О своих музыкальных вкусах и любимых дисках разных лет сайту Experty.by рассказал Владимир Пугач – пинский патриот и лидер "J:морс", одной из самых успешных современных белорусских рок-групп, чей недавний альбом "Электричество" был в лидерах рейтингов по итогам 2010.
Официальная биография не врет – я действительно родился и вырос в Пинске. Но практически сразу после моего рождения наша семья на какое-то время переехала в Минск. Папа у меня из технической интеллигенции и в плане музыкальных вкусов тянулся к прекрасному и, на тот момент, запретному. В общем, был меломаном.
Существовала хитрая система – моряки торгового флота привозили западные пластинки в Минск через Клайпеду. К нам домой их приносил один странный человек, – хмурый такой, молчаливый, – они с папой закрывались в комнате и переписывали все на рентгеновские снимки и бобины.
В итоге у моего отца была очень сильная коллекция музыки, которой ни у кого не было. Скажем, мое первое музыкальное впечатление вне контекста советской музыки – альбом Пола МакКартни "Ram" (1971). Тогда же я услышал группы Manfred Mann, America, Bee Gees, Kraftwerk, Рода Стюарта и многих других. А вот Beatles и Rolling Stones мой отец не жаловал.
Когда мне было 7 лет, наша семья вернулась в Пинск и я пошел в школу. Я стал более самостоятельным и стал слушать музыку из моей среды общения, с дискотек – Modern Talking, Bad Boys Blue.
Где-то в 12 лет я уже был металлистом. У меня даже была пара клепаных браслетов и ремень, которые, правда, я надевал очень редко. Да и вообще свои музыкальные пристрастия держал при себе – такой отличник с хорошим поведением и тихим омутом внутри. Слушал Accept, Helloween, Judas Priest, но в итоге победила всех Metallica с альбомом "Master Of Puppets" (1986).
Параллельно я увлекся русской музыкой – "ДДТ", "Крематорий", немножко "Кино". Но это было скорее из-за того, что мне нравилось играть на гитаре – металл же особо на акустике не сыграешь и не споешь. Да и девочкам не так интересно, а это тоже был весомый аргумент для формирования репертуара. В старших классах мы порой собирались школьной тусовкой, садились на катер, плыли за 40 километров от города и на пару недель там зависали в "походе". И парень с гитарой был важным элементом всего этого.
Уже к концу школы открыл для себя группу Nirvana с альбомом "Nevermind" – это то, что перевернуло мой музыкальный мир полностью. Параллельно я совершенно случайно наткнулся на Guns N’ Roses "Use Your Illusion" – один из моих любимых альбомов до сих пор. Ну и, само собой, "черный альбом" Metallica мне нравился.
Летом 1993 я поступил в ЕГУ и переехал в Минск. Началась культурная экспансия большого города, в результате которой мой маленький мозг не выдержал и дал трещину. Я совершенно внезапно для себя увлекся блюзом – особенно полюбил Эрика Клэптона. Это было не так долго, причем в основном белый блюз, а не черный, но навсегда оставило свой след.
Затем это увлечение перешло на более альтернативные вариации – очень нравился альбом Тома Уэйтса "Rain Dogs" (1985). Особое место занял тогда альбом Пола Саймона "Graceland" (1986) – самая позитивная музыка, которую мне когда-либо доводилось слышать. Если, конечно, не считать Шаинского :)
Параллельным потоком стал увлекаться (и до сих пор не закончил) музыкой нью-эйдж: Вангелис, Китаро, и классика "Oxygene" Жана-Мишеля Жарра. Чуть позже все это вылилось в глубокое и теплое чувтсво к Dead Can Dance. Особенно люблю альбом "Into The Labyrinth" (1993) и концертник "Toward The Within" (1994).
Параллельно все еще слушал всякие тяжелые штуки. Начиная с Alice In Chains, Soundgarden, продолжая Faith No More и Anthrax, потом переболел и Red Hot Chili Peppers, как водится. В какой-то момент начал переслушивать классику – наконец, как следует, послушал Beatles, Rolling Stones и не впечатлился. А вот Pink Floyd, что называется, "вставил". Особенно "The Wall" (1979), "Wish You Were Here" (1975).
