Внештатный эксперт и член "Большого жюри". Начинал программным директором радиостанций в Беларуси ("Авторадио", "Радио Би-Эй", "Альфа-радио"). С 2005 года – программный и генеральный директор "Хит FM Украина", одновременно c 2007 – руководитель музсовета украинского радио-холдинга "Тавр-медиа", а также c 2008 – продюсер "Радио Рокс Украина", с 2011 – продюсер "Русского Радио Украина".
Конечно же, в этом месте принято писать что-то про музыку, про итоги года и белорусские музыкальные тенденции. Но, несмотря на восторженные отзывы некоторых коллег по поводу ушедшего года, никак не могу его как-то по-особенному выделить. Он ничем, на мой взгляд, не отличался от предыдущих. Все так же "Барселона" и "Реал" разыгрывают золотые медали. Все также "БАТЭ" подает надежды на международном уровне. Как всегда, есть несколько красивых дебютов. Как всегда, есть проблемы вторых альбомов. Как всегда, есть провалы признанных авторитетов. Как говорится, процент "добреца и говнеца" – одинаков год от года в последнее время. О музыке, одним словом, говорить нечего. Хочется про другое.
Хочется сказать об общих впечатлениях от Беларуси прошлого года, взглядом из Украины. За последний год общая атмосфера (то есть среднее ощущение, дружелюбность, агрессивность и т.п. всех встреченных тобой за день людей) Минска стала гораздо тяжелей. Люди стали более раздражительными и злыми. И осуждать это глупо (на то масса причин была за последние год-полтора – и политических, и экономических), но и одобрять это не хочется. Люди стали более минорными и агрессивными на всех уровнях жизни – от соседа по маршрутке до чиновничьей морды в новостях по ТВ.
На музыке эти изменения общественного настроения пока не сильно отразились. Первыми, как всегда, отреагировали творческие единицы, склонные к эскапизму, к побегу из реальности в другие волшебные миры. Это и экспериментаторы от фольклора (традиционно сильная ветвь в белорусской музыке), и электронщики, и инди-ботаники, и прочие тихие маргиналы. В следующем году уже откликнутся более близкие к земле и актуальности рэпперы и рокеры (очень хотелось бы написать в этом месте "...и попса", но нет – далеко еще белорусской попсе до способности шевелиться).
Мне кажется, что 2012-й музыкальный год будет явно интересней. Причем заранее нельзя сказать, к чему приведет эта общая минорность общества. Может, к красивой минорной музыке. А, может, к красивой веселой музыке. Никогда не знаешь, чего от этих музыкантов ожидать. Настоящие музыканты – народ живучий. А наши музыканты – из их числа.
Не буду оригинальным, когда скажу, что у меня тоже претендентов на попадание в 10-ку было гораздо больше, чем мест в ней. Причем достаточно убидительных ответов, почему они не попали, у меня нет. Это и Pomidor/Off, и Wasp'n'Hornet, и Войтюшкевич, и Akute (хотя от них ожидал большего – как по качеству материала, так и по качеству записи), и IQ48, и Hum Flying Bulletproof Noodle ( в некоторых местах они мне напоминают моих любимых немцев Get Well Soon), и The Blackmail, и The Toobes. Любопытной музыки, как всегда, было немало.
1. Ляпис Трубецкой "Веселые картинки" – слушать
Михалок, безусловно, человек года в Беларуси. Даже "Наша Нiва", достаточно щепетильная в плане "кошерности", выбрала именно Сергея в победители этой номинации.
Мне же Михалок запомнился в минувшем году не только прекрасными песнями-клипами-номерами-PR-поводами прямого действия – "Грай", "Не быць скотам", повышенным градусом напряженности интервью и поп-триллером "Прокуратура присылает повестки родителям". Мне Михалок в этом году больше запомнился тем (и это мне в нем больше всего нравится) стремлением к созидательному и светлому, пусть и грустно-ироничному. Акции "Вернём усам достоинство", "Ты ни при чём?", самая взрослая песня за всю историю группы "Шут", достойная эпитафия Олди "Африка", антибуржуазная "Священный огонь", великолепный хит "Я верю".
Михалок в этом году выступал в совершенно отдельной, своей лиге. Тому причиной не только сильнейший альбом, не только четко и прямо заявленная гражданская позиция и вообще весь этот романтичный налет че-геварщины. Причина в том, что Михалок на этом альбоме впервые лет за 12 успокоился и никому не пытается доказать, что он совсем не тот наивный "поросёнок фунтик" с бородкой и стёбом, каким предстал стране в 96-ом. Альбом звучит полностью от первого лица. Здесь нет прекрасных зарисовок в стиле "Жираф на крыше ЦУМа". В каждой песне чувствуется прямая речь автора, а не просто "наблюдения за живой природой", которые виртуозно владеющий эзоповыми штучками Михалок применял раньше достаточно часто. Здесь нет почти ничего лишнего. Каждая песня – это глава из нового "Домостроя" от Михалка. Заповеди нового мира, ни больше, ни меньше.
