О проекте

Татьяна Замировская: "Всем спасибо. Все задаволены"

 

Татьяна Замировская о фестивале "Experty.by" для "БелГазеты": ""Очень остроумно: диск "Петли Пристрастия" называется "Всем доволен", а диск "Nevma" называется "Задаволены" – это специально так, да?" Около лотка с музыкальными артефактами выступающих надежд белорусского рока немноголюдно, но параллели с названиями дисков веселят всех".

14 мая сайт независимой музыкальной экспертизы "Experty.by" провел фестиваль собственного имени: на зрительский суд были представлены лучшие молодые бэнды последнего года, а также сами "эксперты" – Дмитрий Безкоровайный, Олег Климов, Сергей Будкин и почетный джазово-блюзовый критик Дмитрий Подберезский, который, впрочем, не явился на мероприятие, явно не прельстившись репертуаром.

"Очень остроумно: диск "Петли Пристрастия" называется "Всем доволен", а диск Nevma называется "Задаволены" – это специально так, да?" Около лотка с музыкальными артефактами выступающих надежд белорусского рока немноголюдно, но параллели с названиями дисков веселят всех. Артефакты, предложенные некоторыми группами, заставляют думать о том, что в Беларуси появились истинные рок-стары, отлично знающие, что нужно фанатам, – теперь можно нацепить на кепку значок "Петли Пристрастия" или хипстерскую майку с дурацким рисунком, свидетельствующую о нежности в адрес коллектива The Toobes.

Логика сайта "экспертов", в рамках которого четверо музыкальных критиков оценивают каждый белорусский альбом, безукоризненна, пусть и странна – каждому альбому выставляются баллы. Четыре молодые группы, выступающие в этот день, набрали максимум баллов за год – и от самой четверки экспертов, и от приглашенных критиков, и от гостей сайта. Как ни странно, репрезентация актуальной белорусской музыки состоялась – именно эти четыре коллектива продемонстрировали, насколько в нашей современной музыке все разнородно и несовместимо. Следовательно, все в порядке.

Могилевский рок-бэнд Nevma играет демонический хард-рок с по-кипеловски незабываемым вокалом ("Странно, почему сейчас так непопулярна группа Queen!" – вдруг замечает кто-то в толпе), самая сыгранная группа Port Mone исполняет акустический дэнс-эмбиент, их сверстники "Петля Пристрастия" исполняют драматичный пост-панк для людей, которые не знают, что такое пост-панк, а The Toobes, которые младше фактически на целое поколение, играют крикливый хипстерский винтаж-рок. Такая же разбежка и с текстами – The Toobes поют на английском, Nevma – на белорусском, Петля – на русском, а Port Mone вообще не поют. Ужас в том, что в нашей стране у всех этих групп, в принципе, одна аудитория. Потому что аудитория у нас вообще – всегда одна.

Посыл "всем доволен" – на удивление общий в творчестве всех четырех коллективов. "Петля Пристрастия", неосознанно ерничая и глумясь над менталитетом белорусов, трагическим голосом бубнит: "Всем доволен, всем доволен. Райским климатом доволен. Изобилием финансов. И просторной квартирой своей. Что-то странное только с тобой!" "Nevma" кричит своим идеальным хард-роковым фальцетом: "Адчыні рот і ідзі адсюль, бо я ўсім задаволены! Пакінь мяне ў спакоі, бо я ўсім задаволены!" Общий посыл наглядно демонстрирует некий невротичный аутизм, воспеваемый группами, – оставьте нас, поют они, не трогайте, мы всем довольны, не травмируйте только нас, пожалуйста. Всем довольны и The Toobes – тем, что их веселое вздорное нахальство всех веселит и радует, что они звучат так громко, что некоторые зрители с воплями выбегают из зала, а также тем, что новая песня "Mama" не сильно отличается от старых, зато демонстрирует подсознательное желание группы походить не только на Джими Хендрикса, но и на что-то уровня AC/DC. Детки выросли – поменяли надписи на майках (вместо слов "барабаны", "бас" и "гитара" там теперь нецензурщина на иностранном языке) и стали почти показательным образом еще меньше заботиться о мелодике, вкладывая все силы в исполнительский драйв и создавая прямо-таки пугающую стену звука.

Всем довольны и гости: для них организован небольшой фуршет, в рамках которого ушлая белорусская пресса создает фактуру для репортажей с мероприятия, делая интервью с каждым встреченным "селебрити" – от Игоря Ворошкевича и Олега Хоменко до мимо пробегающих коллег и Владимира Пугача в черной праздничной майке с говорящей надписью "Курманбек". Сами "эксперты" увлеченно обсуждают с гостями и музыкантами будущее белорусской рок-музыки, драматизируют, спорят, пьют на брудершафт и выходят на улицу только для того, чтобы в тишине поиграть в игру "кто назовет больше коллективов, на которых похожи The Toobes". Люди, которые искренне и безвозмездно озабочены судьбой белорусской музыки, выглядят абсолютными богами, вестниками донкихотства и апокалипсиса. "Джими Хендрикс! – выкрикивают они. – The Music! Ленни Кравитц! The Cure! Что за чушь, при чем тут The Cure!" Самое удивительное, что музыкантов все эти критические разглагольствования абсолютно не волнуют.

Самое правильное же в данном фестивале – полное отсутствие фестивальной части: на сцене нет ни ведущих, ни тамады, ни бравых девиц с папками; не звучат благодарственные речи, вообще ничего такого. На сцене весь вечер находятся только музыканты. Идея в каком-то смысле революционная.

"Все с вашими белорусскими группами понятно, – вещает на выходе из клуба девушка с Украины, фактически гостья города. – Сразу видно, что, например, "Петля Пристрастия" добьется наибольшей известности, а вот The Toobes зато заработают больше бабла!" Вдохновившись свежестью постороннего взгляда, корреспондент "БелГазеты" попросила у гостьи города поделиться еще какими-нибудь впечатлениями, в итоге выяснив, что The Toobes играют в опасном жанре "горим на работе" и рано или поздно, перестав исполнять "пубертатную музыку", рискуют оказаться в творческом коллапсе; а вот Port Mone, напротив, "чересчур взрослые" и интеллектуальные, посему им уже давно нужно "записывать музыку для фильмов".

Оригинал статьи на сайте "БелГазеты".

Об авторе:

Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 – наст. время).


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Таня, я быў у Салігорску на

+1
0
-1

Таня, я быў у Салігорску на дзіцячым джаз-фестывалі. А так бы прыйшоў, а як жы ж!..

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net