О проекте

Максим Жбанков: личный топ-10 белорусских альбомов за 2017 год (+аудио)

 

Внештатный эксперт и член большого жюри. Культуролог, киноаналитик, журналист. Автор многочисленных публикаций на тему современной культуры в "БелГазете", "БДГ", журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Автор книги "No Style. Белкульт между Вудстоком и Дажынками" (2013).

Прелесть наших итогов в том, что их можно не замечать. Раз в год получить ссылку на пачку релизов, разбросать наспех заметки с оценками и жить спокойно до следующего года, до нового списка. Или упорно рубить свое на концертах и в студиях – все равно ничему больше почти не обучен. Да и бросать жалко. Или еще: ловить вайбы – все равно откуда. И подпитываться энергией – все равно от каких батареек. Свои – не лучшие и не главные.

Упертость здешних авторов микшируется с потреблянсом публики и меланхолией критика, создавая понятный стагнационный ландшафт – где ничего не может произойти, хотя постоянно что-то происходит. Успех измеряется отсутствием запретов, популярность – рекламным хайпом, статус – цифрой гонораров. И самое главное: музыка весит все меньше. Как оказалось, без нее уже можно. Без музкритики – тем паче.

Для меня главный результат-2017 – ощущение окончательного смыслового разрыва между прежним пафосом культурного партизанства и актуальными схемами договорной игры и/или внутренней эмиграции. Которые делают ненужными всех прежних гитарных героев – если только ты не готов записаться в стадионные клоуны с бойцовской рисовкой. И автоматически загоняют неформат в маленькое уютное плюшевое подполье, где тебя никто не услышит.

Там тоже может быть славно. Только вот в подполье не растут.

У новой генерации есть музыка. Но у нас пока нет для нее страны.

А потому в списке самые, как мне представляется, живые: злые ветераны альтернативы, лабораторные мечтатели, книжные эстеты, уличные оттяжники и попстеры на вывоз.

1. True Litwin Beat "Ненужная правда о белорусах 2" – слушать

Пукст дерзит и огрызается. Сразу на всех. Гремучая смесь вербального панка, вокального эквилибра, порно-подпевок, личных стрессов и персональных наездов. Короче, македонская критика культурного процесса. Если и сравнивать, то только с последним Вольским: старая гвардия смывает грим и отключает внутреннего редактора.

2. Tonqixod "Колер, якога няма" – слушать

(Как бы) прощальный релиз нашего единственного пост-прог-рок бэнда: меньше "дорсов" и "кримсонов", больше Хэрби Хэнкока. Облегченный smooth jazzy саунд смело увязан с винтажными ракенрольными вскриками, гитарными брейками и драматическим шепотом. Альбом энергетически более насыщен чем предыдущий – но, кажется, и более просчитан.

3. ЛСП "Tragic City" – слушать

Здесь всё, что нужно для внятного успеха. Фасонный попс с небанальной текстовкой и прозрачным звуком. Больные понты и детское кокетство. Точная работа со словом и почти цоевские интонации… В сравнении с Максом Коржом и, простите, Серегой звучит почти как музыка сфер. Или голос поколения. В общем, завтра (как бы) твоей (как бы) страны.

4. Buben Naruszewicz Baisan "Enighet Ensamhet" – слушать

Звуковая головоломка от проверенных поставщиков, зачем-то прихлопнутая уорхоловским бананом с первого Velvet Underground. Как любая мелодекламация под абстрактный джаз, способна воздействовать лишь в двух регистрах: нервного неприятия или сдержанного уважения. В любом случае эту нишу, кроме них, занять (и удержать) некому.

5. Shaman Jungle "Amazing" – слушать

Умело срежиссированное глобальное этно. Пакет комфортного акустического психодела, похожий на альтернативный саундтрек к “Властелину колец". Сквозь эти акустические пейзажи, проходишь как через ручей – с тем же чувством свежести, но без особого желания возвращаться. В лучшем мире такое звучало бы в каждом бутике и чайной.

6. Intelligency "Techno Blues" – слушать

Атмосферный электрический поп-нуар, весь построенный, кажется, на одном приеме: актуальные дэнс-биты плюсуются с винтажными гитарными риффами и условно блюзовым вокалом. Но этот игрушечный киберпанковский дельта-блюз неожиданно цепляет всерьез. Возможно, потому, что исходники выбраны правильные.

7. Weed & Dolphins "Islandkid Cassette" – слушать

Спотыкающийся и подпрыгивающий солнечный гаражный попс, исполненный с редким задором и неподдельным азартом. По общему настрою – почти олдскульный брит-поп, но придуманный здесь и сейчас. Без скидки на погодные условия и особенности национального шоу-биза. Идеальное инди – то есть музыка независимых дофенистов.

8. Nizkiz "Синоптик" – слушать

Ядреный локальный мэйнстрим: цепкие хуки, броская мелодика, взвинченный вокал, внятное двуязычие… По сумме очков – образцовый open air поп-рок разряда “Би-2" или “Океана Эльзы". Ничего лишнего – поэтому иногда кажется предсказуемым. Но сделано на совесть, отыграно честно. Возможно, нет особых открытий – но жанр их и не требует.

9. Autonomicon "Icarus Messerschmitt" – слушать

Постапокалиптический глитч-фолк с отклонениями то в индастриал, то в студенческую самодеятельность. Шершавая и скрипучая неудобная вещь, существующая вопреки любым трендам. А потому особенно важная – как показ возможных креативных действий в нашем заторможенном пространстве.

10. Yegor Zabelov Trio "The Rose Festival" – слушать

Самый непростой релиз этого списка. Астор Пьяццола с иньекцией фри-джаза, Майкл Найман пополам с вясковыми плясовыми. Местами почти хард-рок. Или камерный пост-авангард. Аутичная запись, сделанная без оглядки на подготовленность слушателя. И почти без желания понравиться.

Фото: Андрей Кот

Experty.by


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net