О проекте

Руся: "Белорусские песни на берегу Черного моря"

 

Рок-княжна и вокалистка джаз-фолк-группы Akana-NHS Руся о поездке на "Koktebel Jazz Festival" и не только: "Я всегда и всем постоянно повторяю что украинская публика для любого белорусского музыканта — это своего рода лакмусовая бумажка. Ты едешь туда и сразу видишь — катит им или не катит".

Недавно наша группа вернулась с фестиваля "Коктебель-Джаз". Коктебель — отличное место. Мы купались в море, в лучах любви и в музыке. В Коктебеле люди заговорщицки меняются щедрыми улыбками, потому что всем понятно — здесь круто!

Наконец-то я услышала, как звучит "Акана" на самом деле. Когда закончился наш концерт на берегу моря, мы с девушками спустились в гримерку и почему-то все разревелись! Представьте себе: раннее утро, расслабленные, спокойные люди гуляют по пляжу. Мы начинаем петь — и все подходят ближе, будто впадая в астрал! Стоят, замерев, с открытыми ртами. Вокруг море, чайки летают, ветер соленый в лицо, шикарный звук, великолепная сцена — такая красота! Мы получили такой кайф! Знаете, как иногда бывает — после хорошего секса женщина может разрыдаться. У нас было что-то похожее — после концерта мы спустились в гримерку, жутко растроганные, и уже там на нас накатило. Мы просто молча обнялись и начали рыдать. Ни на одном предыдущем концерте еще такого катарсиса не было. Может быть, атмосфера Коктебеля поспособствовала? Мне кажется, это был один из лучших наших концертов.

Я уже в который раз заметила — украинская публика просто удивительна. Ни в одной стране, где мне доводилось петь, я не видела, чтобы на музыку реагировали так чутко. Слушатели не просто слушают, но и сопереживают, понимают тексты. Я всегда и всем постоянно повторяю что украинская публика для любого белорусского музыканта — это своего рода лакмусовая бумажка. Ты едешь туда и сразу видишь — катит им или не катит.

Украинцы — крайне непосредственны и искренни. Они, в отличие от минских зрителей, никогда не будут стоять и слушать музыку вопреки своим ощущениям и желаниям, например, только потому что они заплатили за билет и им жалко потраченных денег. Или по той причине, что они пришли посмотреть на своего знакомого барабанщика или гитариста, который их пригласил — и им неловко взять и свалить. Там народ абсолютно непосредственный — реакция на музыку определяется исключительно эмоциями, которые она вызывает: нравится музыка или не нравится. К примеру, мы недавно играли в Киеве на "Гоголь-фесте" — идет концерт, все внимательно слушают, но как только в некий момент энергетика чуть "проседает" (например, когда начинается более медленная песня) — все расслабляются, садятся на пол, кто-то даже уходит. Как только начинаем играть что-то яркое и динамичное — все вскакивают и танцуют. Странно, но почему-то я ничего подобного не встречала в Минске. Наверное, здесь и сама жизнь другая: когда ты просто идешь по улице, тебя все рассматривают, оценивают… И на сцене здесь то же самое — ты выходишь и чувствуешь, что на тебя оценивающе смотрят. Воспринимают музыку с подвохом: ну-ка, вот они вышли, сейчас посмотрим, что вы тут нам споете! Конечно, я не говорю сейчас про публику "Аканы" — пускай нас пока что слушает не очень много людей, но все они — люди с прекрасным вкусом, которые отлично осознают, на какой концерт они идут и с какой целью. Я, скорей, имею в виду просто какую-то общую особенность белорусской публики — отсутствие непосредственности. Украинцы же какие-то более чуткие, что ли.

Что касается "Аканы", важен еще и тот момент, что мы исполняем песни полесского региона. Они очень похожи на украинские. Поэтому украинцы понимают слова. Они слушают тексты, понимают, о чем в наших песнях вообще идет разговор. Белорусы же понимают не всегда — иногда даже интересуются, на каком языке мы поем. Пока не скажешь — ребята, это ведь наше белорусское язычество! — многие вообще ничего не признают.

Грустно, что проект, построенный на белорусском язычестве, не находит такого отклика у себя дома. Но обиды на белорусскую публику у нас нет. У украинцев, мне кажется, гораздо более богатая музыкальная жизнь — там постоянно какие-то события, новые имена, проекты, фестивали. А у нас практически ничего не происходит. Украинцы имеют возможность постоянно развивать свой вкус, а здесь пока что развиваться нечему — мало значительных событий в музыкальной жизни города. Может быть, поэтому наша группа тут пока что не вызывает такого отклика?

А ведь как тепло воспринимали все белорусские группы в Коктебеле и на "Гоголь-фесте!". Раньше мне казалось, что у стран-соседей о белорусской культуре достаточно однотипные впечатления. Мол, у нас были "Песняры", есть "Ляпис Трубецкой" и, например, группа "Кассиопея" — и на этом все. Действительно, целостного и полного ощущения того, что представляет собой современная белорусская музыка в целом, у них нет. Разумеется, когда они видят "Акану", то искренне удивляются: ничего себе, в Беларуси, оказывается, есть проект, который смешивает этнические древние песни с джазом! Видят "Серебряную свадьбу" и точно так же впадают в экстаз — ничего себе, каждая пьеса — отдельный мини-спектакль! У людей каждая белорусская группа вызывала культурный шок, в хорошем смысле.

Получается, белорусский музыкант может по-настоящему оценить свои силы где угодно, но только не дома? Всем, кто ощущает себя неудачником, рекомендую протестировать свои возможности у соседей. Там вы, скорее всего, окажетесь более нужными и желанными.

Здесь я не могу сама себя адекватно оценить. Я пришла в "Акану", уже имея опыт работы с "Индигой" — разумеется, многие заинтересовались этим проектом только с точки зрения "что там Руся нового сделала". Я иногда искренне не понимала, что людей притягивало к проекту — мое нахождение в нем или его интересность сама по себе. И сейчас тоже иногда не понимаю — потому что на концерт часто приходят те, кто с нами дружит и знает нас лично. К счастью, расширение и обогащение аудитории иногда происходит за счет совместных концертов (например, мы играли с "Дягилев Бэнд") и выступлений на фестивалях. Я не знаю, как себя можно здесь оценивать. Как белорусскому музыканту, никуда не выезжая, понять — классную музыку ты играешь или нет?

С другой стороны, в Беларуси очень популярны украинские группы. Может быть, нам просто нужно активно меняться проектами? Пусть белорусские музыканты чаще ездят с гастролями в Украину, а украинские — в Беларусь.

Оригинал публикации на сайте "Белорусские новости".

Об авторе:

Обладательница титула "Рок-княжна", в прошлом — вокалистка белорусской рок-группы "Indiga", сейчас Руся поет этно-джаз в проекте "Akana-NHS". Помимо активного гастролирования с группой, Руся занимается радиожурналистикой, переводит классику мирового кинематографа на белорусский язык и собирается в ближайшее время учиться профессиональному джазовому вокалу.

Akana, Руся

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net