О проекте

Татьяна Замировская: "Непозволительная роскошь памяти"

 

Музыкальная журналистка Татьяна Замировская о смерти и памяти в современном обществе и шоу-бизнесе в авторской колонке для сайта "Белорусские новости": "В 21-м веке герои теряют основную героическую способность умирать оглушительно. Взрыв – и все. Обломки разметало, кого-то задело, кого-то просто тронуло, а через два-три дня начинается обычная нормальная жизнь".

Шоу-бизнес – такая же непредсказуемая штука, как жизнь в целом. Поэтому смерть в шоу-бизнесе – замечательный повод для рефлексии. Это можно было наблюдать идеальным образом на примере Майкла, простите, Джексона – редкая птица долетит хотя бы до середины всеобщих пространных рассуждений о том, кем на самом деле был Король Поп-Музыки, из безносого фрика окончательно превратившегося в гиперталантливого негритянского мальчика.

Чаще подобные новости о смерти кого-то великого ввергают народ в саморефлексию – все высказались в своих блогах о том, кем лично для них был Джексон, в каком возрасте они услышали его впервые, как они вообще его воспринимали и что они думают по этому поводу сейчас. Известные издания опрашивают по этому поводу знаменитых людей: где вы были, когда узнали о смерти Майкла? Что вы почувствовали? Выронили ли вы из рук фен, плойку, электрочайник, котенка? Присели ли на стул, вспомнили ли альбом "Триллер"? Зазвучало ли в вашей голове "Лебединое озеро"?

Когда заканчиваются саморефлексии, начинаются культурологические наблюдения. Оказывается, смерть все уравнивает, отмечают знатоки – человек наконец-то принимает лучшую свою форму, остается в памяти звездой "золотого" периода, отвалившийся нос прирастает и чернеет, необратимо растленные малолетки вырастают и извиняются: нас не растлевали, просто нам нужен был новый самокат и еще газонокосилка для папы. Оказывается, отмечают другие, вместе с эпохой, которую провозглашал кто-нибудь умерший, ушла и еще одна эпоха, более широкая – та, где в принципе этот человек мог родиться и вырасти. Все ушли, а мы остались и анализируем реальность – а что с ней еще делать?

Смерть кого-то великого, помимо всех вышеперечисленных сентенций, может являться поводом и для какого-то отдельного культурного продукта. Например – передача на радио, посвященная Майклу Джексону. Статья о том, как пересекались судьбы Зыкиной и Джексона – наверняка были какие-то общие моменты. Обсуждение: может ли в Беларуси родиться Майкл Джексон? Вообще, в какой стране родится Король? Где искать маленького Будду?

Где-то особняком от всех этих феерий находятся отдельные беседы и разговоры. Узнав о смерти Зыкиной, битломаны разразились гневными отповедями: теперь-то она встретится с Ленноном, уж он устроит ей головомойку за то, что распускала слухи о том, как "Битлз" протащились от ее песен! По поводу Джексона битломаном тоже есть, что сказать: ведь именно он когда-то выкупил права на песни "Битлз". А когда Пол Маккартни их обратно попросил, Джексон их ему не отдал. Кому теперь принадлежат эти права? В общем, есть о чем поговорить. Смерть в шоу-бизнесе – прекрасный повод наконец-то позубоскалить, позлословничать, высказаться о наболевшем. Даже ранее безразличные граждане теперь могут выступать с заявлениями: а я всегда был безразличен к его творчеству! Выкусите! "Зачем вообще о таком говорить?" – печалятся поклонники мертвой звезды. А затем, что смерть в шоу-бизнесе – это своего рода метафизическая трибуна, с которой каждый может наконец-то сказать о чем-то своем. Это универсальное право всеобщего голоса. Такая трибуна существует в наше время дня два-три – надо успеть что-то сказать, пока мир настроен на общую волну и слышит тебя.

В Интернете прокатилась волна скорби, ярости и безумия – и все. Это не эпоха королей умирает. Это исчезают те времена, когда смерть объединяла… Около американского посольства – один цветочек. Вид у него такой, будто его положил сам Майкл Джексон – из принципа, что ли. Восемь лет назад, когда умер Джордж Харрисон, у британского посольства собралась толпа в двести человек, все было завалено цветами, свечами, портретами, все были с гитарами, орали хором песни, кто-то даже плакал. Конечно, песни "Битлз" – это другое явление. Все их знают. Песни Джексона попеть не получится в любом случае: ну, вот спойте мне сейчас песенку. Вся проблема в памяти – любая катастрофа сейчас длится три дня, а потом все обо всем забывают.

