На сегодняшний день в активе группы "Ляпис Трубецкой" восемь студийных альбомов, которые в июне-июле были поочередно отрецензированы в рубрике "Главные альбомы" на сайте "Experty.by". На основании выставленных оценок определены лучший и худший альбом "Ляписов", а также составлен общий рейтинг их дисков.
Лучший/худший
Проще всего оказалось с худшим альбомом – им по сути единогласно был признан вышедший в 2000 году диск "Тяжкий" (оценка 6,25). О его слабости (относительно других работ "Ляписов") говорит то, что он уступил даже неномерному альбому "Мужчины не плачут" (оценка 6,75). В принципе, это было ожидаемо, ведь при наличии некоторых плюсов "Тяжкий" – очень неровный диск, лишенный, в отличие от той же "Красоты", значимых хитов.
По лучшему альбому победа тоже однозначна, хотя она претендует на мини-сенсацию. Вышедший в 2004 году диск "Золотые яйцы" (оценка 9,00) по среднему баллу опередил таких серьезных и, казалось бы, более выигрышных конкурентов, как "Ранетое сердце" (1996, оценка 8,5), "Ты кинула" (1998, оценка 8,5) и даже "Капитал" (2007, оценка 8,75). Впрочем, причина недобора баллов основными претендентами достаточно очевидна – у "Ляписов" лучшие на сегодняшний день альбомы выходили парами.
Парный принцип в действии
Возьмем "Ранетое сердце" (1996) и "Ты кинула" (1998). Они похожи не только музыкально, но и прямо пересекались по материалу. Естественно, у каждого из этих дисков свои плюсы и минусы. Если просуммировать главные, то минский альбом – более искренний и менее профессиональный, московский – наоборот. По сути, в итоге каждый эксперт решал, что важнее – искренность или профессионализм. Ну или есть ли разница по части искренности и насколько она присутствует/значима (потому что с профессионализмом все в пользу "Ты кинула").
В этом контексте совершенно неудивительно, что мнения разделились пополам и оба диска набрали одинаковый балл – 8,5. Но если теории ради представить, что это один альбом (а где-то так оно и есть), взять лучшую из оценок каждого эксперта по этим двум дискам, то этот теоретический (!) диск получил бы 9,25. Думается, что именно эта оценка отражает истинный потенциал обоих дисков.
Аналогично с альбомами "Золотые яйцы" (2004) и "Капитал" (2007). Это в России и на Украине новых "Ляписов", играющих "болотный ска-панк", массово услышали на "Капитале". Потому что там серьезный шоу-бизнес (в чем есть как плюсы, так и минусы), где без крутого массового хита и внятного идеологического позиционирования (чего не было во времена "Золотых яиц") альбом воспринимают с прищуренными глазами и в пол-уха.
А в Беларуси "Золотые яйцы" действительно имели серьезный успех (как ни забавно, продажи этого альбома в нашей стране сопоставимы с "Капиталом"), в том числе у критиков. Важно также учесть, что на "Капитале", если смотреть глобально, были лишь более четко расставлены акценты того, что было озвучено еще на "яйцах". Так что предпочтение, отданное экспертами именно альбому 2004 года (оценка 9,00 против 8,75 у "Капитала"), наверное, не случайно и во многом логично.
Забавно, что если (опять же теоретически) объединить эти альбомы и взять лучшую оценку каждого эксперта по этим двум дискам, то получится та же оценка 9,25 балла, что и по "объединенной" версии альбомов 1996 и 1998 года.
Общая динамика
При взгляде на график, составленный по рейтингу альбомов, налицо два неоспоримых провала по качеству творческой составляющей. Первый, более глубокий и продолжительный, в 1999-2001 годах, кульминация которого пришлась на альбом "Тяжкий" (2000) и второй, в 2006 году, связанный с выпуском диска "Мужчины не плачут" (2006).
Впрочем, если первый соответствовал реальному (плохому) положению дел в коллективе, то второй ни о чем таком не говорит, поскольку связан с выпуском диска, который являлся по сути то ли сайд-проектом, то ли сольным релизом Сергея Михалка, собранным из записей для саундтреков и неальбомных песен.
Кто следующий
Следующий герой рубрики "Главные альбомы" – группа "N.R.M.". В ближайщие недели будут опубликованы рецензии на все студийные альбомы коллектива и составлен их рейтинг. Старт – 23 июля.
Читайте также: комментарии продюсера "Ляписов" Евгения Колмыкова.
Дмитрий Безкоровайный