О проекте

Александр Растопчин "Роднае"

 
rastopchin-rodnaje.jpg
7,75
август, 2008

Сольный альбом проживающего в США бывшего гитариста групп "Сузор'е" и "Песняры" состоит из реинтерпретаций знаковых произведений белорусской культуры.

1. Развітанне з Радзімай (Агінскі)
2. Пагоня (Куліковіч)
3. Зорка Венера (Рак-Міхайлоўскі)
4. Купалінка (народная)
5. L'Aurore (Орда)
6. Ой рана на Івана (народная)
7. Ой сівы конь бяжыць (народная)
8. Мы выйдзем шчыльнымі радамі (Тэраўскі)
9. Ода да радасці (Бетховен)
10. Магутны Божа (Равенскі)

мнения экспертов

Сергей Будкин

оценка: 8,00

Шчырае і кранальнае прывітаньне зь Нью-Ёрку ад экс-гітарыста "Песьняроў" у выглядзе інструмэнтальных вэрсіяў знакавых беларускіх твораў. "Роднае" ўмоўна можна падзяліць на дзьве часткі. Адну складаюць народныя песьні ("Ой, рана на Йвана" зь прысьвячэньнем Мулявіну) ды кампазыцыі, якія ў розныя часы зьяўляліліся (не)афіцыйнымі гімнамі Айчыны – "Пагоня", "Мы выйдзем шчыльным радамі", "Магутны Божа". Плюс гімн Эўрасаюзу "Ода радасьці".

Гітара Растопчына чаруе – да аранжаваньня клясікі ён падыйшоў сьмела і без забабонаў, уласьцівых шмат якім інтэрпрэтатарам: "Пагоня" пасавала бы ў якасьці саўндтрэку да амэрыканскага вэстэрну, а ў "Купалінцы" зьмяшаліся ўсходнія ды заходнія музычныя традыцыі. Ды яшчэ гэты прыемны блюзавы налёт у кожнай кампазыцыі. Аніводнага твору Растопчын не папсаваў сваім умяшальніцтвам, а толькі дадаў новых фарбаў. Яскравая музычная праца, выкананая на вышэйшым узроўні.

"NN.by"


Олег Климов

оценка: 8,00

Гениальный белорусский гитарист-виртуоз Александр Растопчин (на альбоме он прописал вместе с различными гитарами банджо, укулеле, клавишные, бас, перкуссию), проживающий последние с десяток лет на нью-йоркщине, с помощью Ирвина Гроссман (труба, флюгель горн) и Сьюзен Гроссман (валторна) записал поразительнейшую инструментальную пластинку с радикальными (бережно, аккуратно радикальными; в данном контексте – полностью проигнорировав устоявшиеся штампы) версиями белорусской "стандартной" классики (исключение – бетховенская "Oda da Radasci"), чууууточку стилизовав звучание под лютневую средневековую мелодику (или мне послышалось?..).

"Razvitannie z Radzimaj" Огинского, "Pahonia" Куликовича, "Kupalinka", "L’Aurore" Орды, "Oj Rana na Ivana", "Oj Sivy Kon Biazhyc", "Mahutny Bozha" Равенского...

Я могу только предположить, что услышал бы Александр от корифеев земляков-соцеховиков, архаиков-народников, патриотов на ниве музыки, старцев-эстрадников, находись он сейчас на исторической родине... "Неоднозначно" – наверное, самое мягкое определение, которым бы охарактеризовали эту программу мастера отечественных музыкальных искусств. То, что кое-кого взяла бы оторопь от альбома, от того, как смело, незашоренно, без рамок и привязки к заслуженному и каноническому прошлому обошелся АР с известными произведениями – это точно. Культуркинг шок...

Абсолютно свободная, наполненная духом/воздухом, избавленная от аранжировочных клише, бескрайне фантазийная, где-то с юмором и добрым лукавством, где-то верно почти пафосно, мудрая и, само собой, гиперпрофессиональная пластинка. Легкость, в которой бездна труда и ума; тонко и нигде не рвется; не сваливаясь в просящуюся ура-со-слезой-патетику и не переходя границы, за которыми начинается склонность или к самолюбованию, или к ерничанию без тормозов. И, конечно, любовь. Не на показ.

