Внештатный эксперт Евгений Долгих о новом альбоме The UNB: "До последней песни я еще чуть-чуть сомневался, достоин ли альбом по большому счету самой высшей оценки, но, только лишь начав слушать "Гарлзон – человек-мясорубка", отставил в сторону и клавиатуру, и всё остальное, и просто получил от музыки такой кайф, которого от внешне несложного рока не получал очень и очень давно".
Весь цивилизованный материальный мир вокруг нас держится на рутине и дисциплине. Зато культура держится и, что главное, движется куда-то вдаль исключительно "на фриках". Попробуйте представить себе картину: вся музыка или живопись вокруг вас – исключительно правильные, предсказуемые, красивенные до поросячьего визга, яркие, гармоничные и понятные аж от первого до последнего звука, слова и образа. Брррр… да не приведи Будда! Скукотища-то какая будет… А так вот поставил в проигрыватель альбом группы The UNB – ну это ж просто песня!!!
"Суфле из горностая – отличный вариант.
И формула простая, и сытный провиант.
Его сам Элвис Пресли, король из королей
Любил откушать, если с утра хотел суфлей…"
Ну, по поводу текстов Дольника здесь уже не "проходился" только совсем ленивый, только вот почему-то при этом мало кто принимает их всерьез. А ведь надо, надо! Отчего-то на территории славяноязычного рока (не только русского!) принято считать, что петь можно и нужно только или "о чуйствах", или "о протесте". Бред какой-то. И из-за этого бреда "местечкового разлива" как-то всегда удивлялся я нелюбопытности и предсказуемости "общественных вкусов" – люди, люди, зачем вы обкрадываете сами себя? Зачем вам столько окружающего вас примитива, а?
Вот и Дольник поёт почти об этом: "Повара-любители, отравители… Песни примитивные, деструктивные". Да, его поэзия мрачна, грустна и прямолинейна, но сам ее дух не безнадежен! Песни группы The UNB пребывают где-то, по крылатому выражению Ницше, "по ту сторону добра и зла" – они не предназначены ни для поднятия настроения, ни для медитации, ни для "балдежа" – это своего рода жесткая интеллектуально-душевная терапия. А она ох как нужна и полезна.
"Григорий, кушай цикорий.
Он избавит от кори
И от синей тоски.
И к тому же цикорий прочищает мозги!"
Говоря его собственными образами, песни Дольника – чистый цикорий!
А после текстов совершенно необходимо обратить отдельное внимание на инструментал и, разумеется, на детский хор. The UNB – группа, которая, на мой взгляд, совершила прорыв в своем творчестве довольно необычным способом – путем чистой очень постепенной, размеренной эволюции. Никаких революций, никаких озарений и музыкальных изобретений – только медленное и целенаправленное, я бы сказал, "трудовое" улучшение и аранжировок, и самого музыкального материала, и чисто технического умения, да ведь даже и текстов – буквально всего. (Аналогично я говорил в рецензии на предыдущий их альбом, и в этот раз повторюсь с чистой совестью – всё верно!)
Что имеем "в сухом остатке"? А имеем четкий, классный, достаточно тонко сделанный гибрид классик-рока и арт-рока – без длинных сольных "запилов", зато уж те соло, что есть, я бы назвал вообще образцовыми – и гитарные, и духовые – блеск, просто шик! В общем, музыка у данной группы методом проб и ошибок таки приблизилась к своему идеалу, на который музыканты изначально явно и рассчитывали, но далеко не сразу смогли на него "выйти".
И, наконец, детский хор. Без него, считаю, альбом проиграл бы весьма и весьма. Если подумать о нем теоретически, умозрительно, то, вроде бы, малозначащая деталь, прихоть артистов… безделица. Ан нет – эта "безделица" превратилась в мощное выразительное средство, настолько ставшее частью всех песен, что я даже теряюсь в догадках – как Дольник поступит в дальнейшем – неужели будет таскать с собой весь этот "выводок" на концерты группы? Если да, то честь и хвала музыкантам – потому что на сцене такое действо должно смотреться еще убедительнее, чем в альбоме. "Черно-белый" смысловой контраст всей нарочито-мрачноватой атмосферы песен, их текстовый "хоррор" становится вместе с детскими голосами убедительным настолько, что это уже выходит почти какое-то "кино Хичкока" в музыкальном выражении.
