Журналист и культуролог Максим Жбанков о концертном альбоме Виктора Шалкевича: "Диску не хватило грамотного и жесткого продюсера. Который подрезал бы лишние разговоры, выстроил драматургически верный порядок песен, поиграл бы со звуком. И уж точно не стал бы вгонять в добивки MP3 "некаторыя старыя песьні ў новым жывым запісе"".
Если бы Шалкевича не существовало, его стоило бы выдумать. Меланхоличный пересмешник наших бурных дней, акустический поэт с отличным чувством слова, стилист-хамелеон в диапазоне от электрического блюза до "польки-трампампаньки" – он замечателен во всех своих лицедейско-артистичных проявлениях. Привычный формат "поющего актера" – фасонного мужичка, небрежно проговаривающего манерные пустяки – тут никак ни применим. Виктор – автор, режиссер и исполнитель песенного сериала про белорусскую долю глазами гродненского интеллигента старой школы. Сам себе песня. Сам себе голос. Но никак не менеджер и саунд-продюсер.
Отсюда логично вытекают плюсы и минусы нового диска. Плюсы: несколько отличных новых песен – взрослых баллад с горьковатым привкусом ("Лета, якое мы зноў змарнавалі", "Такая доўгая зіма") и каверов старого джаза ("Баляда пра жэншчыну"). Мы их в самом деле заждались.
Минус: загадочный формат. Второй подряд концертный релиз (после "Гарадзенец прызямліўся ў Менску", 2006) за пять лет можно было попытаться объяснить фантастическим качеством живого материала, невоспроизводимого в студийном формате. Но никак не выходит. Концертный Шалкевич (кто слушал, тот знает) отважно микширует два своих профессиональных амплуа – певца и артиста разговорного жанра, превращая шутейный конферанс в подводку для песен, а сами песни – в повод поговорить. Собственно музыка оказывается лишь одним из ресурсов – причем не главным. На концерте это может зацепить. Для "цалкам новага канцэптуальнага жывога альбому" (как торжественно сообщается в буклете) такое выглядит неуместным. Как и подзаголовок "Новыя песьні і анекдоты". Нашли, знаете ли, юмориста-затейника…
Диску не хватило грамотного и жесткого продюсера. Который подрезал бы лишние разговоры, выстроил драматургически верный порядок песен, поиграл бы со звуком. И уж точно не стал бы вгонять в добивки MP3 "некаторыя старыя песьні ў новым жывым запісе" (будто они качественно отличны от прежних версий). Диагноз читается легко: сперва с минимальными затратами один в один записали обычный концерт. Потом из него нарезали "канцэптуальны альбом". И даже от обрезков не сумели отказаться. За материал – 8, за концепцию и монтаж – 6.
Оценка: 6 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", "pARTisan", на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).