Современную постсоветскую музыку я достаточно долго не воспринимал всерьез. Тот же "Мумий Тролль" впервые услышал с песней про "Водка трудная вода" – для студента-нонконформиста от этого за километр тянуло каким-то гламуром. Но потом именно поп-рок стал нравиться.
В двухтысячных к музыке стал относиться более спокойно – слушаю много, но музыкантов идеализировать перестал. Какой-то новый этап в прослушивании музыки наступил, когда стал водить машину. Скажем, полюбил группу The Pogues, один из последних альбомов Нины Хаген ("Personal Jesus", 2010), The Gossip "Music for men" (2009).
Что касается белорусской музыки, то в детстве для меня было что "Песняры", что "Сябры", что "Верасы" – все одно и то же. Осмысление, что это, похоже, до сих пор лучшие образцы белорусской эстрадной музыки пришло гораздо позже. Тогда это было просто фоном из телевизора и радиоточки, которая находилась за холодильником. Но на школьной дискотеке у нас иногда ставили "Мрою" – в 5 или 6 классе поразился, что и в Беларуси, оказывается, делают рок-музыку. "Ну, круто!" – подумал я.
Следить за белорусской музыкой начал только в Минске, когда стал сам играть с Артемом Ледовским и общаться с другими музыкантами. Тусовались мы со Славой Бондаренко, Вадимом Косолаповым, Ромой Орловым – соответственно, слушал группы "Чехов", "Нео". Еще нравилась группа "Аэроплан", которая играла эстетскую английскую музыку.
В начале двухтысячных N.R.M. и "Крамбамбуля" очень впечатлили, а где-то в 2004 на разогреве у "Саши и Сирожи" на полуподпольном концерте во Дворце Искусств увидел группу "Серебряная Свадьба" – они меня просто порвали. "Ляписы" мне нравятся местами, когда Сергей делает именно красивые песни – "Огоньки", "Я верю", "Зорачкі".
Все пятерки в хронологическом порядке.
ЗАПАД
Pink Floyd "Wish You Were Here" (1975)
Это вообще очень странный случай – группа записывалась тогда без современного оборудования таким образом, что музыка звучит вне времени. И повторить это до сих пор никто не может. А заглавная песня этого альбома наверняка была бы в топе моих самых любимых песен.
Guns N Roses "Use Your Illusion I & II" (1991)
Один из немногих двойных альбомов, которые я могу слушать от корки до корки и не надоедает. Мне никогда не нравилось смотреть на Акселя Роуза, – уж слишком странно он выглядит, – но слушать его записи мне нравится. Это в меру сложная для своего жанра музыка, очень органично и легко воспринимается. Особый шарм ей придает нарочито "грязное" студийное звучание, которое лет 15 спустя вошло в моду.
Eric Clapton "Unplugged" (1992)
Один из альбомов, которые перевернули мое понимание музыки. Что можно играть и при этом пробуждать совершенно невероятные эмоции. Когда на втором курсе ЕГУ поехал в Берлин, купил там официальную табулатуру альбома, с которой потом снял и играл ряд песен. Да и до сих пор под настроение играю.
David Bowie "Hours" (1999)
Это тот редкий случай, когда музыка, записанная десять лет назад, звучит для меня актуально и современно. В общем контексте творчества Дэвида Боуи мне понятнее и интереснее именно этот альбом. Возможно, это как я никогда не любил молодого Шона Коннери, но когда он поседел, отрастил бороду, появились морщинки вокруг глаз и мудрость какая-то, отношение изменилось на прямо противоположное.
Kings Of Leon "Come Around Sundown" (2010)
Они мне понравились тем, что в принципе с достаточно скудным набором средств выражения делают очень плотную, пространственную и красивую музыку. Возможно, эта любовь у меня не долговечна. Но сейчас весьма актуальна.