В Беларуси с такими вещами еще сложнее. Как только умирает какой-то музыкант, все судорожно начинают устраивать "концерт памяти", как будто чувствуют, что первая волна шока, трагедии, ужаса скоро спадет, завеса черноты рассеется, жизнь будет продолжаться, и это чудовищно несправедливо. Надо же что-то сделать, пока все не забыли! Вообще, "концерт памяти" – это первая шальная мысль, которая приходит в голову после трагического известия. Недавно исполнился год со дня смерти Андрея Вашкевича. Концерт памяти Андрея прошел буквально через пару месяцев после его смерти – сумбурно, помпезно, в слезах, по горячим следам. Сейчас, спустя год, никто ничего не вспомнил. Ну, вспомнили те, кому это действительно важно – родные, близкие друзья-подруги, коллеги. Культурная память целой страны унизительно коротка: песни "Любовь и Спорт" в эти дни не крутят по радио. Зато кому-то их случайно включает "шаффл": все правильно, так и нужно. Когда погиб Свет Ходонович, целый месяц все только и говорили о "концерте памяти", потом провели блюзовый фестиваль и успокоились. В сентябре 2009, спустя год, пройдет настоящий концерт памяти – в большом зале Филармонии. Придут все, кому это действительно важно. Если здесь, в этой беспамятной стране, о тебе помнят даже через год после твоей смерти – видимо, ты и был тем самым "новым Майклом Джексоном", который родился здесь, на этой земле.

В 21-м веке герои теряют основную героическую способность умирать оглушительно. Взрыв – и все. Обломки разметало, кого-то задело, кого-то просто тронуло, а через два-три дня начинается обычная нормальная жизнь. Быстрая рефлексия, мгновенное слово с трибуны – это обязательство каждого из нас. Потому что если через неделю вдруг что-нибудь скажешь на этот счет – извините, это уже "боян".

Сам феномен памяти как-то трансформируется, истончается, превращается во что-то другое. Гостей города мы раньше как бы в шутку водили в том числе к Стене Цоя. Потом – к Месту, Где Ранее Была Стена Цоя. Об этом много кто писал – это очень белорусский подход к концепции памятника как такового; памятный знак должен быть сооружен не на месте, где было что-то значительное, а на месте, где было что-то, когда-то имеющее некоторое отношение к чему-либо значительному, которое было уже черт знает где, да никто и не вспомнит.

Когда кто-то умирает, эта короткая, ненадежная всеобщая память вдруг активизируется, но что с ней делать? Написать ЖЖ-пост? Или пойти и что-то сделать? Время действий прошло. Сейчас никто никуда не пойдет – и это ужаснее всего. Эпоха фанатских королевств вряд ли закончилась – просто здесь и сейчас, в Беларуси, феномен музыкально объединенной толпы разлетелся, рассыпался, ушел в пространство блогов и виртуальных склок. Я бы даже полюбила Джексона, стала его фанатом, честно – если бы можно было прийти к посольству, увидеть там толпу в 200 человек, попеть с ними песен (пусть и песен "Битлз" в честь их условного освобождения) и испытать какую-то, скажем, роскошь объединения с небезразличными соотечественниками. Увы, всем на всех наплевать. Ну ничего. Когда умрет Дэвид Боуи, я обязательно выйду на улицы с танками, пулеметами и бесчисленным воинством солдат, в знак уважения и горя снявших свои шлемы и палящими изо всех орудий в безразличные небеса.

Оригинал статьи на сайте "Белорусские новости".

Об авторе:

Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 – наст. время).


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Всегда

+1
0
-1

Всегда удивляла оперативность наших журналистов. К Жбанкову тоже относится. Это у Вас такая продолжительная работа над текстом? Или "худсовет" так долго думает?

 

цитата из этой же статьи

+1
0
-1

Думаю, что лучше всего на данный вопрос ответит цитата из этой же статьи, справедливость которой вы только что подтвердили:

Быстрая рефлексия, мгновенное слово с трибуны — это обязательство каждого из нас. Потому что если через неделю вдруг что-нибудь скажешь на этот счет — извините, это уже "боян".

:)

 

Всегда

+1
0
-1

Всегда удивляла тупость наших читателей. К вам, дорогой, это тоже относится. Я обо всем отписалась в день смерти Джексона. Этот текст - про другое. Вы не удосужились его прочитать - ваши проблемы. Идите, проспитесь. Или еще что-нибудь мне напишите - побеседуем, поболтаем, я с удовольствием выслушаю список моих диагнозов или что у вас там сейчас накопится в мой адрес :)

 

А Джэксан ня

+1
0
-1

А Джэксан ня ўсе бітлоўскія песьні Sony у 95-м прадаў?

http://www.nytimes.com/1995/11/08/business/company-news-michael-jackson-...

