О проекте

Виталий Дроздов: личный топ-10 белорусских альбомов за 2010 год (+аудио)

 

Внештатный эксперт и член "Большого жюри". Начинал программным директором радиостанций в Беларуси ("Авторадио", "Радио Би-Эй", "Альфа-радио"). С 2005 года – программный и генеральный директор "Хит FM Украина", одновременно c 2007 – руководитель музыкального совета крупнейшего украинского радио-холдинга "Тавр-медиа", а также c 2008 – продюсер "Радио Рокс Украина", с 2011 – продюсер "Русского Радио Украина".

Как бывший минчанин и нынешний киевлянин, я неизбежно каждый январь (время, когда Experty.by начинает подводить итоги года) сравниваю украинскую и белорусскую музыку. И каждый январь я нахожу, что белорусская музыка круче.

Пусть этот год и не принёс каких-то особых откровений. Не было неожиданных удивлений и безоговорочных фаворитов. Да и составленную мною 10-ку через неделю уже хотелось поменять: около 15 альбомов этого года вполне достойны того, чтобы их выделить. Разочаровали в этом году разве что хип-хоперы и попса. И если от первых я ждал в этом году какого-то особенного прорыва (урбан-культура хорошо развивалась в последние годы) и этого прорыва не увидел, то попса в этом году просто сразила наповал. Я говорю о той попсе, которая на 75% заполняет радио и ТВ. Об эстраде.

Столь плачевной ситуации c поп-музыкой, на мой взгляд, давно не было в Беларуси. За малым исключением (Герман), это абсолютно безликие, маловнятные и пресные проекты. Песни, которые хочется быстрее переключить и забыть, как страшный сон. Почему же даже в маленькой Молдове ситуация с попсой выглядит на порядок лучше? Возможно, часть проблемы заключается в пресловутых 75% на радио. Мне кажется, эти проценты уже отработали своё и теперь только вредят поп-индустрии и, как следствие, обществу.

Часто слышу от музыкантов истории о несмелости и зашоренности работников белорусских СМИ (в первую очередь – работников радио и ТВ). И я согласен с этим. Большинство белорусских программных директоров почему-то больше всего рады, когда им приносят белорусские песни из разряда "проиграешь в эфире, и никто не заметит". Чем незаметней, тем лучше. Эта несмелость меня всегда удивляла и раздражала.

В Киеве, конечно, музыкантам легче попасть в эфир. Но в Киеве появляется другая проблема (не менее острая). Чтобы попасть в эфир, лучше быть фриком. Причём в любой музыке. Чтоб прорваться, будь ты рэппер, рокер или попса, ты должен быть хотя бы немного фриком. Но ведь не всегда рождаются интересные фрики - Сердючки, Скрипки или хотя бы Quest Pistols. В большинстве своем на пороге шоу-биза оказываются какие-то неприятные и вульгарные имитации. Неискренние и пустые. Лишенные напрочь вкуса и чувства меры.

А вот РБ такого быть не может (по-крайней мере, пока). Пробиться легко в эфиры можно только официальным фрикам. Типа Дорофеевой или какой спортсменки-комсомолки Барабанщиковой. Остальная часть музыкальной тусовки творит без оглядки на необходимость иметь радикальную визуальную концепцию и яркий привлекающий (или хотя бы раздражающий) образ. И пишет при этом простые и интересные песни. Очень личные, ведущие интимный диалог со слушателем. Это и Hvarna, и Naka. Это Mauzer и "Детидетей". На этом построены все проекты Лявона. Эта простота и интимность и есть главное отличие белорусской музыки этого года.

И мне очень нравится такая ситуация. Именно поэтому я с удовольствием прослушал большинство белорусских альбомов это года. Спасибо вам, музыканты, за это!

1. Детидетей "Рух" – слушать

Пожалуй, самая главная неожиданность года. Никто не ждал, что они напишут что-то, отличающееся от первых двух альбомов. Но они изменились и сделали отличный альбом. Лучше и по аранжировке, и по текстам, и по цельности материала. Они повзрослели. Куда-то ушли актерские этюды. Ушел театральный перехлёст.

