О проекте

Неформат: Fratrez "Ora" (+аудио)

 

Евгений Долгих о дебютном альбоме группы Fratrez в рубрике "Неформат": "Эта музыка буквально требует, чтобы вы не "впитывали" ее в себя согласно каким-то известным шаблонам-стилям, а напротив – она "тащит" за собой, тянет куда-то в абсолютно неведомое, нехоженое и непредсказуемое".

инфо

Релиз: май 2013

FRATREZ:

Сергей Долгушев – вокал
Андрей Евдокимов – гитара
Анастасия Попова – скрипка
Ольга Полякова – флейта
Александр Ясинский – аккордеон
Илона Лесь – виолончель

В записи также участвовали:

Алексей Шаблыко – тромбон (8,11)
Яков Вепринский – перкуссия (7,8,10,11)

Запись, сведение и мастеринг - Виктор Кистень.

Купить в Минске (digipack): sergio.muz@mail.ru




За много лет, на протяжении которых я и просто слушаю-изучаю музыку, и пишу рецензии и статьи, мне впервые попался альбом, восприятие которого настолько зависит и просто от настроения и вообще от внутреннего состояния слушающего. И это еще не всё – альбом, оказывается, можно "прочитывать" разными способами. Придумал ли я сам себе эти способы, или они заложены в структуру музыки – уверенно на 100% сказать не могу, но на определённый "умысел" наталкивают прежде всего названия композиций.

Что там с названиями? 2-я, 5-я и 10-я пьесы называются "Arepo", "Tenet" и "Rotas". Это легко укладывается в схему знаменитого древнеримского палиндрома Sator Arepo Tenet Opera Rotas. А заглавная композиция "Ora", которая в разных вариациях "проходит" от первой до последней вещи альбома, состоит из букв недостающих слов палиндрома Sator и Opera. Так что круг (то есть в данном случае квадрат) замыкается. Хм, а может быть у автора музыки был какой-то особый, другой замысел? Возможно. Но ведь от идеи палиндрома никуда не денешься, если он настолько присутствует в названиях…

Что собой представляет этот палиндром? Всё очень просто – в древнем мире он был известен как магический словесный квадрат. Вот он перед вами: попробуйте читать его из левого верхнего угла по словам хоть сверху вниз, хоть слева направо… а потом из нижнего правого угла или снизу вверх, или справа налево – результат будет неизменно один и тот же.

А здесь, в альбоме, в музыке, мы видим (то есть, слышим) этот самый палиндром, так сказать, в "разобранном" состоянии. И то, как он начинает "складываться" у нас в головах, обязательно зависит от того, что мы сами хотим услышать. Желаем ли вообще сложить этот паззл. Про паззл – это вовсе не пустые слова. Когда я поставил альбом в проигрыватель в первый раз, я вроде бы хотел прослушать его внимательно, однако – не получилось. На второй или третьей вещи с раздражением выключил. Причем сам не понимая, откуда раздражение-то взялось. Обычно мне такая музыка нравится сразу, а вот не тут-то было – вдруг показалась бессмысленной, раздробленной и невнятной. Потом-то – во второй, третий раз, я понял – я не был на неё настроен, находился под влиянием других звучаний и в итоге читал палиндром не так, как надо, а "наискосок".

Чтобы этот альбом-паззл "сложился" в картинку, надо или просто поймать момент или целенаправленно настроиться – а именно отвлечься, отключиться от всей, абсолютно всей иной музыки. Мешают остатки "чужих" впечатлений, причем мешают очень сильно. Этот альбом сделан совершенно "бесстилевым" (может быть, сознательно, и тогда браво композитору, а может быть, так получилось "в процессе" – тогда это чрезвычайно удачное стечение обстоятельств). Музыка буквально требует, чтобы вы не "впитывали" ее в себя согласно каким-то известным шаблонам-стилям, а напротив – она "тащит" за собой, тянет куда-то в абсолютно неведомое, нехоженое и непредсказуемое. Если оказать хоть малейшее внутреннее сопротивление (как я сделал при первом прослушивании) – всё, аллес капут – ничего внятного и не услышите.

Удивительный эффект от всего альбома – действительно как от "магического" древнеримского квадрата. Музыка структурно, мелодически и гармонически весьма проста – даже строга и линейна. В ней нет никаких особых изысков, украшений, нарочитых диссонансов, ничего лишнего вообще. Но Б-же мой, это далеко-далеко не примитив – это похоже на то, как из всего четырёх элементарных "кирпичиков" строится молекула ДНК и дает "на выходе" богатейший, полный неисчерпаемых смыслов живой итог. Можете обвинять меня в пафосности, но я счастлив, что дожил до времени, когда стали появляться такие альбомы белорусских исполнителей серьезного не-академического жанра, как этот, как Ирэны Котвицкой или Лёши Ворсобы… И некоторых других (простите, всех перечислять не стану).

Описывать словесно, даже приблизительно, конкретные музыкальные тонкости этого альбома не буду и пытаться. Глупо выйдет. Это надо в любом случае слушать. И ещё это можно параллельно в уме читать – например, как такие стихи Виктора Сосноры, которые сами собой ложатся на (или под) эту музыку….

ДИСТИХ

I

Ты занавеска радужная, до ног,
с тимпанами, и зал, и угль,
из юности, а я гунн,
свод музыки, а я глух.

Я знаю их язык, мим,
но робкая, а мой мах смел,
их ярок взор, цветной грим,
мозаика, я черно-бел.

Носилки в Рим! где Зевс и фриз,
и много губ фруктовых, и момент,
поймётся ль логос их чаш, фраз,
уймётся ль мир твой, обо мне?

Отхлынется, уйдут они в рок,
лишь в фотокопиях кружки глаз,
и вздрогнется, что всё в нас вдруг,
когда настанет время: нет нас.

Ты жимолость, а я у Мома торс,
у Тибра я стою без стен,
опомнится, ты некто, я ни кто,
что жил-были, ты ветр, я сеть.

II

Что живы ли, ты ветр, я сеть,
опомнится, ты некто, я никто,
у Тибра я стою без стен,
ты жимолость, а я торс.

И вот настанет это "нет нас",
и вздрогнется, что всё в нас вдруг,
лишь в фотокопиях кружки глаз,
отхлынется, уйдут друзья рук.

Уймётся ль яд твой обо мне,
поймётся ль пена их чаш, фраз,
и много губ фруктовых и монет,
носилки в Рим, где Зевс и фриз?

Мозаика, я черно-бел,
их пылок вид, цветной грим,
ты с робостью, а мой мех смел,
я знаю их язык, мим.

Свет музыки, а я глух,
ты с юностью, а я гунн
с тимпанами, где соль и угль!
ты, занавеска радостная до ног.

Оценка: 10 из 10

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

Experty.by

Fratrez

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Отлично.

+1
0
-1

Действительно достойная работа.

 

Прочувствованное и услышанное - наполовину разгаданное

+1
0
-1

Cпасибо, Евгений за написанное! Все очень искренне и по существу!

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net