До последней песни я еще чуть-чуть сомневался, достоин ли альбом по большому счету самой высшей оценки, но, только лишь начав слушать "Гарлзон – человек-мясорубка", отставил в сторону и клавиатуру, и всё остальное, и просто получил от музыки такой кайф, которого от внешне несложного рока не получал очень и очень давно. Здесь я совершенно не могу удержаться от того, чтобы привести достаточно большую цитату из этой песни – честное слово, текст того стоит, не поленитесь, прочитайте внимательнее – при слушании непрерывного длинного стиха (а Дольник поет довольно "резво") смысл немного может ускользать. А не должен!
"…Гарлзон нечасто вспоминал свое детство –
Его папа и мама, не оставив наследства,
Исчезли бесследно в водах Атлантики…
А ещё он собирал конфетные фантики,
Марки Гренландии, винные пробки,
Майских жуков паковал в коробки.
Мелких в спичечные, больших – в обувные.
А разве бывают детства иные?
Соседская девочка с рассеченной бровью,
Коньки-двухполозки с запекшейся кровью.
"Не теряй свои варежки на резинке"! –
Его воспитывала бабушка, в девичестве Зингер.
Возможно, что немка, возможно – наоборот.
Ну, вы в курсе – есть один древний народ.
Она была с внуком добра, но строга.
Ну, иногда пропадала, пускалась в бега.
Экстравагантная дама, себе на уме,
Она трижды сидела в японской тюрьме.
С дедушкой Гарлзона они были в разводе,
Да и знал ли он о внуке? Не знал вроде.
Деда звали Бджекиш, по фамилии Чанг,
То ли поляк, то ли китаец, по убеждениям – панк.
По поведению – хиппи, по гороскопу – Свинья.
Он утверждал, что все люди – одна большая семья.
И семью эту он ненавидел как мог,
И если б мог, отравил бы гигантский пирог,
И скормил его жителям планеты Земля.
Но не мог. Не имел за душой ни рубля.
Потому, как работа претила ему,
Скажем больше – работа вредила ему.
Ну а так как вредить он себе не желал,
Бджекиш Чанг не работал, он преподавал.
Свой предмет называл он "кунг-фу не для всех"
Не сказать, чтоб затея имела успех.
Основная идея была – донести,
Что кунг-фу – не для всех, так что, дескать, прости!
В общем, жулик. Следы затерялись его
Где-то в сорок восьмом. И хоть после того
Разыскать его Гарлзон пытался отчаянно,
Ничего не нашел – лишь часы "Мейд ин Чайна".
Зато бабушка не пропадала из виду –
Они вместе ходили на бокс и корриду.
Она делилась опытом, а тот был бесценен –
Не зря ж о ней писал в мемуарах Скорцени…"
Шедевр. Эта то ли псевдо-рок-баллада, то ли мини-рок-опера представляет собой абсолютный рок-шедевр. Полное взаимопроникновение текста и музыки. Шизофренический сюрреалистический виртуозный текст в смеси мрачного мужского голоса и такого же мрачного детского хора идеально ложится на выверенную до последней ноты музыку с изумительными "всплесками" духовых… И вот теперь после окончания всего альбома остается только одно желание – включить его заново и послушать целиком еще раз! Это весьма редкая характеристика для современной рок-музыки. Поздравляю Дольника сотоварищи и желаю им не останавливаться в своей эволюции. (К детскому хору еще бы добавить квартет контрабасистов или виолончелистов… ммммм…) В общем, удач!
"И, проглотив свой эклер,
Садился он в монгольфьер.
И, с криком "жди и дождись",
Он улетал резко ввысь…
А, значит, всё – зашибись!!!"
Оценка: 10 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, послушать и поставить свою оценку вы можете здесь
Об авторе:
Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").
Комментарии
Отставить в сторону клавиатуру
В том то и дело что людям лень отложить в сторону клаву и послушать. Есть такая музыка которую фоном слушать только голова болит, а когда вслушаешься то офигеваешь. Вырожденный пример "текстоориентированности" это русские 2H Company. УНБ в этом плане ещё очень лёгкая "пища".
