Внештатный эксперт и член большого жюри. Культуролог, киноаналитик, журналист. Автор многочисленных публикаций на тему современной культуры в "БелГазете", "БДГ", журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Мн., 2004).
Год оказался тихим и осторожным. Он жил на волнах нашей памяти, активно цитировал, постоянно оглядывался и увлеченно рассматривал старые фотки. Активным самоповтором занимались "Ляписы". Выполнили ритуальное самосожжение на обломках прежних собственных концептов N.R.M. Окончательно скис неофолк, продемонстрировав в новом релизе Kriwi упертую любовь к фишкам world music конца 90-х.
Как бы свежие Pafnutiy’s Dreams на самом деле выкатились прямиком из ECM-релизов 80-х. Отличный по замыслу проект Оркестр "Смена" тоже живет с оглядкой, примеряя широкие пиджачки не то 40-х, не то 50-х. Пропустила ход "Троица". Съехали за кордон "тюбсы".
Короче, в отсутствии новых горизонтов и внятных перспектив идет освоение архива и процветает креативная эмиграция – кто на российские стадионы, кто в польские клубы, кто на театральную сцену, кто в журналистику. Неотстроенное культурное пространство непроснувшейся державы выводит на первый план колючих визионеров и корпоративных угодников. И тем, и другим здесь расти, в общем-то, некуда. И, наверное, незачем.
Cамая утонченная, неудобная и злая из всех пластинок этого года. И это хорошо. Музыка похмелья, хрупкая и колкая. Опыты выживания в безвоздушном пространстве кукольного царства уродов. Палитра не броская, но точная: депрессивные вальсики, кабарешный стеб, смурная лирика – ничего лишнего, ничего зряшного. Слушать часто такое трудно. Делать вид, что этого не было, никак не выходит.
Вещь, которая меня искренне порадовала: отличный эксперимент по освоению до-рок-н-ролльной песенной традиции. Набор элегантных стилизаций с крайне свежим звуком и отличным энергетическим зарядом. То, что происходит в головах участников проекта, представляется мне очень перспективным – особенно в сравнении с выдыхающейся этно-волной. Настоящий евро-саунд, осмысленный и сделанный с любовью.
Теперь за отечественный попс не стыдно. Сбылось долгожданное: взамен картонных дурилок госэстрады пришел реальный пацан – нахальный, заводной, местами трогательный, местами туповатый. Короче, свой – адекватный очередному поколению, не испорченному частным бизнесом и высшим образованием. Такие собирают стадионы. Таких бы нам побольше. Взамен белозубых пенсионеров с вечной "чужой милой".
Странный Пукст: ничего особенно нового. И особо радикального. После лабораторных опытов последних лет Сергей вдруг сделал коллекцию новых прочтений любимого и забытого из написанного в разные годы и сыгранного с разными людьми. Такой вот личный бэст сыгран здесь заново с молодыми подельниками - жестко, драйвово, отчаянно и с удивительным самообладанием. Вот уж точно: как в последний раз.
Ваши новые "тюбсы": отличное знание школы, грамотный закос под олдскульный психодел, скрипучий эротизм а-ля Марк Болан, вполне профессиональное электрическое шаманство. Короткий альбом – но с долгим послевкусием. Они понимают как делать песни. И, кажется, хотят, чтобы их любили. Хороший повод сходить на концерт. А что, у них в самом деле есть концерты?
В очередном релизе уважаемый мной бэнд откровенно штурмует вершины экзистенциального пофигизма и бытового экстремизма. Сиротские песни алкогольных партизан духа и ронинов из страны одуревшей стабильности складываются в записки из подполья – циничные как Буратино и нежные как слеза комсомолки. Образцовая капсула времени для грядущих исследователей Нашей Белараши.
Грамотный акустический сет от очередной Большой Надежды Белрока. Группа, отталкиваясь от узнаваемой родной бардовской традиции, сумела пойти дальше в сторону интеллигентного фолк-рока – и в лучших своих треках звучит живо и убедительно. Постбаррикадная эстетика нового поколения превращает "беларускасьць" из знамени и оружия в естественное ощушение реальности здесь и сейчас. Очень своевременная запись.
Игра в глянцевый брит-поп образца 60-х. Так могли звучать какие-нибудь краковские Marmalade или пуховичские Hollies. Разноцветные песенки среднего школьного возраста. Идеальный звук для рекламных роликов и прогулок на скутере. Выполнено с некоторым пижонством и демонстративной независимостью от родных болот. Именно это и подкупает: наша молодая еврошпана имеет законное право на персональную поп-шизу.
Окончательный дрейф в сторону комфортного московского клубняка "с претензией". Гладко, нежно, ласково. Детская душевность Ани Хитрик упакована в музыку настолько ловко, что тут спорить решительно не с чем. Правда и зацепиться сердцем тоже не за что. Easy come, easy go… Все тот же цвет, все тот же вкус. Почему в топе? Да потому, что собрано с умом и слова тоже умненькие.
То, что предполагалось прорывом, оказалось повтором: полистилист Войтюшкевич выдал вместо качественно нового "беларускага шансону" набор стандартных домашних заготовок. Это любопытно как высказывание талантливого артиста, но абсолютно реакционно по сути и подаче: хотелось яркого переосмысления имперского блатняка, а вышли провинциальные квазирусские "страдания". Пусть даже и на мове.