О проекте

Программный директор Tallinn Music Week: "В Беларуси наверняка много скрытых талантов"

 

На следующей неделе будет объявлен список артистов, которые в конце марта выступят на шоукейс-фестивале Tallinn Music Week 2016 в Эстонии – одном из главных европейских мероприятий для продвижения новых талантов на международные рынки. Программный директор Иво Кивиорг рассказал Experty.by о самых успешных артистах фестиваля, его структуре и системе отбора, а также дал несколько полезных советов желающим поехать туда музыкантам.

– Как давно вы работаете с Tallinn Music Week?

– Я был одним из участников команды, стоявшей у истоков Tallinn Music Week в 2009 году. Это значит, что я имел отношение фактически ко всем аспектам фестиваля – от руководства программой мероприятия до написания кода для сайта Tallinn Music Week.

На протяжении большинства лет я возглавлял коммуникации с прессой, что было достаточно логичным, ведь я больше 16 лет занимаюсь сайтом Rada7.ee. Это главный эстонский музыкальный ресурс, который получил награду "Медиа-канал года" на Estonian Music Industry Awards 2015. Своего рода "эстонский Experty.by".

Несколько последних лет я в основном отвечал за шоукейс Rada7.ee на Tallinn Music Week. Именно в его рамках на фестивале впервые появились Super Besse. Помимо этого делал какие-то более мелкие проекты. В этом году я думал ограничиться этим же, но обстоятельства внезапно изменились, понадобилась моя помощь, и я стал программным директором фестиваля.

– То есть вы хорошо знаете всю историю мероприятия и поэтому логично у вас спросить: какие артисты совершили прорывы благодаря Tallinn Music Week?

– Тут важно сразу понять одно – это не ТВ-шоу в формате "Britain’s Got Talent" или "The Voice" ("Голос"). Здесь нет одного победителя, нет жюри и успех любой формы обычно представляет собой новые возможности для развития при условии дальнейшей работы. Чаще всего результатом является приглашение выступить где-то, отзыв иностранного журналиста или просто какие-то полезные контакты, которые даже могут не сразу сработать. Так что мы не можем четко отследить все, что случилось благодаря Tallinn Music Week.

Но при этом мы знаем, что наш фестиваль сыграл заметную роль в том, что эстонская рок-группа Ewert And The Two Dragons выпустила два альбома в Европе и США, ездит в успешные туры по обе стороны Атлантики. Или что эстонская фолк-группа Trad Attack! выпустила альбом в Германии и выступила во многих странах Европы, включая Беларусь. Или что белорусы Super Besse выпустили альбом на европейском лейбле и выступают в странах Балтии, Финляндии, Германии, Франции, Дании. Список можно продолжать: Get Your Gunn из Дании, Carnival Youth из Латвии, Motorama из России, Repetitor из Сербии…

Ewert And The Two Dragons на Tallinn Music Week 2012, photo by Viru Keskus

– Само понятие шоукейс-фестиваля все еще остается загадкой для многих белорусских музыкантов и менеджеров. Поясните, пожалуйста, структуру фестиваля на примере Tallinn Music Week.

– Шоукейс-фестиваль – это фестиваль, в котором на большом количестве площадок параллельно проходят выставочные концерты артистов, которые хотят выйти на новые международные рынки. На эти концерты приходит публика по билетам, а также журналисты и профессионалы из разных стран мира – представители фестивалей, лейблов, букинг-агенты, менеджеры и так далее. Каждый год к нам приезжает несколько сотен международных делегатов, в том числе немало специалистов из Великобритании, Германии, США. Днем они читают доклады в рамках конференции, куда также могут попасть представители отобранных артистов или просто купившие пропуск делегата, а вечером они идут смотреть выступления.