И еще. Именно потому, что на этом альбоме Михалок впервые не открещивается от своего старого образа, "Веселые картинки" странным образом понравились как новым фанатам группы, так и старым, образца 96-го. И это крайне трогательное примирение двух веселых вселенных было очень забавно наблюдать.
2. Roсkerjoker "Продаётся планета" – слушать
Если предыдущие попытки (первый альбом коллектива и сольная работа Носорогова) были "подходами к снаряду", пробами пера, то на "Продается Планета" мы видим зрелых артистов, со своим сложившимся стилем, своей сложившейся образностью, мелодизмом, поэтическим миром. На сей раз всё более чем убедительно и по-настоящему, без кабаре и престидижитаторства. Лучших песен, по сути, три: "Осколки", "Растафарай", "Звёзды". Если бы остальной материал был бы примерно таким же по уровню, то мы получили бы новый музыкальный взрыв масштаба СНГ. А так – уже мировой уровень, но пока клубная сцена.
3. Серебряная свадьба "Сердечная мускулатура" – слушать
Когда в первый раз слушаешь "Мускулатуру", есть ощущение – группе так и не удалось передать в записи всё свое лучшее, что она демонстрирует на концертах. Позже понимаешь: и отлично, что не удалось. "Серебряная свадьба" создала что-то совершенно новое, очень теплое, с налетом декаданса и восхищающее не только содержанием, но и формой. Крайне нежная и лирическая, но в то же время – крайне хулиганская и озорная работа. По потенциалу – это самая недооценённая группа Беларуси на сегодня.
4. Без Билета "Звезда" – слушать
Альбом плотно сбитой и аккуратно аранжированной музыки. Альтернативный поп. То бишь неизбитые тексты с претензией, нешаблонная приятная музыка. Как и в случае с Akute, будь они жителями какой-нибудь Франции, Англии или Германии, то были бы топ-артистами с ежегодной публикацией в списках Форбса. Впрочем, Akute еще совсем молоды и им предстоит большой путь. А вот "Без Билета" последний год могут однозначно записать себе в актив. Хороший альбом, аншлаговый концерт во Дворце Спорта.
И вот вам итог: "J:морс" получают себе здорового конкурента на территории поп-музыки "с человеческим лицом". При этом аудитории Пугача и Артиста пересекаются лишь наполовину: безбилетники работают для аудитории чуть помоложе. Они звучат современнее морсов, изобретательней по звуку.
"Безбилетники" стали большой группой. Может, они стали немного попсовее, чем многим бы хотелось.... Но то, что группу ругают критики, а публика при этом на концертах прибывает и прибывает – отличный знак. Это значит, что группа на передовой слушательских предпочтений.
Это музыка детей, которые никак не повзрослеют и не очень-то парятся по этому поводу. Тематика песен прежняя: открытость, честность, красота простых отношений, человечность, доброта. Если кому-то это кажется скучным, то не стоит даже и пытаться слушать альбом.
5. B_Side "Smooth Season" – слушать
Появись этот альбом лет 10-15 назад, в золотую эпоху трип-хопа, это был бы очень приятный шок. Но и сегодня этот материал слушается хорошо. Мягкий, лаунжевый трип-хоп, белорусские тексты. Я слушал этот альбом в 4 утра в терминале аэропорта и все было к месту: контуры самолетов в утреннем тумане, снующие озабоченные люди вокруг, предвкушение далекого полета, немного магии и полный релакс внутри наушников. Пожалуй, вот это ощущение комфортного покоя – и есть то главное, что выгодно отличает этот альбом от большинства других альбомов этого года.
6. Красные звёзды "Май в сентябре" – слушать
Надо сказать, что группа "Красные звёзды" какое-то (уже почти вечное) время находилась в общем векторе "Гражданской обороны" (а точнее, в векторе сибирского панка конца 80-х-90-х). И дело даже не в с каких-то их совместных минских выступлениях, параллельности политической коньюнктуры обеих групп, схожести идеологической, текстовой и музыкальной направленности. Дело в том, что в какое-то время был потерян кредит доверия к тому, что "Красные звёзды" смогут выйти из круга мелодизма Летова со-товарищи.
Летова уже канонизировали и он стоит на полочке почти рядом с Цоем. И сегодня быть похожим на него уже немного моветон. Если к этому добавить спорную (как минимум, с точки зрения большинства традиционно памяркоўных и миролюбивых белорусских меломанов) общественно-политическая активность, то... Одним словом, было миллион причин тому, почему сегодня группе приходится иногда презентовать материал в клубе "Граффити", а не, скажем, во Дворце спорта.