 

Всегда

+1
0
-1

Другой Вашей статьи о Джексоне я не читал. Хоть основная тема данной статьи и не смерть Джексона, но у Вас все вокруг этого события построено. Поэтому мой вопрос (ироничный, но все таки вопрос) уместен. Я не ожидал от Вас такой примитивной грубоватости в ответ. Даже чуть в шоке. У меня нет ни какой к Вам неприязненности. И копится не чему.

 

ну да, продал...

+1
0
-1

ну да, продал... (меня этот вопрос тревожил в детском совсем возрасте, именно что в 90-х). но сони! они тоже ведь распоряжаются ими не лучшим образом! надо было их Полу Маккартни подарить, я считаю! :)

 

Это у меня

+1
0
-1

Это у меня сейчас неделя Мрачного Диалога с Читателем. У меня тоже никакой неприязненности нет ни к кому, честно, просто мне так надоело, что в ответ на любые тексты все всегда только ИРОНИЗИРУЮТ и никто не пытается построить никакого подобия диалога! Считайте, что вы просто стали олицетворением чего-то более глобального :) за грубость извиняюсь, если чё.

 

Татьяна, ну вот

+1
0
-1

Татьяна, ну вот у меня ваще иронии нету, может вы помните. но почему никто и словечка не скажет, что Джексон реально крутой музыкант был, что "Thriller" вместе с "Remain in Light" это такой образцовый электро-фанк 80-х, что там половина песен просто лучше всего на свете? опять-таки я уже понял, что "белгазета" это такой небольшой филиал аушвица, но тут же, право слово, даже и объяснть ничего не надо, это как бы факт, всем известно, что такое "Billie Jean" (и более-менее все могут ее напеть, чего вы выдумываете). а так ваше развенчание пустоты только на пустоту и опирается, я из статьи понял только, что вы группу "битлз" и дэвида боуи любите, ну и что слова здорово в предложения складываете. и вот про небезразличных соотечественников - ну слушайте, вам же первой, похоже, на все наплевать, уж извините если опять неправильно все понял.

 

да тут я не

+1
0
-1

да тут я не вправе как бы анализировать
я никогда не была его поклонницей, совсем!
мне скорей стало интересно понаблюдать за тем, как вообще воспринимается смерть героев ТАКОГО масштаба
а песни и образцовое что-то там 80-х - ну, это я про боуи напишу, когда боуи умрет (хотя тут вопрос еще - кто раньше)

про филиал аушвица смешно, но правда )))
в общем, я уже не знаю, ну, выходит я могу писать только про пустоту, и ничего с этим не сделаешь. не может же быть, чтобы я писала что-то, и всякий раз вообще никто ничего не понимал - выходит, нечего там и понимать, раз так ) ну, обычная ситуация. в жизни еще и не такое случается! значит, кармическое мне наказание такое - говорить куда-то в пустоту о пустоте и ничего этим не менять и не задевать )

 

нет ну я не

+1
0
-1

нет ну я не говорю же, что ничего не понятно, все понятно как раз. просто когда вот жбанков про то же самое по соседству пишет, видно, что он просто мимо шел (и вот это как раз совершенно ничего не задевает), а от вашего текста ощущение, как будто вы, когда его писали, кого-то по голове клавиатурой ударить пытались. то есть, что вам есть что сказать это очевидно, но причем тут джексон неясно совершенно, вы бы ровно такую же заметку про сломавшуюся табуретку написали, нет? впрочем, я сам с трудом понимаю суть своих претензий, опять-таки извините, что пристаю.

 

ну вот я и не

+1
0
-1

ну вот я и не понимаю, в чем суть разногласий - то, что для вас это пробел и претензия, для меня почти комплимент; мне кажется, что важно суметь и про табуретку написать то же самое, что и про джексона; потому что мир он же сука ЦЕЛЬНЫЙ, там все взаимосвязано и все очень личное, и я вообще никогда никуда мимо не иду - грубо говоря, как раз таки всюду иду мимо и все вижу сразу целиком, а чего не вижу - оно вообще меня не касается, там запрет. но это не оправдание, а диагноз, допустим. да и вообще - вы же читаете мой ЖЖ иногда, там же все сразу ПОНЯТНО.

в общем, я за дзен-буддизм в белорусской музжурналистике, хахаха
ой нет, это не оправдание
а вы задайте мне пару конкретных вопросов! интересно же будет! )

 

Паводле

+1
0
-1

Паводле сёньняшняга артыкулу ў NME, Джэксан захаваў сабе 50% правоў. МакКартні нічога, вядома, не пакінуў, але той і не разьлічваў.

http://www.nme.com/news/nme/45938

--
http://last.fm/user/pauluk_dunaj

 

а было бы

+1
0
-1

а было бы прикольно
ну, в завещании: "а 50 процентов прав на битловские песни я завещаю полу маккартни за то, что он когда-то записал со мной ту песню say say say" :)

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net