Известный белорусский блюзмен Александр Цыганок о блюзе и недавнем интервью группы The Road Dogs: "Музыка, которую они декларируют, – неплохой поп-рок с определенными периодическими реверансами то в сторону южного белого блюза, то в сторону московского пост-ВИА-рока".
Когда человек начинает говорить о таком явлении как BLUES, он должен отдавать себе отчет в нескольких вещах... Первое – то, ЧТО он подразумевает под этим словом, чаще всего НЕ является полным и объективным отображением (либо осознанным многогранным представлением) этого феномена сплава этно-расовых культур и традиций. Второе – то, что ЕГО видение этой музыки ВСЕГДА привязано к собственным взглядам и преференциям..., которые бывают ОЧЕНЬ ДАЛЕКИ от взглядов и преференций людей, живших и живущих в другом месте/времени... Третье – то, что БОЛЬШОЕ количество людей находятся в плену навязанных социо-культурных штампов (заблуждений), а, стало быть, на самом деле они НЕ знают предмета, о котором говорят. Четвертое – цепляясь за буквальный перевод слова "blues" с английского языка на русский, человек заведомо направляет себя по ложному пути....
Поясняю... Суть таких категорий, как грусть, уныние, меланхолия, является зависимой от менталитета, воспитания, культурных ценностей, национальных, исторических и географических традиций... Смею предположить, что грусть у исландца и израильтянина может быть несколько разной... Или другое сравнение: есенинская пьяная "тоска весёлая в отблесках зари" не совсем эдентична грусти таёжного Улукиткана, молча глядящего на огонь костра.... И грусть минского выпускника (филфака, радиотехнич., жур., ПТУ, СОШ и т.д.) не похожа на "ухмылку висельника" какого-нибудь хобо-гэмблера, хучи-кучи гая или доктора-вуду..... Так вот, уважаемые господа! Вся эта туманная прелюдия должна подвести к тому, что высказываться о блюзе надо осторожно! Чтобы не оказаться Незнайкой в Cолнечном городе....
Ребята из группы The Road Dogs – СМЕЛЫЕ ПАРНИ. Уже потому, что выбрали в качестве названия один из относительно недавних альбомов маэстро Джона Майалла....(что само по себе смело! smile with a pleasure). Музыка, которую они декларируют, – неплохой поп-рок с определенными периодическими реверансами то в сторону южного белого блюза, то в сторону московского пост-ВИА-рока. Главным фундаментальным началом в их музыке (вероятно в этом и состоит, по мнению ребят, блюзовость их коллектива) является солирующая гитара (к слову, неплохая). Всё бы хорошо, если бы это не было РОКОВЫМ БАЗОВЫМ НАЧАЛОМ!...second time smile...
Так в чем же разница между блюзом и роком? В гитарных фишках? В риффах, расконвейеренных по миру "фри", "флитвудмэками", "роллингами" и прочими РОК-МУЗЫКАНТАМИ? Хочется сказать: "Ребята, вы неплохо играете "first way rock" (причем английского, а не американского толка, поскольку синкоп и дёрта маловато), в чем-то даже местами классический... Да и музыку вы, пробэбли, правильную слушаете.... НО ТОЛЬКО НЕ БЕРИТЕСЬ ВСЕРЬЁЗ СУДИТЬ И РЯДИТЬ О БЛЮЗЕ!!! Ибо то, что вы играете, не более, чем ваше локальное вИдение этого явления…
Локальность видения состоит не только собственно в музыке, но и в тенденции НЕ видеть и НЕ слышать тех, кто занимается тем же, что и вы, но несколько под другим углом (об углах уже было сказано...) и забывать о тех, кто ИГРАЛ блюз два поколения до вас и не ставил себя во главу движения. К большому сожалению, в интервью The Road Dogs не прозвучали фамилии Коновалова, Веренича, Отставнова, Козловских, Маркова, Юшина, Павлова, Любинского, Шевчика, Филатова, Балахонова, Андросика, Трухановича. Не прозвучали гомельские: Al Narrator Orchestra (с вашим "покорным слугой"...), White Sister`s Bross, Sloe Gin & Jul Sk, Crane Glee, Green River, Vasabi, Galina, Сергей Курек, Miss Silence с Ириной Тищенко, Юлия Петрушкевич (с минскими Моjo Blues). Да много кто еще достоин упоминания и печально, что The Road Dogs (по собственному признанию) об этих музыкантах ничего не знают. Но, при желании, это дело поправимое.
А блюз, ребята, это не Стетсон, крутой вид и смелые сентенции. Это, во-первых, ночные шорохи на болоте, огни вудуистских костров и барабаны, возвещающие восход каюнской Луны. Во-вторых, шуточные куплеты на тему "старпера", "грустящего" по заднице какой-нибудь курчавой подёнщицы... Ах, даа, забыл! Мексиканские бордер-лайн свадьбы оооочень хорошо озвучены у Рая Кудера (там всё не так, как может показаться некоторым...friendly smile).
Фото из газеты "Гомельская правда".
Об авторе:
Гитарист, вокалист, автор песен, педагог. Родился 02.09.1956 в г. Шахты, Россия. На сцене с 1974 года. Участник ВИА "Радимичи" (1974-1975), ВИА "Молодость планеты" (1976-78), гомельской группы "Гонг" (1978-1980). В 1983 году создал группу "Кофейные разговорчики", в 1993 – группу Narrator, с 2004 – Al Narrator Orchestra. Участник фестивалей: "Saint Aman Rock" (Франция, 1995), "Aberdeen Alternative Music Festival" (Великобритания, 1996), "Zaduszki Bluesowe" (Польша, 2005). Победитель фестиваля "Noc Bluesova" (Польша, 2005).