Олег Климов о музыкальных заимствованиях в творчестве белорусских исполнителей в статье для "СБ – Беларусь Сегодня": "Чего не отнять у отечественных музыкантов, так это того, что к процессу адаптирования сторонних произведений к своим потребностям они подходят в большей степени творчески, не прямолинейно. Там риффок гитарный сдерут, тут используют малюсенький мелодический отрывочек, здесь оригинальные куплет с припевом местами переставят..."
Общеизвестно, что слово "плагиат" – это воровство. Источники, близкие к интернету, даже утверждают, что подобное отношение одного человека к собственности человека другого наказывалось в средние века бичеванием, криками "улю-улю, ату его!" и забрасыванием камнями. Слава Богу, живем мы с вами сегодня в мире более толерантном, и проявления подобной дикости ныне для общества не характерны. Выяснения уровня "да как ты посмел? – сам дурак, надо было следить за вещью, а она у тебя плохо лежала!" происходят в наши дни цивилизованно, в судебном порядке, а то и вовсе подвергаются лишь информационному остракизму типа ну и черт с обеими сторонами.
На сей раз черт оказался на одном блюде именно с лидером групп "Леприконсы" и Love & Doors Ильей Митько. Последний проект музыканта и отметился не так давно тем, что он записал и выпустил в эфир песню "Кто вы, люди?", которая отдельными своими мелодическими кусками удивительно напоминает произведение импортного дуэта Wham! под названием "Last Christmas". Пока Илья будет открещиваться от явно бросающейся в уши меломану схожести этих двух композиций, объяснять настырным журналистам, что нот, к его сожалению, всего семь, а гармоний и того меньше, что вся музыка уже давно написана и не бухтите мне о плагиате и о том, как космические корабли бороздят Большой театр, а потому – потому я буду листать неоднозначные страницы творческой биографии Митько, такой же запутанной. Пользоваться чужим трудом артист полюбил с малолетства, когда странным образом песня белорусской панк-хард-кор-группы Ausweis "ОбнЦбнЧа", правда, в отчасти кастрированном виде, очутилась на пластинке "Леприконсов" "Все ребята – перцы". Причем ее автором на диске был указан Илья. Ходило много слухов вокруг той ситуации, например, что настоящие родители композиции, прознав о появлении у ребеночка молочного отца, подивившись сему факту, отпустили грехи самозванцу. А кто-то просто зубоскалил: мол, отстегнули пацанам денежку – и им хорошо, и Митько вроде как крутой сочинитель. Но сочинитель пошел дальше! На том же альбоме "лепров" есть трек "Девчонки полюбили не меня", что контекстуально напоминает хит "По аллеям" группы "Ляпис Трубецкой"! А в прошлом году только тот, у кого нет слуха, не смог восхититься мастерством ансамбля для толстых Love & Doors, что своей песней "Get Down, My Baby" подарил минуты наслаждения поклонникам Jamiroguai. Браво, Митько, ты мне нравишься, почти как Полина Смолова!
Чего не отнять у отечественных музыкантов, так это того, что к процессу адаптирования сторонних произведений к своим потребностям они подходят в большей степени творчески, не прямолинейно. Там риффок гитарный сдерут, тут используют малюсенький мелодический отрывочек, здесь оригинальные куплет с припевом местами переставят или сразу напихают в новодел столько, что начинаешь припоминать одну песню ("ба! дык это же этого, как его!.."), как тебя второй накрыло, ты дернулся – а тут третья волна. И, гневно отмахиваясь от ярлыка "плагиатор", милостиво допускают артисты называть "искусство использовать чужое как свое" цитированием, заимствованием, использованием или просто приветом одного творца другому. В большинстве случаев эти приветы другой так и не получает. Да и как получить привет тому же Курту Кобейну, если он вон уже где, а группа N.R.M. еще нет. Команда эта на ниве... цитирования и похожести – отдельная песня. Я очень люблю композицию Лявона Вольского "Паветраны шар", считаю одной из лучших в истории белорусского рока, но что-то во мне иногда вызывало зуд, когда я начинал ей внимать. А потом я решил переслушать группу "Мясцовы час", и все встало на свои места: есть у этого безвременно прекратившего существование коллектива песня "Я жыў", к которой и отсылает нас шлягер энэрэмовцев. Что же касается непосредственно Nirvana, то почтение этому ансамблю первая рок-группа страны выказывала неоднократно. Скажем, в треках "Катуй-ратуй" ("Heart-Shaped Box" у Nirvana), "Беларускiя дарогi" (Lithium), "Фабрыка" ("Smells Like Teen Spirit"). Любопытно, что и другое детище Вольского, проект "Крамбамбуля", чье творческое кредо вообще компилятивно, буквально с пару месяцев назад выбросило на музыкальный рынок Беларуси песню "Азалацiцца", в которой многие нашли отголоски хита группы "Сплин" "Мое сердце".
