Музыкальный журналист Евгений Долгих о новом альбоме этно-трио "Троіца": "...Мы видим и слышим не набор "песен", а современную сюиту на тему белорусских народных текстов. Причем музыка незаметно отошла от единой и четкой "беларускасцi" – тут уже есть и восточные, и западные, и какие-то еще мотивы, которые я точно определить не смог, но они есть, это факт. Итог – фантастический".
Слушая почти все наши рок-, джаз-, блюз, фолк- и прочие неакадемические ансамбли (группы; бэнды; оркестры – нужное подчеркнуть), ни на мгновение невозможно утратить впечатление, что это именно местные коллективы, играющие местную (хорошо, когда не местечковую) музыку. А вот у "Троiцы", несмотря на то, что в основе творчества группы – белорусские народные песни, провинциализма нет совсем. То есть напрочь – и то, что они играют, может прозвучать на любом фестивале в любой точке земного шара наравне с любыми возможными и невозможными хедлайнерами – "Троiца" выдержит любое соседство. Но это было, так сказать, славословие, а теперь, собственно, об альбоме…
"Троiца", на мой взгляд, выпускает ровно столько альбомов, сколько надо – не больше и не меньше. Все они разные, но ни один из них невозможно поставить над всеми остальными – в каждом есть своя особенность, которая не дает ни "провалиться", ни "вознестись". И это правильно – настоящая музыка не нуждается в сравнениях с самой собой. "Зiмачка", как банально это ни прозвучит – просто еще один шаг вперед, шаг логичный и одновременно парадоксальный. Логичный, потому что так и должно быть, а парадоксальный, потому что со стороны трудно было предположить, что после таких великолепных работ, как "Жар-жар" и "Сон-трава", можно было, оставаясь в русле своей собственной традиции, сделать что-то еще более оригинальное и самобытное.
Но они сделали. "Зiмачка" – это не просто 9 песен в одном альбоме, это нечто большее. Прослушав все от начала до конца, начинаешь понимать, что к этой музыке сам термин "песни" уже не очень-то и подходит. Посудите сами:
а) их музыка совсем ушла от обычного песенного аккомпанемента – она существует сама по себе отдельно от текста и абсолютно самоценна;
б) текст отдаляется все дальше и дальше от традиционно песенного связного рассказа-истории (что случалось и раньше, но нечасто);
в) исчезают характерные типично песенные "хитовые" яркие моменты – композиции становятся музыкально равномерно насыщенными и почти академически "выстроенными".
Однозначно, мы видим и слышим не набор "песен", а современную сюиту на тему белорусских народных текстов. Причем музыка незаметно отошла от единой и четкой "беларускасцi" – тут уже есть и восточные, и западные, и какие-то еще мотивы, которые я точно определить не смог, но они есть, это факт. Итог – фантастический. Где-то уже на третьей композиции я словил себя на мысли о том, что вообще не воспринимаю этот альбом как фольклорный – а в таком случае какой? Даже затрудняюсь сказать… современный мифологический, что ли? "Троiца" доросла уже до того состояния, что творит собственную музыкальную мифологию – этакий высший пилотаж.
Держу в руках диск, читаю вступительные слова к нему, написанные явно самим Кирчуком: "Вяртанне да Каранёў! Дыханне музыкi растопiць гэты лёд…i як нябачныя нiцi пачнуць цягнуцца да нас Сiла i Мудрасць Дзядоў-Прадзедаў…". Если сравнить его слова с его музыкой, то налицо еще один парадокс. Автор всей душой предан нашим корням, нашей истории, он явно не любит ни глобализацию, ни мультикультурализм… но его музыка со временем становится все глобальнее и приобретает явные мультикультурные черты и оттенки. Думаю, это оттого, что на самом деле вся народная культура планеты – общая, ее аура едина и тот, кто в нее погружается, начинает разговаривать с Музыкой на универсальном языке, ведь национальное – это часть общемирового… и вдруг оказывается, что в индийской и белорусской музыке тоже есть что-то общее. Послушайте альбом и вы поймете, что я имею в виду.
Приятнее всего сознавать то, что оценивать эту работу можно, не делая абсолютно никакой скидки. Потому что, скажем, дать 9-10 баллов любому альбому любой местной рок-группы, можно только временно забыв про лучшие мировые образцы. В случае "Троiцы" забывать ничего не надо – если (гипотетически) допустим, что мне пришлось бы выбирать между Гораном Бреговичем и нашим трио – то белорусы совершенно ничем не уступают, а кое в чем и превосходят.
Не хочется в отношении всех альбомов "Троiцы" употреблять слова "лучший" или "худший" – правильнее будет сказать, что "Зiмачка" – самая художественно значимая и концептуальная работа трио. Впрочем, ничуть не удивлюсь, если этот альбом и композиции с него станут не такими популярными, как предыдущие. Сложные работы всегда труднее для восприятия, а народу нужны хиты, чтобы им подпевать… как же иначе. У "Троiцы", слава богу, есть и то, и другое. Идеальный случай.
Оценка: 10 из 10 (даже хотелось бы с плюсом…)
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом и ПОСЛУШАТЬ ЕГО вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").
Комментарии
Згодна з экспертам: альбому
Згодна з экспертам: альбому можна ставіць адзнаку 10+!!!