Особенно "Детидетей" хороши на этом альбоме в номерах с прямым битом и плотной ритм-секцией – "Раптам", "Падарожжа", "Падалося". "Гiмн моладзi". Такой неуверенный и наглый (с точки зрения прежних ДД) шаг в сторону стадионного рока. В таких треках группа звучит наиболее уверенно и убедительно.

Думаю, они однозначно могли бы с такой концепцией в будущем стать популярной и активно гастролирующей группой масштаба СНГ. Однако имеем то, что имеем. Какой-то уже фирменный почерк белорусского (до сих пор непонятно, существующего ли?) шоу-биза. Записав отличный альбом, группа самоустраняется. Но не могу присоединиться к тем, кто будет призывать группу к воссоединению. Вряд ли восстановится магия. А в таких группах она – основа музыки.

И еще один момент, который мне понравился. Песни альбома, на мой взгляд, содержат самые нужные и оздоравливающие слова, которые так нужны сейчас обществу, находящемуся в растерянной и безнадежной депрессии после событий конца прошлого года. "Свет зменiцца", "Часам хочацца, каб усё змянiлася раптам", "Не, мы не знікнем. Мы зменiмся".

Пожалуй, лучшая группа с женским вокалом за всю историю зависимой и независимой Беларуси.

2. Кассиопея "Стивен Кинг и мы" – слушать

Для меня это – самый интересный альбом года. Конечно, массовому слушателю музыка "Кассиопеи" никогда не понравится. Как никогда не нравились ей Captain Beefheart и "Н.О.М", Frank Zappa и "Странные игры". Но ценность альбома "Стивен Кинг и мы" от этого факта ничуть не меньше.

Это чистой воды постмодернизм от музыки. Когда в замес идет всё, что есть – и хорошее и плохое, и высокое и низменное: всё, что пролетает мимо иллюминатора. Когда воспоминания детства тесно переплетаются с сегодняшним вкусным компотом на завтрак. И вся проблема – хорошо оформить и упаковать эти ощущения. У "Кассиопеи" это получилось выше всяких похвал.

Это альбом об истеричном и слабом жителе мегаполиса, о человеке-футляре 21-го века. По сравнению с первым альбомом-сборником, в нем гораздо больше единого стержня. Это уже не просто собрание детских абсурдных песенок и страшилок. "Стивен Кинг и мы" – это единое неделимое полотно, с безумным магнетизмом и сносящим крышу волшебным миром. Крепкая 10-ка из 10-ти. Вот бы так во всех направлених белорусской музыки. Не только в инди.

3. Hvarna "Кола вяртанняў" – слушать

Прекрасный эмбиент мирового уровня. В белорусской музыке сложно кого-то удивить обращением к корням, к фолку. В РБ таких групп на порядок больше, чем в той же Украине. Но, в основном, эти группы – это этно-музыка. Она всегда зажата локальными рамками и задачами. Hvarna же идет в другом направлении.

Здесь фольклор – лишь возможность оттолкнуться для создания нового музыкального мира, имеющего к фольклору лишь косвенное отношение.
Hvarna дает то, чего никогда мне не давала наша этно-музыка. Это те же ощущения, которые впервые возникли у меня в детстве от "Дзiкага палявання караля Стаха". Мистический ужас от бескрайних болот, туманов и лесов. Который засасывает и влюбляет. Это то, от чего невозможно уйти. Это то, что боишься потерять. Наверно, это и есть моё ощущение родины.

4. Ы-Ы-Ы "Зелёное золото" – слушать

Прекрасное воплощение прекрасной идеи. Тодару удалось не повторить (ведь нам же не нужна копия или пародия?) Шугалея, классика белорусского шоу-биза. Ему удалось создать образ, за которым очень чётко слышатся интонации Василия, но при этом Тодар выдаёт что-то своё.

Частично материал, конечно же, устарел. Иногда это русский рок прогрессивного толка. Такой нужный в начале 90-х, такой смешной в начале 10-х. Но мне это даже понравилось – иногда начинаешь чувствовать запах тех вёсен первой половины и середины 90-х. Но все-таки добрая половина диска – очень актуальный музыкальный материал. И интересный. Что еще раз говорит о том, что наш белорусский Сид Барретт действительно умел опережать время на 15 лет.

