Представитель России в рамках жюри иностранных экспертов - Глеб Лисичкин. Независимый журналист и промоутер, в прошлом главный редактор российских журналов "Rolling Stone" и "Play", а также A&R-менеджер компании "Снегири".
Наверное, это прозвучит слишком пафосно, зато правдиво – независимо от того, как 2008 год оценивают сами белорусские музыканты, этот период оказался очень важным для прорыва альтернативной музыки за границы бывшей союзной республики. Я впервые столкнулся с заповедным минским андеграундом в мае, на фестивале, посвященном трехлетию промо-группы Папы Бо; все лето мои знакомые жужжали как много интересных музыкантов приезжало на фестиваль "Пустые холмы"; в августе я был свидетелем как несколько белорусских коллективов очень достойно выступали на международном фестивале "Be2Gether". Наконец, в декабре мы с Сашей Богдановым устроили в Москве фестиваль "Можно!" (и даже умудрились не "влететь") – все эти мероприятия показали, что Белоруссии есть что экспортировать, хотя бы в соседние государства.
К сожалению, графики релизов белорусских CD совершенно не дают представления о том прорыве, который сделал белорусский андеграунд за прошлый год: отчасти – потому что сильнейшие коллективы (к которым я отношу "ПортМоне", "Петлю Пристрастия", "The Toobes", "Серебряную Свадьбу") долгоиграющих пластинок в обозначенный период не выпускали (тем интересней будет наступивший год!), отчасти – потому что бездарной музыки всегда больше чем хорошей, потому что заводы по производству CD не должны простаивать, а на сельских дискотеках должна звучать не самобытная музыка, а банальный лоходэнс...
Увы, ни на одной пластинке, присланной мне редакцией "Experty.by", не оказалось ни интересной электроники, ни пост-рока, ни альтернативного хип-хопа, ни даже джаза. Но, наверное, это даже хорошо – итоговая десятка еще раз доказывает, что в Белоруссии альтернатива развивается совершенно по другим траекториям, чем где либо еще что у вас формируется своя здоровая, оригинальная и самобытная сцена. А это, друзья, и есть самое главное, с этим и поздравляю. Надеюсь, музыкальные итоги наступившего, непростого во всех отношениях, года будут еще более оптимистичными.
1. Кассиопея "2001-2008"
"Кассиопея" – мои безусловные фавориты, и, наверное, вообще главное событие в белорусской музыки после "Песняров". Абсолютно уникальное фрик-шоу, неподражаемое жизнелюбие, ни на кого не похожий стиль – никакого западопоклонничества, ни намека на коммерческий успех. Парни круто гнут свою линию уже десять лет, спасибо им до полу за то что, наконец, сподобились выпустить материал на CD. Этой зимой уже вся Москва после первого графина воет хором "Воробушков".
2. NHS "700"
Отличный диск, о котором я узнал только при этом подведении итогов – особенно жалко, что работавший над "700" творческий альянс уже распался. Первоклассный, экспрессивный этно-джаз-коллектив, украсил бы лайн-ап любого джаз-фестиваля. По настроению эта пластинка напомнила мне работы Ивы Битовой и Tara Fuki – почему-то именно чешских исполнителей.
3. Троіца "Сон-трава"
Недавно копаясь в фонотеке, обнаружил у себя полную дискографию "Троицы" - считаю этот фолк-коллектив едва ли не лучшим на пост-советском пространстве (по крайней мере, на одном уровне с карельской "Ва-Та-Гой". Альбом "Сон-Трава" показал, что музыканты не только отличные "реставраторы" фольклора, но и замечательные композиторы – в этих простых с виду песнях скрывается такой мощный "корневой" грув, которому позавидуют многие молодые рок-группы. К сожалению, вышедший в прошлом же году диск "Троицы" "Жар-жар" сильно "смазал" впечатление – на мой взгляд, эксперименты с металлом и электроникой оказались со всем не ко двору этому самодостаточному трио.
