О проекте

Внештатный эксперт Е.Долгих: Hum Flying Bulletproof Noodle "Tape"

 

Евгений Долгих о дебютном полноформатном альбоме группы Hum Flying Bulletproof Noodle: "...Более атмосферной, "отвязанной" от окружающей действительности, минималистично-мелодичной, наплевательски безразличной к "высокому" саунду, но при этом очень внимательной к собственному содержанию музыки я не припомню".

Современная электронная музыка – это дикие дебри направлений, стилей, подстилей, под-подстилей, ответвлений, влияний, названий, фамилий – все это переплетается друг с другом самым причудливым образом, запутывает и вообще может довести до легкой шизофрении. То ли дело было у нас 20-30 лет назад, когда достаточно было сказать: Жан-Мишель Жарр или Depeche Mode – и тебя понимали в самом широком кругу… потом произнести имя Клауса Шульце или название группы Art Zoyd – и тебя отлично понимали в более узком кругу ценителей, а при именах Карлхайнца Штокхаузена или Яниса Ксенакиса найти понимающе кивающего головой знатока было совсем трудно, но все же теоретически возможно.

Теперь возможно вообще всё – и это с одной стороны несколько облегчает музыкантам жизнь – не надо ни на кого оглядываться, но с другой стороны эту жизнь и осложняет – не успеешь глазом моргнуть, как тут же найдется масса комментаторов, которые сразу же найдут, в каком конкретном стиле ты моргнул и на каких предшественников при этом оглядывался. Поэтому постараюсь ни на кого не ссылаться и вообще сделаю вид, что такого рода музыку слышу в первый раз. Так оно будет проще, тем более что действительно для нас, для нашей отечественной культурной среды альбом "Tape" группы Hum Flying Bulletproof Noodle – явление уникальное. Говорят, что эта группа существует уже пять лет – вполне может быть, но шансов узнать о них раньше было как-то не очень много.

А зря. Потому что более атмосферной, "отвязанной" от окружающей действительности, минималистично-мелодичной, наплевательски безразличной к "высокому" саунду, но при этом очень внимательной к собственному содержанию музыки я не припомню. Ну, не говоря о загранице, само собой. С самого первого трека альбома он захватывает в первую очередь своей цельной атмосферой – тем, чего напрочь нет у большинства других белорусских альбомов – здесь все треки подчинены абсолютно единому настроению, единой концепции, в них нет ничего чужеродного, ненужного и лишнего. Чего-то определенно не хватает – но это уже другой разговор. Очень мало наберется альбомов белорусской современной музыки, из которых не хотелось бы выкинуть хотя бы пару вещей… из этой работы выкидывать совершенно нечего. Я бы еще добавил.

Не знаю, как правильно назвать тот стиль, в котором работает группа, наверное, нечто вроде электроакустический минимал-даунтемпо-эмбиент… Да и фиг с ним, с определением, главное, что в отличие от многих других аналогичных проектов, в этой работе отчетливо видно и слышно некое гуманистическое направление. Мелодии хоть и предельно минималистичны, но очень конкретны – их даже частенько можно просто взять и напеть… Скажите, много вы знаете современных серьезных электронных музыкантов, с творениями которых можно сделать то же самое??? Но ведь композиции группы Hum Flying Bulletproof Noodle в то же время совершенно непредсказуемы – их развитие происходит уже почти как в нео-классике. Все же нарушу для наглядности (один раз) свое обещание не ссылаться ни на какие имена и названия и скажу, какие четкие ассоциации у меня возникли после прослушивания всего альбома… целиком. Значит так, для меня это приблизительно прозвучало, как будто Девендра Банхарт со своими мелодийками реинкарнировал в ипостась Рюити Сакамото, но потом плюнул на высокий стиль и решил просто немного помедитировать…

Ну и теперь немного о том, почему после таких, казалось бы, восторгов невозможно все-таки поставить альбому наивысшие баллы. Я уже говорил, что ничего убавить из этой музыки совершенно не хочется, но вот добавить…. да, есть такое дело, и очень определенное. Очень не хватает стилистической и композиционной завершенности во многих треках… Они как будто недоделаны, незавершены, получается, что начинаешь слушать, с удовольствием погружаешься в атмосферу музыки, следишь за развитием и трансформацией мелодии… Вот где-то она достигает кульминации, ждешь логического завершения – а его и нет. Блин, так нельзя – это просто непрофессионально с точки зрения композитора – а эту музыку я слышу как явно композиторскую – тут ведь никаким аморфным нью-эйджем и не пахнет. Может быть, как я могу предположить, имел место такой сознательный прием – не делать логических завершений, обрывать все как бы в никуда… Но это может работать именно только как отдельный прием – ну нельзя ж это применять тотально… Точно так же не есть хорошо заниматься самоплагиатом и повторять совершенно уж одинаковые концовки. Короче говоря, насколько все интересно развивается в этих "песнях" группы, настолько же неинтересно завершается – слава богу, не везде, и такой факт вселяет определенные надежды.

И, пожалуй, здесь и кроется главная причина – большинство композиций требуют доработки – потому и оценка не дотягивает до девятки. Жаль, мне лично очень жаль – потому что примеры-то того, как оно должно быть – имеются! Если бы вся эта музыка была целиком до конца оформлена ну хотя бы так, как композиции "Carway" или "Parus" – было бы супер! Может подуматься, что я придираюсь – но вслушайтесь в сам смысл этой музыки – она везде требует в финале некой явной жирной смысловой точки и для полноты картины есть смысл поискать эти завершающие штрихи. Тем более, что они, как правило, очень и очень просты по сути (как в той же "Carway") – и могут заключаться буквально в двух-трех нотах. Ищущий да обрящет.

Оценка: 8 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и послушать несколько песен из него вы можете здесь

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net