Каждый концерт в рамках фестиваля – обычно в нем выступает 6-7 артистов по 30 минут – называется шоукейсом. Концерты могут быть сформированы по стилистике или другим критериям. И у каждого шоукейса есть свой организатор. Например, джазовый шоукейс проводят старейший эстонский джазовый фестиваль Jazzkaar и объединение Estonian Jazz Union, фолковый шоукейс – Viljandi Folk Music Festival и так далее.

Помимо этого, есть шоукейсы, которые не специализируются на определенной стилистике. Например, шоукейс Intsikurmu Festival, лейбла Eesti Pops, радио Raadio2 или музыкального сайта Rada7.ee. Но при этом у каждого из них есть свой подход, свое лицо. Всего на фестивале каждый день работает около 30 сцен.

– Каждый год на Tallinn Music Week выступает больше 200 артистов из разных стран. В этом году на фестиваль пришло больше 1000 заявок. Расскажите, как организован отбор артистов в конкурсную программу и кто принимает решения?

– Организаторы каждого шоукейса назначают своих представителей – кураторов, которые отслушивают заявки и составляют первичный план конкретного концерта. В зависимости от степени музыкальной специализации они рассматривают все заявки или только связанные с конкретной стилистикой.

Затем мы встречаемся все вместе, обмениваемся этой информацией и думаем о том, как сделать так, чтобы эти элементы наилучшим образом сложились в общую картинку фестиваля, принимая во внимание статистику, географию, экономические моменты. Собственно, в этом и заключается работа программного директора. Он должен составить рекомендации для всех и помочь разным шоукейсам прийти к общему знаменателю.

На мой взгляд, фестиваль Tallinn Music Week каждый раз получается интересным как раз потому, что у программного директора нет абсолютной власти. Это очень демократический процесс и в конце концов нет никакого смысла бесконечно спорить, например, с представителями Jazzkaar. Они уже 27 лет делают свой фестиваль, так что очень хорошо представляют, что важно и актуально в джазе. Они лучшие эксперты в этом направлении и последнее слово всегда за ними.

Конечно, при таком подходе работы несколько больше, чем если бы все решали несколько человек. Но мне кажется, что именно благодаря такой открытости к разным мнениям в программу могут попасть группы вроде Get Your Gunn из Дании или Super Besse из Беларуси. В обоих случаях у коллективов на момент подтверждения участия в Tallinn Music Week было всего пару записанных композиций, но кто-то послушал их заявки и просто поверил. Этого было достаточно.

Super Besse во время выступления на Tallinn Music Week 2015, photo by Rytis Seskaitis

– Какой вид информации об артисте больше всего влияет на принятие решения: студийные записи, концертное видео или умение подать себя с помощью текста и фото?

– Тут все очень просто понять самому – достаточно поставить простой опыт. Для начала найдите сайт любого крупного фестиваля, у которого в лайн-апе хотя бы пара сотен артистов. Желательно, чтобы большинство из них вы до этого не слышали. Теперь задание: для вашего шоукейса нужно выбрать из них всего 5 или 10. Начните изучать описания и музыкальные ссылки. Я думаю, что очень скоро вы поймете, что вам наплевать на большую часть информации, представленной в биографиях – она достаточно стандартна.

Вам будет важно понять суть артиста по первым трем предложениям. "Это абсолютно уникально!" – напишет в своей биографии каждый второй артист, хотя это не имеет никакого смысла. Как ни странно, гораздо лучше написать, на кого вы похожи – это позволит быстрее понять, что у вас за проект. А остальное подскажут уши куратора – они лучше всего определят, уникальны вы или нет. Главное постараться угадать, какой ваш самый сильный трек и поставить его первым. Думаю, это все поможет и при подаче заявок на другие мероприятия.

– Белорусы участвуют в отборе на Tallinn Music Week третий год. Насколько велика разница между тем, что вы знали о белорусской музыке до первого отбора и сейчас? Каковы ваши впечатления?