Группу "Нейро Дюбель" трудно было заподозрить в том, что, кроме как Rammstein, из зарубежных исполнителей ее мало кто интересует. Однако это не так! Найдите старенькую композицию Александра Куллинковича "Резиновый дом", а после прослушайте "Вор да палач" питерской "Алисы". А?! То-то! Это вам не мелочь по карманам тырить, тут особый склад вдохновения нужен. Как у Сереги, который свою главную гордость – "Черный бумер" – тоже случайно прихватил у дуэта Busta Rhymes & Mariah Carey, что корпели над "I Know What You Want". Корпели, думая, что ваяют эксклюзив. Право, дурные. А Серега им – стоп-сигнальные огни! И мама не воруй! Берем теперь саму принципиальность нашего шоу-бизнеса – группу "J:Морс". Берем, ласково заглядываем в глаза Владимиру Пугачу и спрашиваем: "Вован, а твоя песня "Апрель" тебе не напоминает песню "This Love" коллектива Maroon 5? Нет? Ну, я так и думал. Иди, родной, дописывай свой новый альбом, не хмурься. Я, ага, до Артиста сейчас докопаюсь". И ведь докопался! Сочинил большой ансамбль, большими буквами пишущийся, "БЕЗ БИЛЕТА" композицию "Неснами". Сочинил и успокоился. А я – нет. Я по блату достал альбом A Rush of Blood to the Head мало кому знакомой у нас группы Coldplay и сдуру обнаружил на нем трек "Clocks". Затрясло меня всего от возмущения – что за безобразие, нельзя же так?! "Можно". Ответила мне группа "ДетиДетей". "Еще как можно. На тебе, Олег, нашу нетленку "Раптам". И на тебе, Климов, нетленку Валика Гришко Kahanaya. Ничего тебе не кажется? Как ничего?! А нам кажется. И не нам одним. Не рубишь ты в музыке, Олег Климов. Грустно с тобой. Как нам жить в этом мире, когда ты не рубишь в музыке? Распадемся мы, пожалуй..." И распались... С песней же группы Naka вообще приключилась история, достойная хорошего, лихо закрученного триллера. Сначала меня за кулисами "Минск-Арены" подозвал к себе Элтон Джон. "Что за дела?! – он мне говорит. – Почему в вашей синеокой стране есть такая замечательная группа Naka, а на родине сэров и пэров о ней практически ничего не слышно?! Как так могло произойти?!" Я краснею и бледнею, пытаюсь найти какое-то оправдание, что не уследил, что не отследил. А Джон гнет свое: "Да моя "Believe" – ничто по сравнению с их песней "Беги"! В общем, так, пока я на тебя еще окончательно не обиделся, познакомь меня с ними. Познакомишь в следующий мой приезд?" Я пообещал. И когда Владимир Кубышкин, продюсер Ани Шаркуновой, начал мне что-то втирать: "А вот у моей Анечки есть песня "Бежать", а группа Naka, о которой даже Леди Гага не знает, свистнула эту песню", – когда проклятая коллективом Maroon 5 группа "J:Морс" тоже нашла параллели со своей песней "Жывi" и недоразумением Naka, я решительным образом прервал склоку, заявив, что сам Элтон разрешил команде Насти Шпаковской исполнять их – его композицию.
