Автор идеи, штатный эксперт и член "Большого жюри". Журналист (c 1996) и зав. западным сектором "Музыкальной газеты" (1997-1999), музыкальный обозреватель "Отдыхай" (2000-2001) и "БелГазеты" (2002-2005). Пиарщик West Records (Минск, 2002-2005) и "Студии Монолит" (Москва, 2005-2007). Выпускающий продюсер и пиарщик многих успешных белорусских релизов последнего десятилетия.
Меня лично этот год расстроил лишь почти полным отсутствием фолковых записей. Вместе с тем, общий уровень первой десятки (и моей, и Experty.by) по итогам 2009 гораздо выше, чем по итогам 2008. Не говоря уже о том, что она и субъективно интереснее, поскольку наполовину состоит из записей групп, на которые год назад никто бы не поставил или которые тогда еще никто не знал. А теперь о них говорят.
В общем, если последние годы на смену поколений в белорусской рок-музыке намекали, то 2009 год ее, наконец, зафиксировал. Причем случилось это в условиях, когда за единичными исключениями рок в Беларуси стал в общем-то нишевой музыкой.
1. Петля Пристрастия "Всем доволен"
По уровню впечатлений этот альбом сопоставим с прошлогодними лидерами – "Манифестом" "Ляписов" и "Сон-травой" "Троицы". "Петля" насколько хороша и ни на кого не похожа, что может стать серьезным культовым коллективом, но для этого надо продолжать выступать и выпускать. Не пороть горячку, но и не тянуть. Просто делать свое дело. Впрочем, как бы ни сложилось у них дальше, для меня это один из лучших белорусских альбомов десятилетия.
2. The Toobes "Hello"
Для Беларуси это группа-уникум. Молодость в сочетании с музыкальной зрелостью, профессионализм в сочетании с невероятной энергетикой, непопсовая для наших мест музыка в сочетании со стремительным взлетом – у нас все эти вещи парами не ходят, а тут столько всего сразу. Альбом звучит скромновато по сравнению с их же концертами, но все равно пластинка знаковая не только в рамках этого года.
3. Port Mone "Dip"
Еще один очень приятный сюрприз этого года. Своей трансцендентальностью они мне лично (достаточно парадоксально) напоминают "Троицу". Только замешанную не на белорусском фолке, а общеевропейском музыкальном контексте. Может чуть перегнули палку местами, но общее впечатление это не сильно портит.
4. Ляпис Трубецкой "Культпросвет"
Если брать "антиглобалистическую" трилогию "Ляписов", то на первое место я бы все же поставил "Манифест" – в нем много первоклассного живого рок-н-ролльного угара. Впрочем, в борьбе за второе место "Культпросвет" легко выигрывает у "Капитала" – несмотря на отсутствие хита и работу с ранее озвученными темами, он хорош в своей сформулированности и выстроенности. Да и вообще уровень Михалка, как творческой персоны, для белорусской музыки космичен.
5. Глюкі "Ідыятызм"
Пролежавший год на полке альбом мало кому известной и притом уже распавшейся группы оказался одним из самых интересных белорусских релизов года – чем не история для газет? Немного сыроватая запись с лихвой компенсируется отличным материалом и свежим звучанием. А еще он отлично слушается – один из 4-5 белорусских альбомов этого года, которые я достаточно часто слушал не для работы, а удовольствия ради.
6. Apple Tea "V"
Милый мелодично-романтичный альбом, доказывающий, что класс музыкантов в нашей стране может вполне противостоять веяниям не всегда отягощенной музыкальностью и профессионализмом современности.
7. J:морс "Аквамарин"
После монолитного и гиперуспешного "Босиком по мостовой" (2006) должен был получиться именно такой альбом – с внутренней борьбой и эмоциональными перекосами, с музыкальными экспериментами и некоторым количеством промахов. Но даже в такой ситуации Пугач соблюдает планку, до которой многим в Беларуси далеко.
8. Камоцкий Алесь "9"
Алесь Камоцкий – это душа белорусской песни. Достаточно удивительно и приятно наблюдать, как известный исполнитель в пятьдесят лет переживает второе музыкальное рождение.
9. Nevma "Стихия слез"
Судя по диску, интересная группа, сочетающая любовь к нью-металу с хард-роком. Звучит, как ни странно, достаточно хорошо. Есть отличный вокал и неплохой материал, который надо бы немного отфильтровать и стараться расти, особенно по части текстов. Надеюсь, что на концертах сейчас группа выглядит лучше, чем на жутком видео с "Рок-коронации 2006", которое болтается на YouTube.
10. Стары Ольса "Дрыгула"
Этот коллектив создал нишу отечественной средневековой музыки и остается ее неоспоримым лидером. Очевидно, что двигает его участниками большая любовь к данной тематике, но помимо всего прочего их творчество имеет реальную культурную ценность. А это редкое для современности качество.
Комментарии
ПП
Хоць нехта з галоўных экспэртаў ацаніў Петлю па заслугам :)