Музыкальная журналистка Татьяна Замировская о группе "Kusudama" для "БелГазеты": "Белорусскому джазу всегда не хватало трэша и безумия – ну, в принципе, вот оно. Непонятно только, как коллективу здесь себя позиционировать – олдскульные джазмены такой психиатрический карнавал мигом выставят за дверь, а молодежная субкультура вряд ли воспримет тонкие постмодерновые игры со смыслами и цитатами из всего подряд".
Дебютный EP молодого белорусского коллектива, играющего качественный сверхскоростной джазкор – такой, как, например, "рубят" в некоторых своих проектах Джон Зорн и Майк Пэттон.
Группа демонстрирует на удивление адекватный подход к музыке – им хватает и сюрреалистического переосмысления наследия предшественников, и чувства юмора, и самодостаточности. Вероятно, чтобы ясность их подхода была наглядной, здесь они работают со стандартами: "Wonderful World", "Summertime", "Mary Had A Little Lamb". Относясь к джазкору как к некоторой традиции, они используют все основные его риторические фигуры – ломаные и хаотичные мелодические линии, дикие сочетания тональностей и скоростей, резкие чередования брутальных утяжеленных гитарных моментов с прозрачными фри-джазовыми саксофонными соло, которые рано или поздно превращаются в откровенно панк-роковые коды. Но, помимо этой "академичности", они используют и некоторые собственные наработки – в частности, подходят к процессу с немалой долей веселья, достигая эффекта сюрреалистического кинематографа, этакой нарезанной на части кинопленки, нашпигованной диснеевскими персонажами. По сути, похожего плана "мультики" делает Майк Пэттон – но абсолютно непонятно, являются ли Kusudama в жизни такими же эксцентриками, как он. На сцене вроде они абсолютно спокойные: бас, гитара, сакс, барабаны, ничего лишнего.
Вокал, кстати, у них выполняет скорее не информационную функцию, а выстреливает, как дополнительный шумовой элемент. Треки с вокалом превращаются в нойзово-индустриальные сверхскоростные симфонии, дающие слушателю возможность отдышаться на редких саксофонных соло или почти прогрессив-роковых гитарных проигрышах. Белорусскому джазу всегда не хватало трэша и безумия – ну, в принципе, вот оно. Непонятно только, как коллективу здесь себя позиционировать – олдскульные джазмены такой психиатрический карнавал мигом выставят за дверь, а молодежная субкультура вряд ли воспримет тонкие постмодерновые игры со смыслами и цитатами из всего подряд (от кантри до Майлза Дэвиса) – для этого Kusudama чересчур многослойны и недостаточно прямолинейны, несмотря на подчеркнуто наглядную бомбардировку восприятия слушателей. Видимо, группе надо ориентироваться на почитателей "странненькой" музыки – на тех, кто слушает Mr.Bungle, Naked City и безумные коллективы вроде Vialka. Или вообще не смотреть по сторонам – неудивительно, что первые рецензии на этот диск появляются не в Беларуси: вот, про них уже на итальянском пишут.
Оригинал статьи на сайте "БелГазеты".
Об авторе:
Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 – наст. время).
Комментарии
Kusudama — вельмі цікавы і
Kusudama — вельмі цікавы і незвычайны калектыў. Каб неяк больш-менш «дагнаць» іх творчасьць, трэба не адзін раз паслухаць — праверана на сабе. Бо, адслухоўваючы гурты да Graffiti Open Music Fest, мне падалося, што гэта нейкі трэш і я тупа паставіў «нуль» — цяпер шкадую:)
Чалавек-слон
На якія дзівосы маці-прырода толькі ня здатная! Здаецца мне, што гурту "трэба арыентавацца" на тых, хто, сустрэўшы на вуліцы чалавека з галавою слана, з радасцю запросяць яго да сябе ў хату на доўгія пасядзелкі з гарабатай ды каньяком.. я дык, пагляджу, пацісну плячыма (гм, ну..цікава) ды пайду далей, напяваючы класічны самертайм )).