БЫВШИЙ СССР и СОЦЛАГЕРЬ
Жанна Агузарова и Браво "1983 – 1988" (1993)
Браво периода Агузаровой – волшебная музыка. Причем, я даже не говорю об эпатаже, нонконформизме и прочих модных молодежных проявлениях своего взгляда на жизнь. Если отвлечься от того, что она выходила на сцену в валенках и прочих фокусов, там просто ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ПЕСНИ, которые живут сами по себе, вне визуального и прочего контекста.Тоже вне времени, на мой взгляд.
Мумий Тролль "Меамуры" (2002)
Этот альбом нравится тем, что очень честный и легкий. У меня сложилось впечатление, что у Лагутенко впервые не было задачи "заэпатировать" слушателя до коликов. Вероятно, он записал то, что ему хотелось, чем он жил. Такие вещи всегда чувствуются.
Сегодня Ночью "Кофе и сигареты" (2002)
Эта пластинка пришлась на весьма романтический период в моей жизни. Группа появилась в период расцвета гламурного рока. Большая часть музыки, которую впаривали тогда, отмерла, а эта пластинка осталась и думаю, что это хороший показатель.
Океан Ельзи "Суперсимметрия" (2003)
Альбом, который меня поразил. До этого диска я эту группу вообще не любил – простой, предсказуемый поп-рок. Ну, может, на альбом "Модель" (2001) как-то обратил внимание. А этот диск – просто на отлично. Здесь есть свежий подход к рок-музыке – уход от стандартных драйвовых гитар, создание плотного рокового звучания за счет заполнения роялями и синтезаторами, на которых играл Дима Шуров.
Мегаполис "Супертанго" (2010)
Заинтересовался этим диском, потому что 14 лет группа вообще ничего не выпускала, а Нестеров занимался продвижением других артистов. Из всех интервью артистов и продюсеров мне нравится читать интервью Нестерова – я их одно время сохранял. Пластинка очень добрая, очень легкая для восприятия.
БЕЛАРУСЬ
Кирчук "Спадчына загінуўшых вёсак" (2000)
На меня Иван Иванович Кирчук влияет так же, как Dead Can Dance – это музыка, которая прорыла тоннель и прямо воздействует на мое подсознание, минуя уши. Например, песня "Весна, дзе бувала". Еще люблю "Троіцу", особенно альбом "Журавы" (2001).
Алексей Шедько "Несмотря ни на что" (2000)
Алексей Шедько появился в моей жизни до "J:морс", я ходил на его концерты. Этот альбом в свое время продюсировал Рома Орлов и я его на самом деле часто слушал. Я очень люблю, когда актеры сочиняют и поют. Мне кажется, что у них это получается лучше, чем у юристов.
N.R.M. "Тры чарапахі" (2000)
Я люблю этот альбом потому же, почему и все – потому что он очень крутой. Именно поэтому мы в свое время сделали кавер на "Катуй-ратуй" для трибьюта N.R.M.. Именно поэтому, когда кто-нибудь через лет 100 будет вспоминать о белорусской музыке, он обязательно упомянет этот альбом.
Крамбамбуля "Застольны альбом" (2002)
Когда артист решается на творческий эксперимент, когда берется за то, чего никогда не делал, он всегда делает это самоотверженно и искренне. А когда это еще и талантливый артист, получается очень интересно. Если бы меня попросили назвать топ-10 белорусских песен за белорусскую историю, я бы поставил "Абсент" на первое место.
Чехов "Все, что движется" (2007)
Я очень люблю вокал Славы, мне очень нравятся тексты, мне нравится, как легко и изящно они с Ромой делали довольно минималистичные и стильные аражировки. Очень непривязано к белорусской музыкальной традиции. Этой группы в современной белорусской музыке мне очень не хватает.
P.S.: От сайта Experty.by поздравляем Владимира Пугача с днем рождения!
Записал: Дмитрий Безкоровайный, Experty.by
Фото: из архива музыканта
Комментарии
По музыке СНГ выбрала бы лишь
По музыке СНГ выбрала бы лишь Сегодня Ночью "Кофе и сигареты" (2002)
Особенно: Между роскошью и тоской; Кофе и сигареты и Герда, Икай :)
Назаўсёды
"Тры чарапахі" і "Застольны альбом" Forever!