Прослушав этот альбом, видишь ту чудовищную разницу между стандартным мышлением многих и многих отечественных инструменталистов (и гитаристов, и нет), исполнителей, коллективов (даже лучших из лучших) и незакомлексованным мышлением Растопчина. Разница в целый мир.

"Experty.by"


Дмитрий Подберезский

оценка: 8,00

Признаться, ничего подобного в области белорусской музыки еще не издавалось. Разве что в рамках совместного проекта "Я нарадзіўся тут" некоторые классические произведения белорусской песенной культуры подверглись достаточно смелым прочтениям. В данном случае живущий в Нью-Йорке бывший гитарист групп "Сузор’е" и "Песняры" Алекс Растопчин при участии Ирвинга (труба, флюгельгорн) и Сьюзен (валторна) Гроссманов обратился к "нетленке" безусловно с почтением, но категорически по-своему. Вот почему его версии некоторых произведений могут даже шокировать людей из числа ортодоксальных хранителей традиций.

Вот какие произведения содержит данный альбом. Это народные песни (в инструментальных версиях): "Купалінка", "Ой рана на Івана", "Ой, сівы конь бяжыць" (памяти В. Мулявина) и авторские произведения "Развітанне з Радзімай" М.К.Огинского, "Пагоня" М.Куликовича, "Зорка Венера" С.Рак-Михайловского, вальс "L’Aurore" Н.Орды, "Мы выйдзем шчыльными радамі" В.Теравского, "Магутны Божа" М.Ровенского, а также "Ода к радости" Бетховена. Появление в данной программе гимна Европы неслучайно: именно такая идея — показать музыкальную Беларусь в общеевропейской контексте — стояла и перед самим музыкантом, и перед Андреем Санниковым, выступившим на сей раз в непривычной для себя роли продюсера.

Необычность музыкального решения альбома, думаю, объяснит и выбор инструментария Александра. Это акустическая и электрогитары, 12-струнная акустическая гитара, мандолина, теноровое (ирландское банджо), укелеле, слайд-гитара, электронные клавишные, бас-гитара, ударные. Сразу видно, что основу звучания программы составляют гитары. А это в отношении таких произведений, как, скажем, духовный гимн белорусов мира "Магутны Божа" кто-то может потрактовать и как кощунство, покушение на святыни.

Но! Применяя многочисленные обработки звука, смело и умело подходя к оригиналам, тонко расписывая отдельные мелодии Александр Растопчин явно преследует одну из главных целей, ради чего он и взялся за работу. Он вписывает произведения прошлого в самый современный контекст. Он не рассматривает традицию как нечто застывшее, а как человек безусловно творческий вносит в традицию не только собственное ее видение, но и дух современности, что, безусловно, оживляет, казалось бы, застывшие чуть ли не в бронзе опусы. Я лично был к такому повороту готов, поскольку ранее приходилось слышать записи Алекса и познакомиться с его приемами аранжировок и работы со звуком. Но то были в основном его авторские пьесы. Здесь же дело, казалось бы, иное, хотя напомню, что в свое время та же группа "Сузор’е" исполняла фрагменты "Полацкага сшытку". И традиция от этого ничуть не потерпела.

Думаю, что любая традиция, в том числе и музыкальная, сильна и уверена в себе только тогда, когда она ничего не боится. В том числе и экспериментов над собой. Сделанное Растопчиным экспериментом, впрочем, назвать не могу. Это очень индивидуальный и уверенный взгляд в прошлое из дня сегодняшнего, это понимание того, что, оглядываясь все время назад, далеко вперед не уйдешь, что память — это не только прошлое, но и настоящее.

Крайне советую прослушать этот альбом, хотя для того, чтобы в знакомом открыть для себя много нового…

"Ежедневник"


Дмитрий Безкоровайный

оценка: 7,00

Альбом Александра Растопчина сложно оценивать. Потому что в принципе он абсолютно традиционен для сольной работы гитариста – это инструментальные пьесы во главе с профильным инструментом (пусть и в разных ипостасях). С большим вкусом и умением, но все же это развлечение на любителя, пусть даже благодаря легкому звучанию потенциально открытое для любого слушателя.

