Журналист и культуролог Максим Жбанков о дебютном альбоме группы "У нескладовае": "Много дизайна, мало шизы. Кажется, что тут работал циничный студийный бэнд. Заказанный подыграть вокалистам. Не случайно на обложке под каждой песней обозначено: "выконвае Віталь Артыст", "выконвае Віктар Рудэнка"… Прочее – аккомпанемент".
На последнем "Амбасовiшчы" играл, в числе прочих, новый проект экс-"морсовца" Романа Орлова. Сборная компания с непростой вывеской "У нескладовае" с ходу завела свой проблемный зонг "Ня кожны". Тот самый, где изощренного вокализа дает босс "Палаца" Олег Хoменко. Гляжу, а Олег стоит себе спокойно рядом со мной, напитки дегустирует. Как же так, говорю, тебе ж надо на сцену! "А ничего, – спокойно ответил Хоменко – Меня туда не позвали, напрашиваться глупо. Справятся хлопчики!" И знаете что? Хлопчики действительно справились. В формуле "У нескладовае" мне это многое прояснило.
Проект "У нескладовае" любопытен по многим параметрам. Прежде всего, изначально заявленной установкой на взятие Москвы. Продвижение белорусских артистов за восточный рубеж – идея вполне здравая. Извечный плач о "маленьком местном рынке" естественным образом толкает к культурной экспансии. Был, судя по всему, расчет на поддержку тамошней белорусской диаспоры. Плюс прекрасный пример "украинской волны" лет десять назад: тогда гитарные южные парни смеялись с обложек московского глянца и реально собирали полные залы. Зачем это нам и правильная ли собралась "группа захвата" – другой вопрос.
Второй момент: национальная страсть к коллективным усилиям. Поп-талака – это уже традиция. Лучшее на нашей сцене делалось хором: от невероятного "Народного альбому" через "Сьвяты вечар" и "Я нарадзіўся тут" до мозаичных опытов "Крамбамбулі" и недавнего "Мой сябра анёлак". Прогрессивная публика давно подсажена на "супольныя праекты", где каждый артист работает как краска с общей палитры. В этом плане "У нескладовае" устроено почти идеально: стабильного состава нет. Есть сообщество, способное самоорганизовываться в любой конфигурации. В зависимости от конкретной задачи и личной мобильности.
Пункт третий: популярная нынче в либеральной арт-тусовке идея "культурного воссоединения" и коллаборации с провластной культур-индустрией. Мол, это прежде коварные политики нас стравливали и ссорили – а на самом деле мы дружить хотим! То, что предметом любви и дружбы оказываются пластиковые пупсы из державной песочницы, а инъекция "бульба-попса" далеко не всегда дарит счастье – вопросы частные и несущественные. Главное – демонстрация настроя на позитив. И расширение возможного потребительского поля: один поведется на Хитрик, другой – на Хлестова.
Не будем сбрасывать со счетов и авторские амбиции. После громкого ухода Романа Орлова из "J:морс" требовалось показать, что все было не зря. И ему действительно есть, что сказать вне рамок манерной "морсовской" стилистики.
Оперативно (возможно, даже слишком) вышел дебютный диск проекта. Можно слушать и делать предварительные выводы.
Первый – и самый заметный – момент: много дизайна, мало шизы. Кажется, что тут работал циничный студийный бэнд. Заказанный подыграть вокалистам. Не случайно на обложке под каждой песней обозначено: "выконвае Віталь Артыст", "выконвае Віктар Рудэнка"… Прочее – аккомпанемент. Аккуратный, просчитанный до мелочей, лабораторный саунд. Эффектные гитарные всплески, взвизги синтезатора, растаманские дудки и эстрадные распевы. Слушается легко – и спокойно. Все настолько правильно, что уже неинтересно.