Здесь много прекрасных песен, которые так и не смогло испортить время – "Франция в немецком варианте", "Мальчик", "Repeat" (эта песня и вовсе звучит как актуальный современный инди от Get Well Soon), "Крик дельфиних стай". Прекрасный (и совсем уж неожиданный для знавших Васю) дуэт несравненной примы Тамары Лисицкой и Тодара.

Многие запомнили Васю веселым панк-клоуном, склонным к буффонаде и смелым хэппенингам. "Зелёное золото" нам возвращает и другого Шугалея – глубокого автора красивых и теплых, пусть и немного абсурдистских, песен. Уже за одно это спасибо всем, кто это сделал!

5. Мох "Миллиард жёлтых птиц" – слушать

Не думаю, что в 10-ках большого жюри будет часто встречаться этот альбом. Да и слушателей у него вряд ли будет много. Но мне этот альбом нравится. Такого рода музыканты всегда сознательно делают всё максимально отличающимся от мэйнстрима. Очень часто эта навязчивая идея творит со многими инди-группами ужасные вещи: "Не важно как, главное чтоб не обвинили в попсе". Но здесь другой случай.

Тем, кому важны ярлыки и категории, поспешат отнести "Мох" к какому-нибудь модному направлению. Больше всего – к гипногоджик-попу и чиллвейву, так пропагандируемым в последние годы московской "Афишей" в качестве самых свежих и правильных направлений современной мировой музыки. Но, на мой взгляд, это не совсем так.

"Мох" – более открытая музыка. Тексты здесь более искренние, волшебство более человечное и открытое, а миры – осязаемые и приятные. "Мох" не пытается напустить на слушателя пафосного тумана непонятности и крутости, что зачастую свойственно гипногоджику.

"Мох" – это скорее гипногоджик, каким бы его делал Льюис Кэрролл, имей он под рукой компьютер и немножечко псилоцибинов. Образы у "Мха" - не оторванные ради абстрактной забавы понятия реального мира, а имеющие конкретную (хотя и трудно неуловимую) связь с ним. При этом какую-то очень добрую, спокойную, и позитивную связь.

Лучшие песни стоит искать во второй половине альбома – "Самолет", "Миллиард жёлтых птиц", "Кидай бобы". Не побоюсь сказать, что во многом "Мох" - это музыка завтрашнего дня. Мэйнстрим второй половины 10-х. И пожинать эти плоды будет – увы! – не "Мох". Жан снова будет где-то на передовой борьбы за музыку завтрашнего дня. Другого завтрашнего дня.

6. Neuro Dubel "Афтары правды" – слушать

Из всей 10-ки сложнее всего было написать именно про "Нейро Дюбель". Причин тому много. Здесь и давнее личное знакомство. И мой почти 20-летний стаж фана. И не самые лучшие чувства для фана в последнее дюбелевское 10-летие: сочувствие и всё усиливавшееся ощущение того, что принципы и эстетика "Нейро Дюбеля" – не для новых времён и уже обречены быть музыкой из прошлого. И жалко из-за всего этого дядю Сашу – самого блестящего персонажа из клуба "Три поросёнка". В славные времена не менее славного клуба во время выступления "Нейро Дюбеля" со сцены шла такая бешеная энергетика и харизма, что и сам клуб и ДК Тракторного аж немного приподнимались над Землей.

Но в последние десять с небольшим лет каждый альбом был всё грустнее и грустнее. Каждый раз отчётливо были видны отчаянные попытки Куллинковича и Ко найти новую форму, звук, место под Солнцем. А слушателю казалось – пережёвывание прошлого. Да ещё и Rammstein этот, пропади он пропадом. И вот – "Аффтары правды". Когда слушаешь этот альбом, то неизбежно начинаешь благодарить высшие силы за справедливость. Наконец-то у "Нейро Дюбеля" случился альбом именно "Нейро Дюбеля". Наконец-то его хочется переслушать, чтобы словить новые ощущения. Наконец-то большинство припевов начинаешь подпевать с середины песни.

Нет, "Нейро Дюбель" не сделал никакого прорыва. Это просто хороший альбом настоящего "Нейро Дюбеля". Просто многие уже очень сильно соскучились по нему. И уже только за одно это отдадут ему пальму лучшего альбома года. А "Дети галактики" вновь показали, что Куллинкович – мастер уровня Егора Летова на отличные римейки советской эстрады.

