Максим Жбанков о новом альбоме группы "Серебряная Свадьба": "Сильная авторская лирика тонет в мозаичном дизайне. Она разменивается на бантики, сердечки, заводных балеринок, закордонный шепот и подслушанные чужие ритмы".
Отличная идея: издать новый альбом как карманный альбомчик – коллекцию картинок в картонке с круглым окошком. Светлая мысль: окрестить всё это пестрое счастье "волшебным фонарем", закосить под дедушкины развлекушки и всласть потасовать Вертинского, ван Гога, Бриджит Бардо и Александра нашего Сергеевича. Тут есть своя логика: "Серебряная свадьба" в очередной раз успешно доказывает, что ей тесно в музыке. Хочется бродяжного арта, мусорного счастья и вечного канкана на сцене вселенского "Мулен Руж". В этой отважной упертости и безмерности грез, культурном анархизме и нежном дофенизме – главные краса и мощь проекта. Но именно они делают его особенно уязвимым: новый релиз группы откровенно чрезмерен и избыточен.
Открыточки, пакетики, коллаж-монтаж… Концепция кабаре-бэнда фиксирует тут не столько внятный стиль и четкий почерк (как у тех же Tiger Lillies), сколько склонность к отважным прыжкам и безоглядным переплясам. В этом сундучке есть всё: лихой свинг ("Я так не люблю тебя") и нежная боссанова ("Пакетики"), декадентский вальсок ("Shreib Mir") и олдскульный ньювэйв ("L’Amour Putain"), как бы серф ("Луна") и почти студенческая походная ("Черная речка")… Дальше может быть что угодно: размытость формулы проекта позволяет любой каприз считать триумфом. И к этому невероятному ирландскому рагу (Дж.К.Джером) не было бы никаких вопросов – имеют же таланты право оттянуться! – если бы… Если бы не цельная и сильная индивидуальность главного двигателя "Свадьбы" Светланы Бень.
Ее стихи (доступные к прочтению на обороте тех самых пестрых открыточек из дырявой картоночки) задают совсем другой тон и радикально иное настроение. Это угловатый и нескладный, предельно искренний, сбивчивый и заполошный интимный дневник. И лоскутная музыка с диска почти ничего к нему не прибавляет. Напротив, чаще она… мешает. Горсть реальных удач ("Пакетики", "Черная речка" и отличная "Я жизнь люблю") хороша именно потому, что обходится без хора духовых, агрессивных струнных и перехода в припевах на деревенский гопак ("Декаданс", "Пищевая цепочка"). Слова, свободные от "техничных" аранжировок, начинают дышать. И с ними хочется жить дальше.
Здесь и таится главная проблема релиза: сильная авторская лирика тонет в мозаичном дизайне. Она разменивается на бантики, сердечки, заводных балеринок, закордонный шепот и подслушанные чужие ритмы. Конечно, в такой упаковке товар лучше разойдется. Но стоит ли превращать очень отдельный (и за это любимый) бэнд в фабрику фасонных фантиков?
…В свое время был издан спецрелиз битловского "Let It Be" – очищенный от декоративных наворотов продюсера Спектора. На мой взгляд, второму диску "Свадьбы" не помешала бы аналогичная операция.
Итого: Странная смесь прекрасного индивидуализма и коммерческих конвенций.
Оценка: 7 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).