Сборный проект – дело опасное. Может усилить эффект, а может размыть идею. Смелая рифмовка Хлестова, Пугача, Хитрик, Чалышева и Руси создает эффект смыслового передоза. Трудно совместимые личности локальной сцены толпятся на узких пятачках трехминутных треков, толкаясь харизмами и нередко гася друг друга. Режиссура подвела: внятно развести по ролям исполнителей не получилось. Взамен концептуального альбома вышел пестрый сэмплер – нечто вроде портфолио родных героев. Показать по-быстрому потенциальному покупателю, что может Алексей Стокс и чем славен артист Помидоров.
О текстах сказать особенно нечего. Они… не мешают мелодиям. Привычные по "морсам" мутные лирические пассажи ("я не баюся расказаць табе калі / за далягляд сыходзяць зоркі-караблі"), гражданский надрыв ("Аднойчы выходзіш прайсьціся на вуліцу/ і ведаеш: шанец знайсьці аднадумцу / ўвечары сёньня роўны нулю…") и бытовой символизм ("Мы жівем як літары на паперы/ у гарадах на поўдзень ад зімы"). Все это – даже гимны белорусскому алфавиту – звучит слишком надуманно, чтобы реально тронуть. Условная лирика условного белорусского проекта.
Собственно говоря, в этом и заключается главный просчет танцев вокруг "у нескладовага". Пафос авторов проекта не обеспечен внятным продуктом. Вычти из этих треков звук "экзотической" (не забудьте, мы продаем белорусское россиянам!) речи – и затея лишится единственной оригинальной фишки. Типовой поп-саунд, легко ротируемые вокалисты, тусовочный формат, стилистическая всеядность… Необязательная приятная музыка. И только. Здесь пока не с чем брать Москву. Да и Минск, если честно, тоже. Потому что любят не за буквы.
Оценка: 7 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", "pARTisan", на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).
и все же удивительные в своей непредсказуемости люди наши дорогие эксперты!
читаешь рецензию Тани Замировской на альбом Аракеляна - ну просто бальзам на наши раны - столько красивых слов написано про музыку... а в финале бац! - и шесть звездочек... мдя.
читаю вот теперь Жбанкова - ну пишет конкретно по делу, все разобрано по косточкам, не скажу чтобы камня на камне не осталось от у нескладовага, но больше пятерки по такой рецензии ну никак невозможно предположить... ан нет - семь!!!
Думаю, это объяснимо. Внештатные авторы по ходу года слушают и выставляют оценки одному из каждых 8-10 дисков. Более того, они стараются рецензировать и ставить оценки не читая сайт, чтобы не "подстраиваться" под штатных экспертов. Поэтому их оценки более разбалансированные друг относительно друга. И главное - на порядок составления итогов года сами оценки у них не влияют (поскольку они слушают по ходу года только часть дисков и лишь в конце его отслушивают все, чтобы составить топ-10, который и учитывается в наградах).
Комментарии
и все же удивительные в своей
и все же удивительные в своей непредсказуемости люди наши дорогие эксперты!
читаешь рецензию Тани Замировской на альбом Аракеляна - ну просто бальзам на наши раны - столько красивых слов написано про музыку... а в финале бац! - и шесть звездочек... мдя.
читаю вот теперь Жбанкова - ну пишет конкретно по делу, все разобрано по косточкам, не скажу чтобы камня на камне не осталось от у нескладовага, но больше пятерки по такой рецензии ну никак невозможно предположить... ан нет - семь!!!
все смешалось в доме облонских...
в принципе, объяснимо
Думаю, это объяснимо. Внештатные авторы по ходу года слушают и выставляют оценки одному из каждых 8-10 дисков. Более того, они стараются рецензировать и ставить оценки не читая сайт, чтобы не "подстраиваться" под штатных экспертов. Поэтому их оценки более разбалансированные друг относительно друга. И главное - на порядок составления итогов года сами оценки у них не влияют (поскольку они слушают по ходу года только часть дисков и лишь в конце его отслушивают все, чтобы составить топ-10, который и учитывается в наградах).
НА: "в принципе, объяснимо"
Дмитрий, конечно, человек образованный... и мысль может завернуть так, что не для всех...