Журналист и культуролог Максим Жбанков о проекте "Такога няма нідзе": "Он выглядит нашим уютным коллективным прошлым – как будто Пиаф всю жизнь пела в минских кабаках, а Хендрикс сшибал валюту у интуристов в "Планете"".
Лявон Вольский – артист-хамелеон. Его таланту тесно в рамках любого концепта и устойчивого творческого альянса. Поэтому он эти концепты и альянсы регулярно придумывает сам. После дворового сарказма "Куплетаў і припеваў" лучший сонграйтер страны резко сменил курс и ударился в винтажный гламур.
"Такога няма нідзе" - попытка радикального авторского апгрейда, одновременного преодоления двух творческих тупиков – N.R.M.-овского и "крамбамбулистого". Героическая поза тихо сошла на нет, бесконечная застольная веселуха выдохлась как профессиональный анекдотчик. Горизонты не просматриваются. Значит, время рыться в архивах. Очередной закос под лихие 60-е? Но тут все посложней.
В рамках своего нового проекта Вольский занят любимым делом: конструированием возможных миров. Ностальгично-иронично-героичная мифология "Народного альбома", фантомный партизанский отряд Zet, мусорный мир "Куплетаў і прыпеваў", развеселый национально выдержанный корпоратив-попс "Крамбамбулі"… Кто сказал, что Лявон музыкант? Он по сути своей драматург, автор музыкальных постановок. В "Такога няма нідзе" Вольский играет в возможную-невозможную Беларусь 60-х. Ту, какой она могла бы быть, будь она в то время… ну, скажем, Бельгией или Монако – не честным кирпичиком краснознаменной империи, а тихой маленькой страной с декоративным капитализмом и букетом локальных поп-авторитетов, честно копирующих мировые тренды. Диск сложен из пестрых и насквозь вторичных поп-песенок, напоминающих сразу все – от Эдит Пиаф до The Zombies. Приглашенные вокалисты (в диапазоне от Владимира Пугача и Анны Хитрик до Олега Гарбуза и Светланы Зеленковской) сработали - мягко говоря - очень неоднородно. Но тут фишка в другом: все спето по-белорусски. И выглядит нашим уютным коллективным прошлым – как будто Пиаф всю жизнь пела в минских кабаках, а Хендрикс сшибал валюту у интуристов в "Планете".
Охапка наивного нафталинового попса (первоначально озвученного в рамках прошлогоднего новогоднего проекта "БелСата") осталась бы пустячком для одноразового прослушивания – не будь у нее неожиданной коды, дополнившей теле-материал в CD-версии. Отличный финальный трек "Дай мне шанс" возвращает того Вольского, которого мы любим – мелодиста битловской школы, проникновенного искреннего лирика и убедительного вокалиста. Именно тут все становится на свои места: это не игры в ретро, а ностальгия по тому, чего не случилось. И себе не случившемуся. Открытый финал. Рано ставить точку.
Оценка: 8 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом и выставить ему собственную оценку вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", "pARTisan", на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).