Музыкальная журналистка Татьяна Замировская о "Рок-коронации" для "БелГазеты": "...Все как бы похоронили "Коронацию" и смирились с тем, что все происходит не так, что организаторы не имеют представления о реальном положении дел в современной белорусской музыке, но все же искренне попытались сделать неплохой сборный концерт".
Аудитория самого многострадального феста Беларуси всегда мечтала плясать у сцены – особенно в те времена, когда "Коронация" проходила в кинотеатрах, среди цветов, хрусталя и пышного антуража и ее снимали все телеканалы страны. Но милиция вечно гоняла алчных плясунов, бросающихся к сцене и размахивающих флагами с мест. Нынешние продюсеры фестиваля решили не экспериментировать с формой (прошлая "Коронация" проходила в Молодечно, с симфоническим оркестром), а минимизировали содержание, превратив церемонию в 4-часовой клубный концерт, ненавязчиво прерываемый быстрым вручением дипломов и корон.
Публике это и было нужно – с первых же секунд мероприятия толпа, наводнившая "Реактор", затряслась в конвульсиях: на сцене появились прошлогодние "короли" – "Ляпис Трубецкой" с песнями из последнего альбома "Культпросвет". Сорокаминутный панк-сет "Ляписов" стал кульминацией еще не успевшего начаться мероприятия.
Второй кульминацией, случившейся через пару часов, был гораздо более сжатый сет участников "Нейро Дюбеля", вспомнивших о давних костюмированных традициях "Коронации" и вышедших на сцену в облике древних дедушек: с приклеенными усами, седенькими шевелюрами и бородами. Фактически все наполнение "Коронации" проходило как череда неких музыкальных всплесков, расположенных вокруг и между этими двумя мощнейшими по энергетике панк-роковыми выступлениями.
Пусть и совершенно разными: если "Ляписы" демонстрировали оголтелый революционный задор, "Дюбеля", наоборот, смутили философской и депрессивной лирикой, презентовав новую песню про "цирк уехал, а клоуны остались" с печальным рефреном о прощании. Драматургия "Коронации" превратилась в абсурдную и смешную, странные "провисания" (иногда между выступлениями случались паузы на 10-20 минут) никого не смущали, а за ходом вручения премий никто особо не следил – концерт же! Разве что в начале, когда Оксана Вечер попыталась пошутить насчет того, что The Toobes "плохо знают белорусский", зал дружно завыл "Фуууу!". Но тем не менее все радостно прыгали под шумный рок-н-ролл коронованных новичков.
Именно из-за сюрреальной драматургии в самой "Коронации" высвечиваются только отдельные моменты – например, шикарное выступление "Князя Мышкина", которое почти все приняли за саундчек. Впрочем, с помощью маститых индустриальщиков – Змитера Пляна и Влада Бубна – Нарушевич создавал вполне структурную музыку, отчасти даже танцевальную (если сравнивать с его обычными интуитивными импровизациями). Случались и странные озарения – так, вдруг выяснилось, что ведущие рок-музыканты страны получили какие-то специальные, сомнительные награды с туманными формулировками. "Крама" получила приз в когда-то фолковой номинации "Традиции и современность", "Нейро Дюбель" – "За верность рок-музыке", "Князь Мышкин" – за пугающую "верность жанру". Обилие наград "За верность" смущало. В этом свете "Ляписам" надо было дать диплом "За неверность" – так они изменились с тех пор, когда впервые стали "рок-королями".
Смутила и неожиданная номинация "Возвращение года" – к нам вернулась группа "Жнюв", которая ушла так давно, что о ней все напрочь забыли. К счастью, музыканты отыграли так живо, что это, пожалуй, было одно из лучших выступлений вечера. Несколько менее внятно выступил коллектив Open Space, получивший сомнительный диплом как лучший поп-рок-проект года. Вообще, если в какой-то номинации есть слово "проект" – жди беды.
По залу бродил счастливый и праздный продюсер Саша Богданов. На его фестивале альтернативной музыки "Можно" зрителей в "Реакторе" было ощутимо больше. Тем не менее ни один из участников "Можно" не фигурировал в "Коронации" даже в качестве номинанта. Это никого не удивляло – все как бы похоронили "Коронацию" и смирились с тем, что все происходит не так, что организаторы не имеют представления о реальном положении дел в современной белорусской музыке, но все же искренне попытались сделать неплохой сборный концерт. Никакой трагедии! Богданов тоже не был расстроен – у него немного поднялась бровь разве что в ту секунду, когда объявили "Событие года": событием года стал концерт N.R.M. Группа N.R.M. прекрасна, спору нет, но плохи дела белорусской современной музыки, если самым достойным событием за целый год в ней является концерт N.R.M.: есть в этом что-то неумолимо зловещее.
Главную "Корону", как и многие другие призы в этой номинации, уже давно не хочется анализировать по причине полного изменения формата церемонии. Но тот факт, что выиграла группа "Без Билета", кажется правильным – "Без Билета" являются единственным бэндом из пантеона старой, классической "Рок-Коронации", который так и не получил главный приз, но при этом жестко вписан в историю бренда – начиная еще с того чудесного случая с передачей Сергеем Михалком гитары коллективу (2001г., "Открытие года") Тогда Михалок играл "попсу", а "Без Билета" удивляли нестандартностью подхода к музыке. Спустя почти 10 лет все изменилось – Михалок открывает церемонию и играет панк-рок, а Виталий Артист коронуется ближе к финалу как автор прекрасного поп-альбома. Это дает надежду на то, что все изменения – к лучшему. А еще, видимо, намекает на то, что лучше не вешать ярлыков о том, кто "рок", а кто – не совсем: очень уж эфемерные это вещи.
Говорить о том, что "Коронация" не та, что раньше, – уже моветон. Бренд остался, эстетика исчезла, торжественности уже нет – но сделать хороший концерт под этой вывеской все еще можно. В прошлый раз состоялись похороны "Коронации" с оркестром – занудные, унылые и пугающие. На этот раз получились поминки и годовщина – и это было намного веселее: без гроба и венков, с водкой и пивом, долгожданными встречами со старыми друзьями и, в принципе, без особой боли и трагедии. Что ж, если похороны получились так себе, поминки себя оправдали – может, в следующем году еще раз соберемся, помянем. А номинации уже никого не волнуют.
Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 - наст. время).