Владимир Ткаченко – участник "Песняров" с 1978 по 1985 год. Скрипач, гитарист и автор многих аранжировок произведений этого золотого для ансамбля периода. Он комментирует итоги исследования "Experty.by", рассказывает о своем взгляде на творчество "Песняров" и лучших неизданных работах коллектива.
Общее впечатление
Это не первый и не последний разговор о "Песнярах", но разговор очень нужный. Мне самому было бы интересно когда-нибудь во всем этом разобраться, чтобы понять, почему именно так у "Песняров" судьба сложилась и в хорошие моменты, и в плохие.
В целом я не сказал бы, что чьи-то рецензии понравились, а чьи-то – нет. У всех авторов я нашел интересные мысли. В большинстве случаев я соглашаюсь со всеми.
"Песняры" и звукозапись
Надо сразу оговориться, что "Песняры" были в первую очередь концертной группой, а не студийной. Так что судить об их творчестве по любым записям все равно, что судить о художниках по фотографиям картин. Настолько слабо все это отражает творчество коллектива. Думаю, процентов на 30, не больше.
Особенно сильно в записи терял Мулявин. Ведь сейчас никто даже исполнить не может ни "Гусляр", ни "Крик птицы". Настолько ярким он был музыкантом, актером. Даже современные технические средства не смогли бы передать, как он все это исполнял. Что уж говорить о записях тех лет. К тому же на концертах мы играли "под него" – он очень тонко чувствовал публику и мог прямо по ходу исполнения корректировать материал. А в студии ему приходилось петь уже после того, как мы все запишем. То есть он оказывался в рамках и потому раскрывался на студийных работах не до конца.
Вообще группа думала и работала категориями концертных программ, под которые и обкатка была, и подготовка. А записи практически никогда тщательно не готовились. Единственное исключение – "Через всю войну". Времени на запись всегда было мало, поэтому делалось все впопыхах, и мы старались просто сыграть с минимальным количеством ошибок. Что-то получилось – включили, не получилось – не включили. К тому же музыканты зарабатывали с концертов, то есть пластинки были просто дополнительной рекламой. И это тоже сказывалось.
Я уже не говорю о том, что, чтобы записать диск, нужно было ждать своей очереди иногда несколько лет. Когда эта очередь наступала, уже было неясно – какой материал записывать и что вообще делать.
Мой рейтинг альбомов
Первое место из записей я бы безоговорочно отдал диску "Через всю войну" (1985). Удивительно, но понимание удачности этой пластинки пришло ко мне лишь со временем. Она очень тщательно подготовлена и выстроена, отличный материал. В ваших рецензиях кто-то написал фразу "если рассматривать его, как отдельные песни". Так вот его невозможно так рассматривать и даже переставлять песни местами. Это единое произведение.
Кстати, подтвержу, что никаким госзаказом эта программа не была. Более того, чиновники, привыкшие к стандартной "обязаловке" на тему Великой Отечественной, были не готовы воспринимать тематику войны в том виде. Например, песню "Каждый четвертый" нам запрещали петь в правительственных концертах, нас даже обвиняли в национализме за нее, хотя оба автора текста из Москвы. "Песняры" посмели иметь свой личный взгляд, свою личную позицию, нашли хорошие стихи и все создали по собственной инициативе.
На второе место из записанных работ я бы поставил "Песняры 4" (1978), полностью состоявший из народных песен. Вообще "Песняры" важны именно тем, что они придумали свой уникальный стиль, который узнавался с первых аккордов песни. Именно эта сторона творчества ансамбля, сочетавшая современную музыку и фолк, мне лично наиболее близка. Этот диск, на мой взгляд, стал новым витком в осмыслении ансамблем народного материала и, как мне кажется, стал предтечей для великолепной программы обрядовых песен (1979).
Примерно на этом же уровне первый диск ("Песняры 1", 1971). У вас хорошо сказано, что это был яркий дебют. На самом деле так бывает очень редко, чтобы не просто несколько интересных песен, а сразу целый дебютный альбом в интересном и оригинальном ключе. Причем мне лично наиболее интересной кажется "Ты мне вясною прыснілася" – и Мулявин на гитаре красиво вступает, и мягкие вокалы, и аккорды для того времени очень новые, многоголосье вокальное. Потому что в плане соединения бита и фолка были какие-то примеры в той же Польше, а вот эта песня просто уникальна.
Второй альбом ("Песняры 2", 1974) мне кажется чуть хуже, потому что песни Лученка ("Алеся", "Спадчына") сами по себе совершенно обычные. Хитами их сделал именно Мулявин, который написал к ним мощное вступление и аранжировку. И вообще, я бы сказал, что Мулявин был прежде всего великолепным аранжировщиком, а потом уже композитором.
В конце я бы отметил "Гусляр", хотя он в записи потерял, наверное, больше всего. Ведь это был, по сути, спектакль с ролями, костюмами. Мы его исполняли в качестве первого отделения, я как раз с него и начинал работу в ансамбле. Несмотря на то, что он сложный по музыке, с него в буфет никто не уходил – настолько на сцене это было интереснее, ярче. Мисевич такого хорошего злодея играл (смеется – прим. Д.Б.).
Лучшее из неизданного
На мой взгляд, одним из самых лучших альбомов "Песняров" могла стать программа календарно-обрядовых песен (1979). Будь она записана, я бы ее следом за "Через всю войну" в рейтинге поставил. В этой программе мы копнули песни, которые не были широко известны. Все они были хронологически построены по временам года. Были и яркие номера, и какие-то любопытные переходы. В контексте работы с народным материалом, на мой взгляд, это был пик для ансамбля.
Еще одним великолепным диском могла стать программа "Веселые нищие" (1981) – это произведение, написанное Мастером и Профессионалом, каким был Игорь Паливода. Конечно, Мулявин – самородок, но в рамках крупной формы ему не хватало профессионального подхода. Там же есть свои законы. Поэтому его "Песня о доле" (1976) наряду с сильными местами имела и провальные. Я даже где-то рад, что ее в студии не записали, потому что "Песняры" еще не были готовы. "Гусляр" получился лучше, потому что написан на основе кантаты Лученка. А вот в рамках программы обрядовых песен и программы "Веселые нищие" все было сделано просто мастерски. И форма, и слабых по музыке номеров просто не было.
Еще была достаточно сильная программа "Я несу вам дар" на стихи Купалы. Оттуда великолепная песня "Марыся". Потом была программа "Через всю войну", после которой, как только началась подготовка произведений на стихи Маяковского, я ушел из ансамбля. В первую очередь из-за здоровья – у меня были очень большие проблемы с позвоночником, и я не мог даже стоять нормально. Все врачи сказали, что останусь инвалидом, но, к счастью, нашелся смелый человек, который меня за несколько лет поставил на ноги. Хотя, если честно, будь новый материал поинтереснее, я бы может еще и потерпел, но первые номера из программы на стихи Маяковского не вдохновили. Мне лично казалось, что его надо делать по-другому, может даже в тяжелом роке, но там было совсем другое.