Евгений Долгих о сольном альбоме Ирэны Котвицкой: "Ирэна Котвицкая этим своим альбомом на самом деле "приподняла" белорусское этно на уровень интернационального авангардного представления о роли мирового фольклора в развитии музыкального искусства вообще".
Слушая этот альбом, с самых первых мгновений и до финала, трудно было сосредоточиться на том, что это сугубо белорусская музыка… Более того – в основе которой наш родной фольклор. Не отпускало ощущение того, что я будто бы поставил какой-нибудь скандинавско-ЕСМ-овский проект – из ряда тех хрустально прозрачных звуковых полотен, которые уже тоже утратили свою явную "скандинавскость" – и стали эдакой этно-мировой музыкой.
Да, в названии этого проекта основное слово – второе. Это именно фантазия на тему этно, причем фольклор здесь вторичен – просто музыкальный материал, которым автор и исполнитель владеет настолько свободно, что закономерно возникает желание заглянуть за него, глубже и дальше – что-то там ведь должно скрываться – универсальное и общезначимое, понятное не только носителю белорусской культуры. Так оно и оказалось – наша этника легко укладывается в основу академически-минималистично-нео-джазового прокрустового ложа, не испытывая при этом никаких "растяжений" или "урезаний".
Другое дело, что слушатели, которые ожидают упора на первое слово названия – на "этно" – скорее всего будут разочарованы, потому что собственно Фольклора – явно выраженной Традиции с большой буквы – здесь уже нет. И это на моей памяти первый и единственный такой проект в белорусской музыке – с большим опозданием по сравнению с мировыми тенденциями в этом направлении – но ведь лиха беда начало! Насчет большого опоздания – это не упрек… Просто в каждой культуре для подобного явления есть свое собственное время. Если кто-то хочет послушать одних из первых, кто начал эту линию в современной музыке – найдите альбом "Folk Song" (1978) непревзойденного трио J.Garbarek-E.Gismonti-Ch.Haden – и многое станет более ясным и понятным.
Ирэна Котвицкая этим своим альбомом на самом деле "приподняла" белорусское этно на уровень интернационального авангардного представления о роли мирового фольклора в развитии музыкального искусства вообще. Во всяком случае, она не без изящества попыталась это сделать, потому что основная трудность проекта – в его донесении до того самого широкого интернационального слушателя. Думаю, ни для кого не секрет, что в Беларуси такого рода музыку никто толком не слушает и не понимает – имею в виду, из тех, кто мог бы ее серьезно продвигать. Знаете, Ирэна, а отошлите-ка несколько треков с этой записи на прослушивание в лейбл ЕСМ – чем черт не шутит – именно там могут и оценить. Великая Мередит Монк тоже начинала с чем-то схожих экспериментов.
Оценка удавшегося концептуального альбома – вещь весьма условная, потому что концептуальное искусство по определению не может быть однозначным и однозначно воспринимаемым. Лично моя оценка – максимальная из возможных, но здесь уже идут в ход другие критерии, чем при рассмотрении традиционно построенной музыки… Это все равно, что сравнивать Фрэнка Синатру с той же дивной композитором-певуньей Мередит Монк – и там, и там одинаковые предельно высокие отзывы будут значить совершенно разные вещи и лежать даже в неких параллельных музыкальных мирах-плоскостях. Поэтому остается только пожелать Ирэне непреклонного мужества, чтобы продолжать гнуть свою уникальную творческую линию – потому что в искусстве ни одно действительно стОящее событие не пропадает при одном условии – что оно имеет то или иное, но продолжение.
Оценка: 10 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, послушать и поставить свою оценку вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").