Через день после фестиваля "Грифомания-2012" его хэдлайнер, гитарист Виктор Смольский, который уже около 20 лет играет в известной на весь мир немецкой металлической группе Rage, заглянул в студию "Еврорадио". Музыкант признался, что со сложностью нашёл время в плотном графике и отвел на беседу максимум полчаса.
Но разговор об уровне белорусских музыкантов и нелепости в организации концертов в Беларуси затянулся почти на час. Виктор был настолько эмоционален и увлечён, что за это время даже не успел допить чашку чая.
– Вы выступили в качестве хедлайнера на фестивале "Грифомания", но в качестве аккомпаниаторов выбрали не самых известных музыкантов, почему?
– На самом деле, мне было очень приятно приехать в Минск и поучаствовать в такой местной тусовке. В последний раз я в таком участвовал лет 25-30 назад, если не ошибаюсь. Для меня это был вечер ностальгии. Меня приглашали как гостя, и сначала думали, как это лучше сделать: чтобы я исполнил какую-то сольную программу, или свою воркшопную программу, сделал какой-то мастер-класс... Но, учитывая, что у меня здесь много знакомых, таких как Александр Kiss и его группа Attraction, я предложил спеть что-то вместе. Джемовать мне всегда нравилось, поэтому и рискнул выйти с ребятами без репетиций. Было очень весело! А с другой стороны, и неожиданно, что молодые ребята так здорово готовятся, учат. Мы сыграли просто идеально, с двумя вокалистами...
– А если сравнивать наших молодых гитаристов и, например, немецких, то, что можно сказать?
– Да нет большой разницы! Музыканты у нас очень сильные, интересные, талантливые, тусовка соответствует европейскому уровню. Единственное, чего, возможно, не хватает нашим музыкантам – именно опыта, концертного опыта, музыкального обмена, так как у нас мало клубов и мало возможностей, чтобы играть и видеть других музыкантов. Поэтому, возможно, некоторые из музыкантов немного скованы, но музыкальный уровень у них очень высокий.
– Недавно у нас проходил семинар, куда приехали журналист, организатор фестиваля и продюсер из Германии, делились собственным опытом. Они сравнили нашу музыкальную ситуацию с исландской. Там, когда появилась Bjork, она начала вывозить в другие страны разные исландские группы, чтобы популяризировать и их. Не было ли у вас желания как-то попытаться продвинуть наших музыкантов на Запад?
– Естественно, такое желание есть, даже были попытки продюсировать, брать в тур, это были и российские примеры. Сейчас Александр Kiss, так сказать, выездной, и будет принимать участие во франкфуртской музыкальной выставке, то есть, определенный обмен уже начинается. Разница между белорусскими и исландскими группами в том, что у нас возникают большие проблемы с визами. Это разрушает все планы, потому что гастрольная жизнь довольно спонтанная, иногда приходится срочно срываться, собирать вещи и ехать на концерт. Предложения могут появиться в любой момент. Но для нас это невозможно в связи с визами. Та же система с контрактами. У нас нет гарантии для западных фирм, что музыканты сумеют кататься, что они могут выехать, что авторские права защищены, что здесь вообще работают музыкальные законы. Поэтому до сих пор с белорусами очень трудно, и возможностей им помочь у меня почти нет.
– А существует ли каким-то образом Беларусь на, скажем, европейской музыкальной карте?
– Никто о нас ничего не знает! К сожалению! Когда я рассказываю на музыкальных выставках, или фестивалях, что я из Беларуси, то потом её очень долго ищут на карте. И то, что здесь очень сильно развита музыкальная сцена, никто вообще не слышал, что очень трагично.
– Так что нужно нашим музыкантам, чтобы зацепиться на Западе?
– Крепкое здоровье и крепкие нервы, потому что это не так просто всё. После "Перестройки" всем было очень интересно, кто там приедет из бывшего Советского Союза и что сыграет, да и вообще, что там происходит. Сейчас это любопытство исчезло, поэтому приходится доказывать исключительно на музыкальном уровне, умеешь ты что-нибудь или нет. А откуда ты приехал, уже всё равно.