4. Ляпис Трубецкой "Манифест"
Про "Ляписа" нечего распинаться – как ни крути, самая громкая (во всех смыслах) пластинка из Белоруссии в минувшем года; песню "Belarus Freedom" вполне можно считать неофициальным гимном. Предыдущий диск "Капитал" меня радовал больше и дольше, но "Манифест" был необходим – не как вклад в культуру, а как мощное заявление, поддержка амбиций и т.п. и т.д. "Ляписы" по-прежнему непровзойденно мощно звучат живьем, дай бог всего самого хорошего этим рок-донкихотам.
5. Tanin Jazz "Feel This Time"
Эйсид-джаз, r&b – музыка гламурная, "докризисная". Но – талантливая, искусная, а главное – самоироничная. Вообще, после последовательного прослушивания 59 альбомов белорусской музыки очень заметно, что с чувством юмора у белорусских музыкантов дела обстоят едва ли не хуже чем с продакшном. У "Tanin Jazz" таких проблем не наблюдается.
6. Джамбібум "Жавароначкі"
Полнокровный акустический фолк-фьюжн, спетый замечательными девичьими голосами. Лучше всего удались треки, в которых слышно только вокал и перкуссию, акустическая гитара порой рушит картину. Вообще, в белорусских народных песнях такая богатая мелодика, что экспериментировать с этим материалом можно гораздо отважнее – этого и хочется пожелать коллективу.
7. Александр Растопчин "Роднае"
Очень расстроило оформление альбома – такие обложки диски делают уличные музыканты на Арбате. Содержание гораздо симпатичней – уютная и красивая инструментальная музыка, умные, со вкусом сделанные переработки классических мелодий. У других инструментальных CD, присланных мне, наблюдается сильный крен в smooth-jazz – жанр дешевый, пластмассовый, игрушечный – а у Растопчина все живо и душевно.
8. Детидетей "ОтЛично"
Акустическая гитара, непоставленный женский вокал (записан кошмарно), аранжировано все скромнее некуда – казалось бы, ничто в этой записи не соответствует названию диска. Но есть в этой аскетичности что-то патологически-симпатичное, как и во всем "русскоязычном роке". Очень похоже на "Ночных снайперов", и беда у "ДетиДетей" с Арбениной общая – за нагромождением красивых рифмованных слов абсолютно теряется смысл песен (если он там вообще присутствует).
9. Dali "Zагадкi Zігмунда Фрэйда"
Поп-музыка с человеческим лицом – судя по фотографиям на сайте, не очень приятным, но все же. С удивлением узнал, что группа претендовала на то чтобы представлять Беларусь на "Евровидении" – жаль, что не прошли. Песня "Играй, гормон" прям очень хорошая – наверное, поэтому ее, как говорят, и не пускали в радиоэфир.
10. Unia "Dolam"
Очень драйвовый фолк-кор – совсем не лубочная музыка (как, например, у "Ивана Купала"), а вполне самобытная, сделанная с душой. Группе есть еще над чем работать – в сочетании тяжелых гитар и фольклорных мелодий они, на мой взгляд, сработали лучше даже "Троицы", но качество записи и сведения альбома оставляет желать лучшего.
Комментарии
NHS, ДетиДетей, Unia
nhs:"особенно жалко, что работавший над "700" творческий альянс уже распался"
Все есть жалеть не надо.
Группа нынче называется Akana-NHS (http://akana-nhs.com), и не мало концертирует.
Ушедшие музыканты создали свой коллектив "Гурт Насты Някрасавай" (http://nastka.net), но на концерт пока сходить не удалось.
ДетиДетей: "за нагромождением красивых рифмованных слов абсолютно теряется смысл песен (если он там вообще присутствует)" - он там присутствует. И на мой взгляд, не теряется.
Unia: "но качество записи и сведения альбома оставляет желать лучшего". Мне тоже так кажется. Но хочется сказать (ибо Вы единственный, кто включил их в десятку), что группа действительно "драйвовая", и на их концертах все пускаются в пляс.