Музыкант и музыкальный критик Сергей Пукст о дебютном альбоме группы Open Space в рецензии для "СБ – Беларусь Сегодня": "Все учтено с точки зрения индустрии до такой степени, что здесь сочетается даже малосочетаемое. Получается одновременно амбициозный и интеллигентный проект".
Статья сегодня будет строиться по довольно хитрой схеме. Сначала я скажу о хорошем, потом – о не очень. В конце приду к парадоксальному выводу, что в последнем группа, в общем, не очень-то виновата.
Пойдем по порядку...
Пункт первый. Как минимум приятный момент – диск хорошо записан. Как бы ни иронизировали по поводу "понтоватой" фразы на обложке "Мастеринг Джером Шмит (Air Mastering, Лондон, Великобритания)", звучат композиции очень качественно. В данном случае – а ребята играют очевидную поп-музыку – это крайне необходимо.
Далее – аранжировки выполнены грамотно. Не "перевешивает" ни один из инструментов. Ребята заботятся о том, чтобы в каждой песне была запоминающаяся мелодия, в музыке есть настроение. И даже нет отчетливой вторичности (редкость для здешних англоязычных групп). Что, кстати, тоже говорит о музыкальной грамотности Виталия Матиевского, который является солистом, автором и идейным центром коллектива.
Лидер группы, к слову, не лишен человеческого и артистического обаяния. И в его вокале есть одно необходимое качество. Его голос "дружит" с микрофоном и оптимально сочетается с выбранным стилем музыки. Безусловно, с произношением есть вопросы, что я могу отметить как преподаватель английского, но неспециалисту эти мелочи не принесут никаких неудобств. Все сделано так, как надо. Четко соблюдена куплетно-припевная форма. Начинаются композиции, как и следует, с "цепляющего" гитарного вступления. Закономерно завершает альбом изящно-лаконичная и одновременно немного наивная "Same Excuses" ("Те же отговорки"), камерно спетая под фортепиано.
При относительном разнообразии в узких рамках выбранного стиля все песни на диске сложены в качественный продукт. Все компоненты вплоть до фотографии на обложке, благодарностей, клипа на одну из самых ярких песен альбома, которая оптимистично называется "Beautiful" ("Прекрасная"), сделаны на уровне. Симпатичная девушка – менеджер группы – предупредительно передала мне альбом. Все учтено с точки зрения индустрии до такой степени, что здесь сочетается даже малосочетаемое. Получается одновременно амбициозный и интеллигентный проект. Но самое время провести в жизнь пункт второй нашего проанонсированного плана.
Именно то, что я описал выше, рождает логичную проблему. Музыка получается вполне предсказуемой. Понятно, зачем и для кого она сделана. Сделанность в понятном смысле убивает нерв. Но в том, что музыка производит немного механическое впечатление, сами музыканты, как ни странно, не вполне виноваты. Во многом ответственность несут те, кто им нравится.
Думаю, имеет смысл поговорить не о группе Open Space, а о тех музыкантах, которые имеют к группе непосредственное отношение. То есть британских коллективах, играющих в стиле брит-поп. Повсеместно считается, что эти коллективы продолжают дело великих "Битлз". Это неправда. Музыка современных "битлоподобных" исполнителей куда ниже качеством. По сути, на вооружение взята и развита пара самых незамысловатых приемов Леннона – Маккартни. Апофеозом этого подхода были в свое время монотонно-туповатые братья Галлахеры из группы Oasis. Получается, что по форме все в порядке. Какие-то внешние признаки ливерпульской четверки сохранены. Это "что-то в духе" присутствует. Но забывают, что сама постоянно меняющаяся, преобразующаяся от песни к песне композиторская мысль великой группы является тем, почему именно "Битлз" относят к прародителям современной поп-музыки. Они оставили нам огромное поле для деятельности. Просто доказав, что поп-музыка – это процесс прежде всего творческий, а не продюсерский. И что там первично не пресловутое "покатит – не покатит", а постоянный эксперимент и счастье открытия. В современном брит-попе при некоторых исключениях об этом не принято вспоминать.
Возможно, это взгляд человека другого поколения, но если брать за модель и за пример для подражания образ мысли современных поп-музыкантов, то будет получаться более или менее отличающаяся от оригинала копия того, что мы уже слышали раньше.
И здесь, как нигде, правила надо не просто ломать.
Их надо разносить вдребезги.
Оценка: 6 из 10
Оригинал публикации на сайте "СБ - Беларусь Сегодня".
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь
Об авторе:
Композитор, аранжировщик, пианист, гитарист, журналист. Родился 14.10.1972 в Минске. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории по классу кларнета (1986), Минское художественное училище по специальности обработка дерева, кости, камня (1991), Минский государственный лингвистический университет (1996). В 1997-99 годах учился на подготовительном отделении Белорусской академии искусств (вокал). В начале 90-х был участником панк-группы "Король пчел", позже стал выступать соло (в том числе в рамках группы "Pukstband"). С 2007 – музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня".