О проекте

Алексей Стокс (The Stokes): "Я готов поиграть даже на Северном Полюсе для пингвинов" (+фото)

 

5 лет прошло с тех пор, как белорусская команда The Stokes оставила Беларусь и направилась покорять Москву. Как сложилась жизнь группы на московской сцене, кто будет плакать над песнями нового альбома The Stokes и какие опыты ставит над собой фронтмен группы Алексей Стокс читайте в интервью "Еврорадио".

"НИФИГА. ЭТО НЕ РАБОТАЕТ."

– Каково это – быть музыкантом в Москве? Принципиально отличается от "быть музыкантом в Минске"?

– Принципиально, наверное, нет: та же фигня – пишешь песни, исполняешь песни, записываешь песни. Таких отличий нет, но вообще я бы сказал, что там несколько по-другому относятся к музыкантам.

Там музыканты не такие – юродивые, знаешь, святые люди – их все жалеют. Никто не критикует, даже если что-то плохо. А у нас иногда любят, потом вдруг перестают любить.

– За счет огромного количества площадок в Москве удается ли играть много концертов?

– Скажу всем музыкантам здесь: не думайте, что раз там много клубов, можно чаще играть. Нет, есть определенные сложности. Собрать, например, народ в клубы – это большая проблема, особенно, если ты неизвестен. Слишком большая конкуренция. Можно пытаться делать концерты, но долгое время там будет условно пару человек.

– У нас "Реактор" и тот закрывается...

– Да ну? Только хотели концерт сделать в "Реакторе".

– Как обстоят дела у группы The Stokes на московской сцене?

– Уже хорошо, гораздо лучше, чем в начале. У нас наконец начались ротации на радио.

"ХОРОШО, ЧТО МЫ, ПОЕХАВ В МОСКВУ, НЕ ЗНАЛИ, СКОЛЬКО ТАМ ГРУПП"

– Радиостанции с охоткой берут ваши песни? Или нужно как-то пробиваться и искать влиятельных людей?

– Вообще нужно пробиваться. И раньше, и сейчас на радио существовали так называемые бюджетные группы, которые проплачивают свои эфиры. Но люди это сразу вычисляют, и отношение к этим группам такое... Типа, халявщики. А вообще конкуренция огромная.

Хорошо, что мы, поехав в Москву, не знали, сколько там групп. Когда мне сказали, что в Москве только зарегистрированных групп что-то около 20 тысяч, я подумал, что Слава Богу, что я этого не знал.

В сутках всего 24 часа и на радиостанциях слишком мало места. Например, если брать русскоязычную музыку, только не попсу, а рок, то не так уж и много радиостанций там: "Наше радио", "Маяк", ну, может, еще парочку.

– То есть, это ротации оказали влияние на увеличение количества ваших концертов и узнаваемость группы, а не качественные изменения в самом творчестве?

– Ротации, безусловно. Без этого проблематично. Я не представляю, как, например, некоторые говорят: ты будешь играть, играть, сначала к тебе 2 человека придет, потом 4, потом 6. Ни фига. Это не работает.

В Москве очень много концертов, причем, самого высокого уровня. И люди идут к тому, кого знают, условно говоря.

Поэтому ротации очень помогли. Накануне "Нашествия", например, "Наше радио" нас очень поддержало – по четыре ротации в день + у них на сайте. Люди заходят, узнают, потом гораздо проще общаться.

В плане творческом, конечно, тоже изменилось. Мы, собственно, ради этого туда и ехали. Потому что тут уже все тебя знают – спать начинаешь. А там взбодрило.

– Что же вас там взбодрило?

– Ну как, с нуля начинать достаточно сложно. Когда ты приезжаешь в город и ты там нафиг никому не нужен – такой маленький тараканчик. И все это опять разруливать очень сложно. Поэтому на творчестве это, естественно, отразилось.

– В какую сторону?

– Более конкретными мы, наверное, стали. Выросли. В плане текстов я тоже стараюсь не бросать слов просто так, а в каждую фразу пытаешься вложить какой-то смысл.

Потому что там отношение к русскому языку очень серьезное. И если ты поешь там о елочках и солнышке – не удивишь никого. Должно цеплять. А, соответственно, цеплять может то, что людей там волнует. Чтобы это понять, надо там пожить, покрутиться, ну и т.д.

"НЕ ДАЙ БОГ БЫЛО СКАЗАТЬ, ЧТО В БЕЛАРУСИ ТЫ – ПОПУЛЯРНАЯ ГРУППА"

– За эти 5 лет в Москве что стало для вас определенным поворотным моментом?

– Такого толчка не было. Разве что в психологическом и моральном плане. Потому что обломаться там очень просто, это я сразу говорю. Москва ломает лихо! И бывали моменты, когда просто бьешься головой о стену, тупик такой.

Таким психологическим моментом стало, наверное, знакомство с Кутиковым. Мы не пробились за его счет, абсолютно нет! Просто он нам помог со студией, мы записали там альбом. И все. Потому что в плане пиара даже ему очень сложно что-то делать.

Встретив его, мы начали верить в то, что, наверное, есть шанс – на тебя кто-то обратил внимание. И не дай Бог было сказать, что в Беларуси ты – популярная группа. Там отвечают на это просто – так чего ты вообще сюда приехал? Едь в Беларусь! Так, жестко.

