О проекте

Внештатный эксперт Е.Долгих: Morfe "Ziziaq"

 

Евгений Долгих о дебютном альбоме группы Morfe: "Мой фаворит – заглавная композиция "Ziziaq". Тут всё вообще исключительно на месте... Такую композицию я бы лично смело выдвигал на "Грэмми" в категории world music. Без малейших сомнений".

Очень хорошо понимаю восторги тех, кто впервые услышал этот альбом – у нас действительно появился абсолютно фирменный в мировом смысле слова проект world music. Забавно, что это случилось практически одновременно с "фирмОй" от фанка (Chiefs Band) и с совершенно непровинциальным психодел-альбомом от Sang Sattawood. Однако, три совпадения подряд – это уже тенденция! Тенденция обнадеживающая.

Обнадеживающая тем более, что Morfe пошел несколько нестандартным путем. Почему? Это требует небольшого экскурса в тренды современной world music, уж не обессудьте. Как правило, в последнее время этот жанр развивается в трех основных направлениях: 1) околоджазовое – с прихотливой ритмикой, минимальным грувом и изощренным мелодизмом; 2) околорОковое – с четким битом и песенными формами; 3) грувово-эмбиентное – с мощным гипнотическим басом, почти трансовыми ритмами, сдержанной минималистичной мелодикой и внедренной в этно-ткань электроникой. (Эта классификация не претендует на полноту, но просто грубо определяет основные тренды).

Так вот, группа Morfe во главе со своим музыкальным руководителем и идеологом Оганесом Аванесяном попыталась изобрести некий параллельный тренд на основе всех трех вышеизложенных. Причем от каждого тренда они взяли что-то очень характерное и в каждую свою вещь намешали их в совершенно разных пропорциях. Например, в первом треке, это мощный басовый грув, равномерный барабанный бит плюс мелодично-песенные чеканные внятные линии инструментала (то есть тренды 2 + 3). Во втором треке уже присутствует небольшая джазовая аура, но при этом бас сохраняет определенный грув, а параллельно мелодии развивается эмбиентный фон (то бишь здесь тренды 1 + 3).

И так далее. Более того, в трех треках присутствует еще и электронная "начинка", которая там везде очень к месту – и все эти музыкальные элементы, взятые целокупно, рождают… Ну, не новый стиль (такое, может быть, рановато говорить), но вполне узнаваемое, характерное новое творческое коллективное лицо. Такой продукт не стыдно показать практически на любом мировом фестивале.

Теперь немного о недостатках. Их мало, но они есть. Первое – излишняя монотонность и равномерная "накатанность" во многих местах. Я понимаю, это должно изображать эмбиентную слегка трансовую атмосферу, но понятие "эмбиент" вовсе не означает, что там целыми минутами все должно застывать и никуда не двигаться. Нет, поймите меня правильно, рано или поздно всё в композициях группы меняется, музыка в целом динамична, но вот если бы ритмомелодический бэкграунд был более "живым", свингующим – было бы еще круче, ей-богу.

Второе. По одной пьесе ничего такого сказать нельзя, но, прослушав все целиком два раза, могу предположить, что Morfe очень не помешал бы такой солирующий инструмент, который тембрально резко выделялся бы из общего приглушенного грувового саунда. Вот, скажем, как в группе Oregon это был гобой. Осмелюсь предложить здесь на его место пикколо-флейту или сопрано-сакс или что-то похожее. Не хватает какого-то яркого тона, штриха, мазка, который лег бы поверх и придал всей музыке легкость и изящество. Сейчас она, насыщенная грувом местами до предела, малость тяжеловесна.

И еще. Господа эксперты – и народные, и штатные – разумеется, дружно выбрали в "хиты" альбома первые три пьесы. Осмелюсь утверждать, что на продвинутых фестивальных или клубных площадках в других странах (не так "упертых" на хитовости музыки, как у нас), на ура пойдут именно пятый-шестой-седьмой треки. Они в стилистическом смысле сделаны практически почти безупречно, в них меньше тяжеловесности, больше атмосферы. Еще вот чуток характера добавить – будет просто супер! Мой фаворит – заглавная композиция "Ziziaq". Тут всё вообще исключительно на месте – и особенно пронзительно-щемяще-минималистично звучащие аккордеон плюс окарина (или кларнет, я так и не понял) на фоне легкой IDM’овской электроники – я впечатлен, господа! Такую композицию я бы лично смело выдвигал на "Грэмми" в категории world music. Без малейших сомнений.

Оценка: 9 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, послушать и поставить свою оценку вы можете здесь

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").

Morfe, Жуков Андрей

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net