Представитель Польши в жюри иностранных экспертов. Музыкальный журналист, куратор, продюсер и ди-джей. Музыкальный критик Newsweek Polska (с 2012), референт Польского Института в Берлине. До этого возглавлял журналы Exklusiv (2012-2013) и Machina (2009-2012), работал в газете Dziennik Europa Swiat (2007-2009), а также вел собственную передачу на национальном Radio Dwojka (2007-2012).
По работе мне часто приходится убеждать иностранных кураторов и журналистов послушать польскую музыку. Я хорошо знаю их безразличный (хоть и дружелюбный) взгляд, когда мы встречаемся впервые и я даю им несколько первых записей. И также знаю их смущенный (и еще более дружелюбный) взгляд, когда мы видимся позже и они просят еще что-то послушать... Со мной было то же самое, когда Experty.by попросили меня выбрать лучшие белорусские альбомы года. Это большая честь представлять Польшу в жюри иностранных экспертов, но у меня не было каких-то больших ожиданий на этот счет. Ну, кроме того, что это будет длинное и незабываемое путешествие из Берлина, где я сейчас живу, в Минск, Гродно, Брест, Витебск и обратно домой с примерно 40 часами музыки!
Обычно, получая альбом на рецензию, я более-менее знаю, чего ожидать. Если нет, то можно загуглить и иногда сформировать мнение без нажатия на кнопку play. В конце концов, сейчас интернет всё знает о музыке задолго до того, как она выпущена. В этом смысле вызов, который был предоставлен мне Experty.by, был похож на возвращение в 80-е или 90-е, когда записи было сложно найти и правильный выбор был зачастую делом случая. В каком-то смысле нынешний опыт был даже сложнее, потому что вместо физических носителей с обложками и фото, у меня был только набор ссылок в Интернете. К тому же мне не один-два альбома за месяц нужно было послушать, а целую пачку. Не говоря уже о текстах песен на русском и белорусском, которые для меня настолько же непонятны, как когда-то песни на английском. Так что пришлось следовать простым правилам: не оценивать артистов по их внешнему виду, никаких подсказок от друзей и максимум сосредоточенности.
Что я могу сказать о белорусской музыке по итогам прослушивания? Отвечу таким образом... Ссылка за ссылкой, час за часом, день за днем, неделя за неделей я погружался в этот неизвестный для меня до сих пор мир и в каком-то смысле оставаться в здравом уме мне помогал только поток новостей о выходе альбома Канье Уэста. Какова текущая версия предполагаемого названия или оформления, появились в сети какие-то отдельные песни или уже весь альбом кто-то выложил – постоянные сообщения в его Твиттере были для меня нитью связи с реальностью. И вот как раз тогда, когда я закончил прослушивание белорусских альбомов и составил свой топ-10, Канье решил вознаградить мой тяжелый труд и выпустил свой так называемый "гениальный" альбом. И знаете что? В сравнении с тем захватывающим месяцем, который я провел с белорусской музыкой, прослушивание "Life Of Pablo" показалось пустой тратой времени. Спасибо Дмитрий и Experty.by! Я требую продолжения...
1. Super Besse "63610*" – слушать
Со времен первого альбома Interpol нет ничего более раздражающего в современной музыке, чем смесь Joy Division и The Cure, но почему-то эти парни меня зацепили. Свежая энергетика, классический звук, яростный подход и невротическая экспрессия. Даже несмотря на то, что разобрать тексты невозможно, я чувствую их смысл. Желаю группе международного успеха.
2. Чтобы-чтобы "Ф2" – слушать
Это единственный альбом, на котором мне показалось, что я понимаю тексты. В одной из песен я даже расслышал имя Гомера Симпсона. Если я правильно понял, это вроде ранних Beastie Boys, когда их хип-хоп еще был умным и смешным, когда они смешивали разные стили и все еще подходили ко всему с долей панка.
3. Hamlet His Nighness "Narcissus" – слушать
Электронная музыка – международный язык. Возможно, поэтому данный проект сразу показался приятно знакомым. Особенно понравились моменты, которые напомнили мне ранние записи Four Tet в стилистике фолктроники. Когда я послушал этот материал более внимательно, я также обнаружил отсылки к The Orb, Future Sound of London и Boards Of Canada.
4. РСП "Пасрэдствам срэдств" – слушать
Когда-то давно я любил группу Franz Ferdinand за их запоминающиеся песни и небрежный поп, замешанный на музыкальной эрудиции. Прослушивание этой группы будто вернуло меня на 10 лет назад, когда мне нравился танцевальный панк, инди-рок и все эти классные отсылки к давно забытым нью-вейвовым и пост-панковым группам 70-х и 80-х.
5. Кассиопея "Крестик" – слушать
Первый контакт с этим альбомом вызвал некоторое недоумение. Я услышал типичный восточно-европейский поп с множеством местных фолк-влияний. Но вместе с тем мелодии были настолько гипнотические, а продакшен настолько универсальным, что я не смог освободиться из плена этих песен. Я еще больше восхитился, когда внезапно почувствовал здесь это мрачное и напряженное настроение группы The Knife.
6. Shuma "Жніво" – слушать
Заставить местную этнику снова звучать круто не так уж и просто. Прослушивание этой записи заставило вспомнить о лучших временах лейбла Real World Records, когда их продюсеры были достаточно смелыми, чтобы смешивать народную музыку с клубными звучаниями. Очень гармоничное сочетание настоящих народных вокалов и фолк-мелодий с трип-хопом, дабом и эмбиентом.
7. Серебряная свадьба "Музыка – всё!" – слушать
В 80-х, когда я был еще ребенком, мне доводилось смотреть много детских программ из СССР или Чехословакии. Я не совсем понимаю почему, но этот альбом неожиданно вернул все эти красочные воспоминания. То ли из-за игривых аранжировок и простых инструментов, то ли из-за голоса вокалистки и забавных мелодий, но звучит просто прекрасно!
8. Teleport "Маўкліва" – слушать
Наверное, я рискну назвать их белорусскими Tame Impala, хоть это и несправедливо. Эта броская фраза не отражает всей картинки, потому что их психоделик-рок не только для хипстеров. У их музыки есть сильные корни в восточно-европейской рок-традиции. Но все же это не такая уж экзотическая музыка для нашего времени и места.
9. Intelligency "DoLoven" – слушать
Я готов поклясться, что я слышал одну из этих песен на радио в Германии. Если нет, то этим парням действительно стоит попробовать удачи на западе, потому что потенциал для серьезного успеха есть. Похоже на поп-ориентированную версию Junior Boys, но при этом с чувственностью The XX и техно-динамикой. Так что может заезжайте в Берлин.
10. Vinsent "Vir" – слушать
Слушать хип-хоп, не понимая текстов – пустая трата времени. Но с этим альбомом все по-другому – я впечатлен оригинальным подходом рэпера и мелодикой белорусского языка. Может он еще не Drake, но в его треках, особенно в мрачных и грустных моментах, кажется, немало личного и поэтому слушается хорошо.
Experty.by
Комментарии
Цудоўны агляд!
Цудоўны агляд!