– Конечно же, я знал о белорусской музыке во много раз меньше, чем сейчас. Но тут дело не только в Беларуси – та же ситуация с Латвией, нашими южными соседями. Я думаю, что благодаря Tallinn Music Week даже их музыкальную сцену в Эстонии теперь знают намного лучше. Да и среди международных гостей фестиваля – от профессионалов до простых зрителей – тоже. И так со всеми странами-участницами.

Мне кажется, что в Беларуси интересная музыкальная сцена, но у вас наверняка есть еще много скрытых талантов – артистов, которым еще предстоит заявить о себе. Главное не бояться отправить заявку. Могу сказать, что те же Trad Attack! впервые собрались за несколько месяцев до Tallinn Music Week и отправили нам свои самые первые демо-записи. Их отобрали в программу и на фестивале состоялось одно из первых их выступлений, после которого их сразу заметили и в Эстонии, и за рубежом. О нынешних успехах группы я говорил выше, а ей всего два года. И это не единственная подобная история.

Еще я могу сказать вам по секрету, что иногда заглядываю на Experty.by и пытаюсь читать сайт с помощью гугл-переводчика. На мой взгляд, вам стоит очень серьезно рекламировать сборники номинантов наград Experty.by – я очень жду свежий, за 2015 год.

Дебют еще никому неизвестных Trad Attack! на Tallinn Music Week 2014, photo by ERR.ee

– 3 февраля будет объявлен список артистов Tallinn Music Week 2016. Много ли будет среди них белорусов?

– Я не могу назвать имен, но на этот момент на финальной стадии подтверждения уже есть несколько белорусских артистов разных стилей. Еще несколько в запасном списке. Важно понимать, что отбор ведется не по странам и привязанным к ним квотам, а по тому, кто больше подходит под конкретные шоукейсы. И концептуально, и с точки зрения того, чтобы выступающие на одной сцене артисты стыковались друг с другом.

Так что если вас не выбрали в этом году, это не значит, что ваша музыка никому не понравилась или что вы попали в какой-то черный список. Обязательно обновляйте информацию в заявке и подавайтесь в каждом следующем году, пока не добьетесь своего. Следующая заявочная кампания у нас стартует в сентябре 2016. А лучше приезжайте посмотреть на фестиваль в качестве посетителя – вам сразу станет все намного понятнее.

– Как думаете, есть ли среди отобранных на Tallinn Music Week 2016 белорусских артистов кто-то, кто может повторить международный успех Super Besse?

– Конечно, почему нет? У Super Besse сразу было все необходимое для успеха: отличная музыка, яркий имидж и кое-что очень важное – правильное отношение. Они приехали в Таллинн на автобусе, ни на что не жаловались, счастливые и позитивные, да и просто очень крутые парни. На сцене они выдали шикарный сет и люди просто влюбились в них. Все это может повториться с другими артистами из Беларуси и не раз.

***

Фестиваль Tallinn Music Week 2016 пройдет с 31 марта по 2 апреля.

Зрители – единый билет на все концерты всех дней фестиваля (без конференции) до 2 февраля (включительно) стоит 45 евро. Приобрести единый билет можно на сайте Piletilevi.ee.

Делегаты – пропуск на конференцию и все концерты, а также онлайн-доступ ко всем контактам участников обеих частей фестиваля. Организаторы обеспечивают визовую поддержку (возможны бесплатные визы). До 2 февраля (включительно) стоимость на одного человека составляет 160 евро. С 3 февраля стоимость аккредитации составит уже 225 евро. Регистрация на участие в качестве делегата производится здесь.

Текст: Дмитрий Безкоровайный, Experty.by
Title photo: Evert Palmets


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

TMW2016

+1
+1
-1

Очень-очень интересно, кто же поедет на TMW от Беларуси. Ясное дело, это будут самые лучшие и достойные коллективы на сегодняшний день.

 

Это точно будут те, кого выберут

+1
+1
-1

Это точно будут те, кого выберут организаторы Tallinn Music Week. Остальное все относительно.

 

RSS

RSS-материал

свежие рецензии

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net