Закругляюсь. В белорусском шоу- бизнесе, Горацио, есть много такого, как у Александра Солодухи и песни "Виноград" (Алла Пугачева и "Осенний поцелуй" энд Алена Апина и "Электричка"), как у Гюнешь и "Fantastic Girl" (A’Studio и "Стоп, ночь"). И это хорошо, ибо чем наш шоу-бизнес в отношении заимствований хуже прочих? Да ничем!
Оригинал публикации на сайте "СБ – Беларусь Сегодня".
Об авторе:
Родился 24 декабря 1964 года в Ленинске (Байконур), Казахстан. В 1988 окончил филиал "Восход" Московского Авиационного Института, в 1988-93 годах работал на минском заводе вычислительной техники им. Орджоникидзе. Затем два года занимался частным предпринимательством. В журналистике с 1995 года. С 1997 – редактор отдела российской и белорусской музыки в "Музыкальной газете", член редколлегии. С 1999 и до закрытия в конце 2007 – бессменный шеф-редактор газеты. С 2003 по 2009 – шеф-редактор журнала "HOT 7". С 2008 – один из экспертов музыкального интернет-проекта "Experty.by". Колумнист газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2009-2010), сайта "Белорусские новости" (2010). Автор большого количества рецензий на диски, концерты и публицистических статей. В 2006-2007 годах выступил в качестве одного из ведущих белорусского телевизионного отборочного тура всемирного конкурса "The Global Battle Of The Bands".
"Общеизвестно, что слово "плагиат" – это воровство. Источники, близкие к интернету, даже утверждают, что подобное отношение одного человека к собственности человека другого наказывалось в средние века бичеванием, криками "улю-улю, ату его!" и забрасыванием камнями."
Роўна наадварот :D Ня толькі ў сярэднявечча, але і пазьней, у часы Адраджэньня, мастацкія творы, літаратурныя ў прыватнасьці перакладаліся, перапісваліся, адаптоўваліся і кампіляваліся з розных папулярных крыніц без пазначэньня капірайтаў з спакойным сумленьнем і бяз страху за ўласную бясьпеку. "Плягіят" – прыдумка найноўшага часу.
Не понятно, тов. Паулюк, чью позицию Вы отстаиваете. К чему экскурсы в блекло-серое Средневековье? О.К. остается собой (и это здорово), в этом его фишка. Рискну предположить, что Вы ратуете за продолжение паразитирования на чужих творческих находках... Или я неправильно Вас понял? Извините, если так. А ведь мы тут как-то чуть было не побились из-за термина "хит". Так вот хиты-то бывают всякие, в том числе и ВОРОВАННЫЕ! Это я уже о постороннем...
Опубликовано Прозектор (не проверено)Пнд (08/11/2010 - 14:00)
Так у нас же, все это, на генетическом уровне.
Буратино "состругали", пока "занавес железный" место имел быть. Г-н Васильев ("Поющие гитары"), так тот вообще, взял пластинку группы "Shadows", отодрал наклейку с империалистическими, вызывающими изжогу именами и, написал: "здесь был я"... "Страна Оз", тоже знаете во что превратилась на территории Великого Союза.
А высказывание, очень уважаемого мною человека : " ... так украдите у них лекала!!!", убедило меня в том, что ничего страшного в том, что оттяпаем куплет у "зажравшегося империалиста", заштукатурим роднай мовай и "выплюнем" на рынок, НЕТ. Купляйця беларускае!!! А вот альбом группы "Yellow Brick etc.", превознесенный "мэтрами" на высочайший уровень, склеен из целых кусков западных "фирмачей". Спросите у ребят, как они относятся к творчеству Guthrie Govan, например?
Все это было бы смешным, если бы не было столь грустным...
Никого не хотел обидеть, просто констатировал реалии. Понимаю, что нот-то всего семь, а придумать восьмую - лень.
Еще забыл Шугалея помянуть.
Однако есть открытое и нескрываемое заимствование (как правило ироничное "Бухать здесь!") и "Там риффок гитарный сдерут, тут используют малюсенький мелодический отрывочек, здесь оригинальные куплет с припевом местами переставят". И между этим огромная разница.
