Евгений Долгих о совместной работе белорусского трио Port Mone и украинцев "ДахаБраха": "Альбом выстроен на диво хорошо. Классический катарсис сразу отбрасывает всю наносную шелуху и все поползновения "украсить" и "причесать", а заодно отсеивает лишних случайных слушателей".
Дух высокой трагедии витает над этим альбомом. Трагедии классической, настоящей, где все серьезно, где ничего нельзя вернуть, где страсти просты и понятны, а сюжеты не высосаны из левого большого пальца проворного сценариста, а взяты у того самого народа, который так. наз. "позитивные" истории рождает довольно редко – это вам не Голливуд и не Болливуд. Вот, например, песня "Ванюша" – трагедия почти по шекспировскому Макбету… может быть, не по сюжету, но по сути таковая и есть – Ванюша отрубает голову сначала "жинке" Катерине, а потом старой матери, которая Катерину, между прочим, облыжно оклеветала… народные песни или сказки или истории зачастую мрачны и кровавы уж дальше некуда.
Исполнение сюжетам под стать. Первая половина альбома мрачна так, что самому хочется взять в руки шаблю вострую и порубать направо-налево, чтобы оправдать тоску смертную. Слава богу, вторая половина немного снижает накал трагедии и постепенно приводит ее к какому-то драматическому танцу-подпеванцу. Ключевое выражение применительно к этому альбому-проекту: попытка симбиоза. Симбиоза песни, пусть даже исконно корневой, народной, не нуждающейся в дополнениях… и музыки другого направления, смотрящей не вглубь, а вширь – трио Port Mone также абсолютно самодостаточно.
Сумма двух самодостаточностей дала в итоге… правильно, две самодостаточности, существующие параллельно друг другу. Музыка и песни здесь и не помогают и не мешают друг другу – я могу воспринимать их и отдельно и вместе, даже переставлять местами – от перемены слагаемых сумма не меняется. Это не слова с аккомпанементом и не музыка с вокальной партией – это тот самый симбиоз, о котором я выше говорил. Интересно, что плавный переход от начала к концу альбома от почти аутентичного фолка к вольным минималистичным словесным фантазиям приближает звучание всего ансамбля к интернациональной world music, но не снижает первоначального накала.
Альбом выстроен на диво хорошо. Классический катарсис сразу отбрасывает всю наносную шелуху и все поползновения "украсить" и "причесать", а заодно отсеивает лишних случайных слушателей. А потом, когда настроение задано, музыканты постепенно уводят нас чуть в сторону и показывают… показывают обратную сторону трагедии и скорби. Это, знаете, как на традиционных новоорлеанских негритянских похоронах – по дороге на кладбище оркестр играет траурные мелодии, а по дороге обратно народ просветляется духом, вспоминает всю музыку, которую любил покойный, и вообще все хорошее, бэнд вжаривает ритм и начинается чуть ли не всеобщее ликование и радость.
И если все-таки попробовать отделить "ДахуБраху" от Port Mone, то скажу, что вокал мне нравится далеко не всегда… какой-то он чересчур уж монотонный и однообразный – везде и всюду, где надо и где не надо. Прошу принять во внимание – однообразие и минимализм, это вовсе не одно и то же. Зато наше трио отработало, по-моему, без сучка без задоринки – идеальное попадание. Минималистично по форме и максимально содержательно и разнообразно по содержанию. Хочется придраться, а не к чему.
Итак, за вокал – 8. За инструментал – 10. Выходит в среднем 9.
Оценка: 9 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и послушать несколько песен из него вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").