Поэтому нужно сильно готовиться, готовиться комплексно. Естественно, можно приехать отыграть концерт, уехать, и тебя никто уже не вспомнит. Нужно готовить концертную программу, пытаться прорваться на суппорт в какой-нибудь тур... Обязательно должен быть диск, чтобы его продавать, заранее следует готовить рекламу в том же интернете, чтобы была поддержка, чтобы это было на тематических форумах, чтобы можно было найти всю необходимую информацию о группе в интернете, нормальные фотографии, чтобы там были, если вдруг СМИ заинтересуются...
Обязательно нужно иметь годовую шенгенскую визу, как минимум. Ну, и, безусловно, нужно иметь какую-то финансовую поддержку, потому что находясь там, в туре, нужно как-то жить, кушать... Также стоит обдумать, на какой аппаратуре играть, если уже туда ехать, так как не вся аппаратура предлагается, а когда предлагается, то не так просто.
Нужно пытаться связаться с какими-то молодыми местными группами, они тоже могут помочь. Дружить с этими группами, объединяться, устраивать какие-то маленькие общие туры. Ну, и надо же смотреть, в какой тусовке будешь играть, какие там стили любят...
Продать какой-то компот из стилей гораздо сложнее, чем опредёленный стиль. У конкретного стиля есть свой коридор в бизнесе, своя пресса, свои магазины, журналы, фэны... То есть что-то новое – это всегда рискованно, а копировать гораздо легче, но не так интересно, как делать что-то своё.
– Если вы сюда приезжаете, то проводите для всех желающих мастер-классы. Зачем вам это?
– Просто я помню, как было сложно мне 30 лет назад. Никакой информации не было, никто ничего не подсказывал, не показывал, поэтому и хочу помочь чем могу, как-то объяснить, подсказать, заметить ошибки... Скажем, открыть в человеке талант и помочь его развить. Наконец, просто поддержать, так как у нас музыкантам очень сложно, честно говоря, не менее сложно, чем было. За 25 лет, которые я живу за границей, здесь ничего не изменилось, никакого развития музыкального бизнеса я не заметил. Он как был в таком сонном состоянии, так и остаётся.
– Вы сейчас являетесь официальным представителем фирмы Yamaha...
– Я работаю со многими фирмами, так, более десяти лет с Yamaha, не только гитары, но и клавиши и различные студийные инструменты. Я разрабатываю гитары для фирм Engl, Siggi guitars, Cordial... Наверное, это началось ещё здесь, когда в Беларуси ничего не было. и приходилось крутить всё самому вместе с местными мастерами. На Западе я продолжаю свои идеи предлагать фирмам, и они пользуются успехом. Те же усилители Engl занимают в Европе первое место, и такие звёзды, как Ричи Блэкмор, Стив Морс их используют.
– То есть вы что-то разрабатываете, присылаете это фирмам, а они используют ваши идеи, так?
– Да! Очень просто, можно и из Беларуси такое делать.
– У вас есть совместный проект с вашим отцом композитором Дмитрием Смольским...
– С отцом мы давно сотрудничаем. В принципе, Rage была первой металлической группой, которая начала выступать с оркестром, ещё до Metallica и всех остальных. С отцом мы тоже делали вместе какие-то аранжировки и сочинили симфонию для электрогитары и симфонического оркестра. Позже появились копии от Ингви Мальмстин, Стив Вай тоже делал с оркестром проекты, но это всё было позже. Нашу работу мы показали европейской публике, с невероятным успехом прошел концерт в Берлине, в Берлинской филармонии были распроданы все билеты. Также мы играли и в Минской филармонии. К сожалению, не получилось и в этот приезд сыграть...
– А продолжение какое-то будет этого проекта?
– Думаю, что в будущем какой-нибудь новый проект презентуем, потому что нам это понравилось, это интересно, и работа с отцом для меня всегда очень интересна.
– А где можно найти записи этого проекта?