Вместе с тем, я не помню сольников белорусских гитаристов (их правда вообще было очень мало), где было бы хоть какое-то музыкальное разнообразие. А тут и блюзы, и вальсы, и марши и народные песни, к тому же исполненные с разными звучаниями: гитара акустическая и электрическая, мандолина и ирландское банджо, укулеле и слайдовая гитара.

Несмотря на это, благодаря единой общей атмосфере и прозрачным, почти релаксовым, аранжировкам диск слушается целостно. А концептуальность подобранного материала (здесь записаны знаковые для Беларуси авторские и народные мелодии вроде полонеза Огинского и "Купалинки") обеспечивает этому диску не только смысловую законченность, но и очевидную культурную значимость.

"Experty.by"

0
Ваша оценка: Пусто
список проголосовавших по оценкам: 


оценки пользователи
0

Чтобы выставить оценку или оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Аляксандр Растопчын. "Роднае"

+1
0
-1

Маша Яр, Еўрапейскае радыё для Беларусі
www.euroradio.fm

Плыта “Роднае” былога гітарыста гуртоў “Песняры” і “Сузор’е” Аляксандра Растопчына, які цяпер жыве ў Нью-Ёрку, з аднаго боку акрэсліла вехавыя творы ў музычнай спадчыне беларусаў, а з іншага боку парвала ўсе клішэ, што тычацца традыцыйнага разумення і ўспрыняцця гэтых вядомых твораў.

Альбом унікальны: Растопчын дэманструе разнастайныя магчымасці струнных інструментаў, такіх як банджо, укелеле, мандаліна, акустычная, электра- і бас-гітара, якія дзякуючы бездакорнай тэхніцы і густу музыкі гучаць вельмі сучасна. Кожны інструмент – асобная эмоцыя. Тут жа эмоцый мноства, і самых разнастайных: ад смутку і нават унутраннага трагізму, да маладога палёту і жарту. Эмоцый дадаюць і сціплыя духавыя Ірвінга і С’юзэн Гросманаў, выступаючы часам ў ролі інтра да тэмаў кампазіцый.

Паслухайце, як гучыць “Пагоня”! Мне, як ні круці, яна нагадвае саўнд-трэк да прыгодніцкага фільму!

Шмат песень можна аднесці да рамантычных твораў. Тая ж “Зорка Венера” зрабілася сапраўдным “медляком”, а гукавая апрацоўка асноўнай тэмы вобразна малюе прысутнасць гэтай зоркі ў вышыні!

Народныя песні ў Аляксандра Растопчына губляюць сваю спрадвечную журбу, што мне вельмі падабаецца, яны аранжараваныя неяк пранізліва-празрыста і прэтэндуюць на патрапленне ў кантэкст world-music. Лепшай трактоўкі “Ой, рана на Йвана” я не чула!!! Тут і лёгкая эротыка, і флірт, і маладосць, і адчуванне глыбіні зместу свята Купалле.

Творы класікаў Растопчын таксама інтэрпрэтуе па-свойму. “L’Aurore “(waltz) Напалеона Орды набывае характар жартоўнага вясковага вальсочку, а “Развітанне з Радзімай” Агінскага гучыць па-дзіцячаму кранальна і адначасова па-даросламу ўдумліва.

Вянчаюць кружэлку неафіцыйны гімн Беларусі "Магутны Божа" і “Ода да радасці” Бетховена – гімн сучаснай Еўропы, гімн святла і пазітыву. Тут усё проста: Растопчын бачыць Беларусь з яе спадчынай у еўрапейскім кантэксце.

А яшчэ ў творах адчуваецца “блюзавасць” музыкі, яго мега-прафесіяналізм і разуменне традыцый з погляду сучаснага чалавека. Аляксандр Растопчын падарыў беларусам свой незвычайны варыянт вядомых мелодый, а таксама паказаў прыклад “разумнай” музыкі.

 

Официальный сайт проекта "Rodnaje"

 

RSS

RSS-материал

свежие рецензии

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net