Внештатный эксперт и член "Большого жюри". Культуролог, киноаналитик, журналист. Автор многочисленных публикаций на тему современной культуры в "БелГазете", "БДГ", журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Мн., 2004).
В 2011 прежний дефицит идей уступил место робким попыткам нового звука и обновления затертых стилистических клише. Это еще не связная речь и не цельное послание – но, по крайней мере, заметная попытка выйти из порочного круга "Вольский – Михалок – Кирчук". Новых героев еще нет. Зато оформился неплохой список претендентов.
Прежде всего это касается тех, кто взамен культурной эмиграции (то в антипутинский поп-панк, то в англоязычное сайко-билли) предпочел неблагодарный труд локального артиста – сборку "тутэйшего" продукта из деталей местного происхождения. Мелодраматичный музтеатр Ани Хитрик, харизматичный гитарный попс Akute, богемно-декадентский перепляс "Серебряной свадьбы" и претенциозный камерный фолк от Насти Некрасовой – всё это вещи абсолютно здешние и способные прорасти лишь сквозь родное болото. Обрывки нового белорусского стиля, пока не способные сложиться в цельный пазл. Но с ними точно лучше, чем без них.
Кажется, идет тихая ротация пристрастий и приоритетов. "Генералы ракенрола" остаются в строю. Но, в лучшем случае, способны (как "Троіца") лишь удерживать планку фирменного качества. Крутое пике "Ляписов", превратившее дворовых шалопаев в стадионных трибунов, достойно уважительного сожаления: всё больше пафоса, всё меньше музыки. На этом фоне мощно прозвучали Pomidor/Off – но, увы, остались в тени пряного этно-декора и плакатной революционности. Как и лучший за последние лет семь диск Войтюшкевича.
Артисты растут вопреки желаниям публики. Публика любит вопреки поискам артиста. Этот здешний конфликт четко прорисован в выборе любимцев года: на любом уровне – от экспертного до профанного – по сумме очков побеждали клише. Есть новые имена. Нет нового зрителя.
Герой "шансона с человеческим лицом" удивил, выдав психоделический коллаж редкого качества. Свободный стих шведских поэтов заставил Тодара отказаться от любимых деревенских переплясов в пользу акустических шаманских напевов. Саундтрек потаенной "беларускасьці", абсолютно непохожий на расхожий поп-фолк.
Первый студийный опыт артистов жизни и террористов звука. Растрепанное поп-кабаре, влюбленное в французских сюрреалистов, питерских абсурдистов и старинные чемоданы, записало диск винтажного умного попса в диапазоне от "помойного" жестокого романса до стиляжного серфа. Очень осмысленная работа. Возможно, чересчур осмысленная.
Что тут скажешь? "Троіца" давно превратилась в идеальную музыкальную машинку, по определению неспособную схалтурить или сфальшивить. Качество гарантировано. Звук впечатляет. Но лично мне несколько мешает общая предсказуемость свежего материала. Новая "Троіца"! Ага. В этом-то и дело. Просто новая "Троіца".
Cильная авторская работа с четким пониманием наличного расклада в арте и в стране. Мужской разговор без заигрываний с публикой и желания понравиться. К сожалению, единственный яркий и честный голос генерации сорокалетних, прозвучавший в этом году. Со всего диска напеть можно лишь пару-тройку треков. Но они останутся с вами надолго.
Весьма изобретательный фрик-попс. Новая фаза лабораторных опытов с местной флорой и фауной, помноженных на неистребимую самоиронию и хулиганское эстетство. Песенник прогрессивных культурных меньшинств. Чисто белорусское безумие.
Итак, случилось: вот вам нормальный поп-рок на "мове"! Томные "морсовские" распевы, цепкие мелодии, аккуратный гитарный чёс – и, к тому же, внятная белорусскоязычная лирика. Свежая кровь местного рокапопса. Нестыдный продукт с хорошим коммерческим потенциалом. Такого давно не хватало. Еще пара-тройка таких проектов – и будет волна не хуже украинской.
А вот тут все наоборот: рафинированные опыты для продвинутого меньшинства. Сопряжения фольклора с камерным струнным составом и фри-джазовыми запилами. Чисто филармонические штудии. Наста далеко ушла от первых сольных опытов а-ля "наша Шаде". И получила все шансы максимально сузить свою аудиторию. "Vir" легко уважать. А вот любить сложновато.
Распустив свой "детский" бэнд, Аня Хитрик вышла на совсем иной уровень качества. Актерская самодеятельность сменилась профессиональным проектом, четко выстроенным вокруг личности лидера. Изысканный акустический саунд, взъерошенная лирика, всплески чувств с красивыми срывами в живописную истерику… Только бы поменьше Пиаф и Земфиры.
Что происходит с прежними героями? Они либо устают, либо становятся профи. После взрывного дебюта "тубсы" ощутимо набрали техники и мощно валят из всех орудий. В этом звуке есть корневая правда рокенрола. Это хорошо. Но нет новостей. И это не радует. Группа сумела стать событием. Но, судя по всему, так и не определилась с вектором дальнейшего движения.
Глубоко симпатичный мне проект. На этот раз – в еще более софт-версии. Колючие песенки сольного Носорогова на глазах мутировали сперва в богемную пару "гармошечка с гитаркой", а затем и вовсе в тандем потешников-затейников. Второй диск "джокеров" – нормальный нишевый продукт. Но в этом танце плюшевых игрушек трудно опознать прежних неудобных артистов.