Но в последние годы "Красные звёзды" стали нащупывать что-то новое – и новое звучание, и новый мелодизм. И альбом "Май в сентябре" показал квинтессенцию лучшего из найденного. Это упругий пост-панк. Очень плотный и уверенный. Стало меньше ненужной претензии на симфоничность. Мелодика куплетов и припевов, оставшись (как всегда у КЗ) быстро запоминающейся, вышла на новый уровень. Это уже точно не Летов, это что-то свое. При этом это – уровень артиста, которого хочется слушать и которому хочется верить (хотя бы на эти 50 минут).
Минусов только два. Первый: не весь альбом ровный. Второй: к концу есть не очень интересные затянутости. Но с этим можно мириться. Явно имеющиеся плюсы альбома это позволяют. Мне кажется, что если "Красные звёзды" не испортят всё по какой-то глупой причине, то мы сможем наблюдать начало какого-то нового успешного этапа в жизни группы.
Это еще не идеальный альбом, но уже обещание чего-то большого и хорошего. Из комментариев самих музыкантов следует, что "Май в сентябре" вообще стоит забыть и не рассматривать серьезно. Потому как следующий, почти готовый, альбом – просто на тысячу голов круче и интересней. Что ж, подождём. Я бы только посоветовал сделать на новом альбоме посовременнее звук лидер-гитары и ударных. Одним словом, подтянуть (потратиться на) продакшен.
7. Кальян "Антыпазітыў" – слушать
Достаточно крепкий альбом. В нем немного музыкальных откровений, но в Беларуси, стране с давними традициями альтернативы и панка, сложно сделать что-то удивляющее в этом направлении. Удивило и порадовало другое. Многие уже и забыли, что панк-рок – это не только грязный небрежный звук, это еще и цепляющие мелодии. И вот этим Кальян сильно порадовал. Добавляем вполне качественные тексты. И получаем альбом песен, которые серьезно выделяются из общей массы белорусского альт-рока. Если бы Эксперты.by проводили конкурс на лучшую песню года, то в номинации было бы точно несколько песен из этого альбома. Мой фаворит – "Не забываецца".
8. Петля Пристрастия "Гипнопедия" – слушать
Альбом, который удивительным образом меняется от прослушивания к прослушиванию. Через полгода он кажется не жестким, а мягким (как по музыке, так и по текстам). Не сложным или заумным, а простым и прозрачным. Достойные последователи целого сонма прекрасных богов 80-х и 90-х – от Joy Division и the Smiths до Sonic Youth и "Вежливого отказа". Альбом, которому явно стоило бы дать более высокое место в этом топе. Но это – увы, опять! – понимается только спустя 2 месяца, прошедших со дня составления 10-ки до написания этого текста. Но этот альбом точно на долгое время задержится в моем плейере, в числе других 6-ти альбомов из этой 10-ки.
9. Троіца "Зімачка" – слушать
Хороший альбом. Всё сделано на высоком художественном и идеологическом уровне. "Троица" – явление, которым приятно гордиться и восхищаться. И новый альбом получился не хуже предыдущих. Но и не сильно отличается от предыдущих неэксперименталных альбомов "Троицы". И это уже минус. Хочется от такой волшебной группы чуть больше удивления. При всей волшебности – немного уже скучно.
10. Дима Ску, Илья и Сергей "Соло на выбивалке" – слушать
Если и можно назвать этот альбом плевком в сторону современной белорусской музыки, то исключительно полезным плевком. В последние годы все стали какими-то очень серьезными. У каждого свой тру. Каждый по своей теме, у каждого – свой холивар, пафосный и напряженный.
Как и Малькольм Макларен, явив миру the Sex Pistols, внес расслабление в рок-музыку середины 70-х, страдавшую от занудного арт-рока и чересчур пафосного хард-рока, так и Дима Ску – это попытка культурного боя в защиту простых вещей, простых эмоций, простых звуков. Наивное искусство, к которому, безусловно, принадлежит Дима Ску, часто простыми детскими словами объясняет про этот мир лучше любой энциклопедии. Таких откровений в "Соло на выбивалке", может, и немного. Но это пока. Чувствуется в этом коллективе какой-то пока нереализованный потенциал.
Смесь дадаизма и обериутов, с отличной идеологией, положенная на бедненький (даже по меркам начала английских 60-х), но очень аккуратный и добрый скиффл (скиффл по духу: вместо стиральной доски – кастрюли, вместо банджо – укулеле).
Для Димы Ску второй альбом станет более показательным, чем это обычно бывает со вторыми альбомами. Он может стать либо героем, либо никем. Диме Ску, пожалуй, даже посложнее еще будет, чем остальным – ведь то же самое, такую же концепцию звука, как и в "Соло на выбивалке", сделать нельзя: это провалит проект.
Experty.by