За последние лет 30-35, пожалуй только один композитор-песенник и один ансамбль (и это отнюдь не Песняры), не был замечен в "творческом заимствовании" и "переосмыслении". Если посмотреть на белорусских "классиков" - картина будет не менее впечатляющая. Традиция белорусских музыкантов выдавать чужое за свое живет и развивается благодаря общему низкому уровню музыкальной культуры массового слушателя, который определяется вкусом музыкальных редакторов, что на ТВ, что на FM.
Комментарии
"Общеизвестно, что слово
"Общеизвестно, что слово "плагиат" – это воровство. Источники, близкие к интернету, даже утверждают, что подобное отношение одного человека к собственности человека другого наказывалось в средние века бичеванием, криками "улю-улю, ату его!" и забрасыванием камнями."
Роўна наадварот :D Ня толькі ў сярэднявечча, але і пазьней, у часы Адраджэньня, мастацкія творы, літаратурныя ў прыватнасьці перакладаліся, перапісваліся, адаптоўваліся і кампіляваліся з розных папулярных крыніц без пазначэньня капірайтаў з спакойным сумленьнем і бяз страху за ўласную бясьпеку. "Плягіят" – прыдумка найноўшага часу.
Не понятно, тов. Паулюк.
Не понятно, тов. Паулюк, чью позицию Вы отстаиваете. К чему экскурсы в блекло-серое Средневековье? О.К. остается собой (и это здорово), в этом его фишка. Рискну предположить, что Вы ратуете за продолжение паразитирования на чужих творческих находках... Или я неправильно Вас понял? Извините, если так. А ведь мы тут как-то чуть было не побились из-за термина "хит". Так вот хиты-то бывают всякие, в том числе и ВОРОВАННЫЕ! Это я уже о постороннем...
Угадай мелодию
Так у нас же, все это, на генетическом уровне.
Буратино "состругали", пока "занавес железный" место имел быть. Г-н Васильев ("Поющие гитары"), так тот вообще, взял пластинку группы "Shadows", отодрал наклейку с империалистическими, вызывающими изжогу именами и, написал: "здесь был я"... "Страна Оз", тоже знаете во что превратилась на территории Великого Союза.
А высказывание, очень уважаемого мною человека : " ... так украдите у них лекала!!!", убедило меня в том, что ничего страшного в том, что оттяпаем куплет у "зажравшегося империалиста", заштукатурим роднай мовай и "выплюнем" на рынок, НЕТ. Купляйця беларускае!!! А вот альбом группы "Yellow Brick etc.", превознесенный "мэтрами" на высочайший уровень, склеен из целых кусков западных "фирмачей". Спросите у ребят, как они относятся к творчеству Guthrie Govan, например?
Все это было бы смешным, если бы не было столь грустным...
Никого не хотел обидеть, просто констатировал реалии. Понимаю, что нот-то всего семь, а придумать восьмую - лень.
"Не понятно, тов. Паулюк, чью
"Не понятно, тов. Паулюк, чью позицию Вы отстаиваете"
Пазыцыю аб’ектыўнай гістарычнай праўды :)
Усе нармальна мама
Еще забыл Шугалея помянуть.
Однако есть открытое и нескрываемое заимствование (как правило ироничное "Бухать здесь!") и "Там риффок гитарный сдерут, тут используют малюсенький мелодический отрывочек, здесь оригинальные куплет с припевом местами переставят". И между этим огромная разница.
вкус, образование, опыт,
вкус, образование, опыт, самодостаточность -- то что отличает качественную компиляцию от вульгарного плагиата. а нот, да, всего двенадцать.
Традиция живет
За последние лет 30-35, пожалуй только один композитор-песенник и один ансамбль (и это отнюдь не Песняры), не был замечен в "творческом заимствовании" и "переосмыслении". Если посмотреть на белорусских "классиков" - картина будет не менее впечатляющая. Традиция белорусских музыкантов выдавать чужое за свое живет и развивается благодаря общему низкому уровню музыкальной культуры массового слушателя, который определяется вкусом музыкальных редакторов, что на ТВ, что на FM.