7. J:морс "Электричество" – слушать

В тех стилистических узких рамках, в которые себя загнали "Морсы", практически уже невозможно сделать шаг вперед. Но шаг этот на новом альбоме всё-таки сделан. Как в музыкальном плане, так и в плане текстов. Стало меньше ненужных гипер-метафор. К счастью, стало гораздо меньше компьютерного сленга, которым, очевидно, Пугач хотел показать, что он, мол, еще молод, что он в теме. Нет, тексты не стали приземленнее или проще. Но они стали ближе и понятнее. Альбом взрослее, чем предыдущие, и это тоже радует.

Впрочем, речь не идет о том, что этим альбомом группа существенно расширит свою аудиторию. Это все тот же старый добрый "J:морс". Но "J:морс" высшей морсовской пробы. Альбом явно повернет к себе тех поклонников, которые стали уже скучать от последних самоповторов группы. "Электричество" заряжено свежестью и хорошей формой. Те же меломаны, которые и до этого относились к группе негативно, могут не беспокоиться.

8. Лявон Вольский "Белая яблыня грому" – слушать

"Белая яблыня грому" - пожалуй, самый обсуждаемый альбом и проект года. Слов было сказано немало, и очень много – не самых хороших. Конечно, можно говорить о стилистической нецельности альбома. О том, что разные его куски взяты из разных этапов творчества Лявона и разных его же групп. Но можно сказать и другое. То, что злобные критики напрочь отказываются видеть.

Во-первых, спасибо Лявону за то, что имея стаж в четверть века и вполне имея возможность уйти на тихую пенсию, играя до конца жизни "Трох чарапах", "Партызанскую" и "Абсэнт", он каждый год пытается сделать что-то новое. Ему это до сих пор интересно. А во-вторых, это новое сделано не для шоу-бизнеса. Лявон не просто напоминает нам о классиках. Он открывает нам простых людей в тех, чьи имена у нас ассоциируются скорее с названиями площадей, парков и улиц. Эта благородная задача (а именно она ставилась Лявоном как главная цель, а не коммерческий успех или признание критики) выполнена на 200%. И при этом в альбоме немало песен, которые и через полгода напеваешь с удовольствием.

9. Дмитрий Войтюшкевич "Беларуская песня" – слушать

На этом концерте Зьмiцер стал немного меньше Леонардом Коэном, и стал чуть больше Лу Ридом и даже где-то Томом Уэйтсом. И это, как ни странно, сделало Мастера чистой и душевной песни только лучше. Это концерт. Но именно концертное звучание делает музыку максимально интимной и прозрачной. Честной и облегчающей, как утренний морской бриз с похмелья.

Мне кажется, это лучший альбом Зьмiцера со времен "Маяковского". И материал, и сам автор, и подача – всё здесь свежее и по-хулигански озорное и упрямое. Зьмiцер здесь – снова немного подвыпивший вина красавец-шансонье, немного грустный и очень обаятельный. Зьмiцера стало снова увлекательно слушать. Красивая мужская музыка с неожиданными поворотами. Плотная и крепко сбитая. То, чего не доставало последним альбомам.

И пусть ругают этот альбом за отсутствие хитов и хуков. На мой взгляд, хитовость материала уже никогда не будет фирменным знаком Войтюшкевича. Погружение в знакомую и приятную атмосферу – вот что важно для слушателя Войтюшкевича. Пусть эта атмосфера и достигается простыми (а иногда и простоватыми) методами. Еще одна пластинка, рекомендованная медиками-суфиями и врачами-гностиками к прослушиванию в текущей белорусской ситуации.

10. The Stampletons "The Stampletons" – слушать

Я так и не смог понять, почему мне понравился этот альбом. Вряд ли я заменю The Kinks, ранних The Beatles и The Rolling Stones, The Hollies, Manfred Mann и The Searchers в своем айподе на этот альбом. The Stampletons не сказали ничего нового. Но сделали они это как-то очень сильно в тему. На фоне чересчур серьёзной белорусской музыки они звучат как-то очень приятно и хорошо. И когда хочется выдохнуть после тяжелого рабочего дня, я скорее включу именно эту пластинку из всей моей 10-ки.


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net