостях, то "Белгазета" вынуждена будет либо превратиться в "Музыкальную газету", где Татьяна когда-то работала, либо взять на работу другого, более близкого широким читательским массам музыкального обозревателя. И тогда уж вам точно будет ЧТО обсудить и ЧТО почитать, ха-ха.
извините, но
речь идет не о том, чтобы что-то кому-то объяснять, а о том, чтобы элементарно не врать. то есть вот эти три слова через запятую просто не имеют к джой дивижн никакого отношения, это как ложку назвать слоном - формат издания тут вообще не при чем. то же и про "NME": если читателям "белгазеты" все нужно через сноску объяснять, зачем тогда вообще эта аналогия?
при этом, ну, поймите меня правильно: статья хорошая, та часть где собственно про музыку - очень хорошая, и хендрикс, и зе ху, все очень точно и к месту. я просто не понимаю зачем эта интонация урока рисования в младших классах, тем более, что аудитория (если я правильно понял) все равно ни черта не понимает.
Я не вру, вот в
Я не вру, вот в чем дело. Но и не совсем понимаю, что вам нужно - вы хотите вообще в целом МЕНЯ ПОНЯТЬ? (То есть понять, отчего незнакомый человек в незнакомой вам газете, обращаясь к неизвестной вам аудитории использует именно эти три слова и какие цели он при этом преследует? вам реально это надо?) Или хотите проработать ситуацию "умный читатель-слушатель нашел ошибку в тексте глупого журналиста-дилетанта"? В первом случае можно, конечно, побеседовать о массовых стереотипах касательно Joy Division (ныне очень популярного, ха-ха, коллектива). Во втором всё еще проще - БИНГО! ВЫ НАШЛИ ДЕМОНИЧЕСКУЮ ОШИБКУ И СПАСЛИ МИР! ПОЛУЧИТЕ ПОХВАЛЬНУЮ ГРАМОТУ!
а че, давайте я
а че, давайте я найду демоническую ошибку, ХА-ХА-ХА! там этому пассионарному барабанщику двацц пяц, а этому, который на басе - дваццон!
а хотя какая разница, вот мне 22, а я нихера.
грамоту мне, грамоту!
вот, держите! [[[
вот, держите!
[[[ Г Р А М О Т А ]]]
кто следующий?! :)
У меня идея получше
Г-жа Сельская Лошадь и все другие умники (в хорошем смысле этого слова), давайте используем вас в мирных целях. Я совершенно серьезно предлагаю вам написать текст в рубрику "личное" на любую актуальную музыкальную тему. Не в порядке "слабо?", а просто если получится действительно интересно и по делу - мы опубликуем. Мне кажется, что все от этого только выиграют. Шлите на experty.by@gmail.com.
хей, я не
хей, я не госпожа!
Ну тогда
Ну тогда в следующий раз делайте так, чтобы никнейм был как минимум среднего рода :) Озвученное выше предложение в силе.