Люди от музыки хотят эмоций, да так чтобы получить их в разжёванном виде, и поэтому протест и любовь-морковь это навечно. Но ведь обидно, что эмоций и впечатлений в УНБ можно начерпать выше крыше - надо только сесть и послушать повнимательнее, не отвлекаясь на фэйсбуки, и тогда воздастся. Но, увы, получается что "не слушал но осуждаю" (хотя вроде и слушал)
Неприятные ощущения
Обсуждение данного альбома поклонниками группы The UNB из числа как критиков, так и простых обывателей вызывает какие-то неприятные ощущения. У ряда ораторов (не всех) идет такая навязчивая сквозная мысль: если вы не считаете это гениальным, то у вас то ли со вкусом проблемы, то ли со слухом, то ли просто вы неправильно музыку слушаете. Это тем более странно, что публика (как и группа) не какая-то там радикально-молодежно-безграмотная, а вроде как весьма интеллигентная и интеллектуальная.
Пожалуй, стоит напомнить, что идеального вкуса не существует. Современный мир предельно многополярен и многообразен. В нем каждый волен решать сам, что ему нравится, а что нет. В нем совершенно разные и даже порой категорически противоречащие друг другу вещи могут признаваться качественными и эталонными. Именно поэтому в рамках проекта Experty.by мы не делаем рейтинга худших альбомов - мы понимаем, что даже мнение сообщества музыкальных критиков является лишь одним из вариантов взгляда на вещи. Именно поэтому в рамках наград для широты картинки мы даем не только победителей, но и топ-10 по версии четырех разных жюри и всячески стараемся, чтобы на них обратили внимание.
Резюмирую. Выражать свое мнение - нормально. Прямо или косвенно упрекать других - моветон. Хотел это обозначить. Но как себя вести, опять же, каждый решает сам. Спасибо за внимание :)
ой ну что вы, ну что вы...
Дима, давай я отвечу публично... все же я уже насмотрелся на всякие дискуссии на тему музыки в изрядном количестве.
ты совершенно напрасно беспокоишься и считаешь, что здесь люди как-то сильно упрекают и принижают друг друга. на этом сайте все дискуссии ведутся в самом вежливом, мирном и, не побоюсь этого слова, интеллигентном ключе... малюсенькие "уколы" имеют место быть, но совершенно незачем раздувать из мухи слона по этому поводу.
если бы вы все, коллеги, видели, КАКИЕ свары, склоки, ругань и чуть ли не "духовный мордобой" царит на одном форуме о КЛАССИЧЕСКОЙ музыке.... уууууууу - это просто песня! достойно увековечения в творении Дольника - зуб даю! да и на прочих виртуальных просторах публика уживается далеко не так мирно и идиллически, как здесь...
и это не только примета нашего времени - публичная ругань и предельно нелицеприятные высказывания о творчестве музыкантов царили в самодеятельной музыкальной прессе еще начиная со времен перестройки. да и потом... в небезызвестной всем "Музыкальной газете" нормой были жесткие отзывы. я и сам один раз обругал там в статье гордость бел.музыки N.R.M. и отлично помню, сколько мне пришло корреспонденции с матюками и желанием повесить на ближайшем фонаре...
так что все хорошо, прекрасная маркиза!! ну, хорошо в смысле по интенциям редакции - все тихо, мирно, скромно и ... скучно. да, имхо лучше было бы больше действительно откровенных мнений, чем сплошной политкорректности, которую я здесь наблюдаю. но это мое частное имхо. вам там всем виднее.
Евгений
Евгений, для меня в том и разница - "разносить N.R.M." (то есть высказывать мнение о творчестве артиста) с одной стороны, и "возносить своих любимцев через выпады в адрес вкусов тех, кто с вами не согласен".
Я не сильно переживаю, просто удивился, что так себя ведут поклонники такой интеллигентной группы :) Соглашаться со мной не обязательно. Чистое имхо.
А я вот никого и не ругал и
А я вот никого и не ругал и не упрекал в безвкусице, всего лишь в невнимательности. Да и самый любой альбом УНБ у меня по сей день Ragazzi. Просто я бы перед рецензированием слушал альбом (любой, не унб) хотя бы раза два, ничего другого при этом не делая.
Это вообще ко многой музыке относится, не только к УНБ, что если послушал один раз и то в фоне, то часто кажется хрень какая-то. А свидетельства косвенные невнимательности вполне себе имеются - названия некоторых песен в веб-плеере и поныне написаны неправильно :)
"Потому что не страшно" - должно быть "Потому что мне страшно"
"Цикады не плачут" - должно быть "Цикады плачут"
А так ничего личного.
KolA
"Я не упрекаю за это... Но упрекаю за то!" :) Поверьте, авторы слушают альбомы не менее 5-10 раз. А названия поправим, спасибо.