– На моём сольном альбоме "The Heretic", это диск только оркестра с гитарой.
– Вы являетесь гонщиком, а что для вас на первом месте – музыка или гонки?
– Музыка – моя жизнь, а чтобы отключиться от музыки, которой часто слишком много, поскольку это не только Rage, а это моя музыкальная школа, воркшопы по всему миру, продюсирование других групп, я работаю на большое количество звукозаписывающих компаний, как гость в различных инструментальных проектах – то есть, музыки очень много в голове, иногда, этих нот уже такое количество, что нужно как-то отключаться...
Мотоспортом я заинтересовался уже лет 20 назад, и уже лет с 15 гоняю профессионально, у меня профессиональная лицензия. Я принимаю участие в чемпионате Германии по ралли, это и кольцевые гонки, в чемпионате Европы, сейчас я вернулся из Мексики, где гонял на "багги" по пустыне. То есть, экстрима в жизни хватает: я и с парашютом прыгал, и на самолетах летал, перепробовал всё, что только возможно, а остановился на гонках. Достаточно успешно остановился, в этом году четыре первых места в чемпионате Германии.
– А самое высокое достижение?
– Думаю, что самое серьёзное – это третье место на 24 часовой гонке, одной из самых крупных гонок в мире. Третье место в классе – этого никто не понял, я и сам не понял, потому что за мной были элитные гонщики, бывшие гонщики "Формулы-1", мировые звёзды, которых я обогнал, и сам не мог поверить.
– А не мешает одно другому – профессиональное занятие гонками и музыкой одновременно?
– Мне наоборот помогает, потому что автогонки держат меня в прекрасном спортивном состоянии, и отключение на гонках на выходные мне помогает с ещё большим энтузиазмом и удовольствием заниматься музыкой. А по времени одно на другое не накладывается, так как профессиональные контракты заключаются на длительный срок, а когда мы в туре или на концертах, то просто отказываюсь от гонок.
– Ну, и давайте вернёмся к группе Rage. По вашему мнению, на какой сейчас стадии находится коллектив?
– Думаю, что на стадии серьёзной, грамотной зрелости. 21 альбом за 28 лет – это очень продуктивно. Очень мало крупных известных групп, которые настолько стабильно находятся в бизнесе. У нас не было никаких провалов, каждый тур – практически мировой. В этом году был самый крупный тур по России, мы две недели ездили... И что очень важно, мы не загнали себя, то есть, когда мы чувствуем, что устали от гастролей, то делаем паузу. Я не хочу выходить на сцену как на работу, я хочу получать удовольствие от каждого концерта. Всё, что мы делаем, – исключительно для удовольствия. Мы не боимся экспериментировать, так как не хотим повторяться. Поэтому у Rage 21 альбом, и все они разные. Сейчас мы отделили Rage от оркестра, сделали два разных проекта. Последний альбом "21" очень жёсткий, то ни клавиш, ни оркестра нет. А в следующем году будет диск, который и будет называться "Lingua Mortis Orchestra", то есть, это на базе Rage проект с гостями, где будут женские вокалы, новые инструменты...
– Но с оркестром у вас не получается так гастролировать ...
– Естественно, потому что это очень дорого. Но в следующем году уже подтверждено много концертов. В конце января мы с оркестром – в Америке, летом у нас много крупных фестивалей, это и "Wacken Open Air", "Masters of Rock", то есть, гастроли будут.
Текст: Илья Малиновский, "Еўрарадыё"
Фото: "Еўрарадыё"
Комментарии
Шампанскага MOET на подыум!
Што тут сказаць - павага спадару Віктару. За захапленне аўтагонкамі ды ўдалы ўдзел - рэспект падвойны!
(А мне здаецца, беларускім музыкам не хапае сэксу ў гітарных партыях, басовых і асабліва - вакальных, што поп-выканаўцам, што рок)
sexu???
Nie hapaje SENSU... ВСЕХ С НАСТУПИВШИМ НОВЫМ ГОДОМ! От души желаю различных, в том числе и музыкальных, успехов!!!