– Вы продолжаете сейчас сотрудничество с Кутиковым?

– Мы просто общаемся. У него, к тому же, сейчас куча своих проектов, он очень деятельный человек. Созваниваемся, на концерты друг к другу приходим.

"Я УЖЕ БЫЛО ПОДУМАЛ, ЧТО МЫ ПАНК СКОРО ЗАИГРАЕМ"

– Кто сейчас играет в группе The Stokes? У вас столько раз все менялось..

– Уже долгое-долгое время костяк группы составляем я и Кирилл. Наш новый барабанщик родом из Тамбова, в Москве играет в очень многих известных коллективах. Вместо Руслана Парфенова, который очень внезапно нас покинул, (надеюсь у него все хорошо, слышал, он женился и сейчас где-то в Минске) к нам пришел молодой музыкант из Минска.

– Читала когда-то, что когда ушел Руслан, в группе появилась вторая гитара и вы говорили: "Вот! Теперь стало больше рок-н-ролла!"

– А, ну это когда еще из первого состава к нам вернулся Андрей.

– Совсем запутал.

– Изначально в нашем составе были я, Кирилл (бас), Руслан (клавиши), Андрей (гитара) и Юра (барабаны). Еще в минский период Андрей ушел. Когда мы переехали в Москву, Юра не смог переехать с нами по многим причинам.

Так мы играли-играли, потом от нас ушел Руслан. Почему ушел – до сих пор не знаю, надо у Руслана спрашивать.

После этого мы какое-то время играли в трио – с нашим новым российским барабанщиком. Я уже было подумал, что мы панк скоро заиграем. Затем к нам опять вернулся Андрей. Но переехать в Москву он не смог. Я было уже сам начал писать клавиши, вспомнил молодость, как к нам пришел наш новый клавишник Паша.

– Не предлагали ли группе The Stokes поучаствовать в белорусских фестивалях, которые активно проводились в Москве?

– Вообще в Москве очень много белорусских музыкантов и они котируются, прямо скажем. Хотя та же группа "Браво" недавно выступала бесплатно в клубе "Б2" и народу было не много.

Зато примерно годик назад на концерте у "Ляписов" я увидел биток. И даже очередь на входе. Это впечатляет. Те же московские группы часто собирают публику на концерты из своих друзей.

–А с кем в Москве дружите вы?

– Мы со всеми стараемся дружить. Но такой плотной дружбы нет. Вот, например, Илья Черт. Мы познакомились, спели вместе, а дружим больше по интернету, потому что он все время в разъездах. Такие группы ездят постоянно, потому что Россия очень большая, это не как в Беларуси – концерт раз в три месяца.

– Как у вас обстоят дела с концертами вне Москвы?

– Гастролями это трудно назвать. Гастроли – это когда тур, уже немножко другой уровень. Мы до него пока не доросли. Только подбираемся. А так – Москва и Подмосковье. Грубо говоря, на машине пока справляемся.
Все хотим выступить в Питере. Очень хочется там выступить.

"ЭТО У МЕНЯ СЕРИАЛЫ ЛЮБИМЫЕ"

– Ты как-то следишь за белорусской музыкальной сценой?

– Конечно, слежу! Я помню практически все группы, которые были когда-то. Мы с Кириллом как-то вот сели недавно и начали вспоминать группы, которые были 6,7, 10 лет назад. И просто голова кругом пошла! Их так много! Хоть большинство куда-то поисчезало, по многим причинам. И от этого нам стало так грустно…

– А за кого стало радостно?

– Кто жив – за тех и радостно, на самом деле. Потому что музыкантам тяжеловато. Что касаемо Беларуси, я не только музыкой интересуюсь. А и политикой, и экономикой. Это у меня сериалы любимые. Единственное, что новостей, по сравнению с той же Россией, крайне мало.

А так, я знаю и молодые группы, и The Toobes, например. Не то чтобы я прослушиваю все альбомы, но в курсе, что и как они играют.

"ЭТО ЕЩЕ НЕ ШОУ-БИЗНЕС"

– Можешь ли ты сказать, что в последнее время белорусские музыканты явно шагнули вперед?

– Теперешние группы, учитывая тот же интернет, стали более грамотно пиариться. Потому что раньше тоже было огромное количество хороших групп, ты не представляешь, сколько! И уровень белорусских музыкантов был вообще намного выше российских.

После той, старой волны, вообще по-моему плохо с музыкой, рок-н-роллом в частности. Но зато собираются какие-то новые площадки, как у группы "J:Морс", например. Жалко, что это единичные случаи. Может быть, вообще один. Это еще не шоу-бизнес.

Радостно то, что люди вообще лучше сейчас относятся к своим музыкантам. Раньше ведь вообще не было пророков в нашем отечестве. В этом отношении поменялось многое.

А в России, если ты не раскрученная группа, никто не знает, что с тобой делать. У продюсеров нет плана, как раскрутить новую группу, особенно, если у тебя нет денег. И нет цепочки, а в любом шоу-бизнесе должна быть цепочка. Например: продюсер – хорошо, запись альбома – хорошо, какой-то лейбл. А продажи закончились, и все лейблы развалились.

А на Западе лейбл ищет исполнителя и делает ему материал. В России ничего этого, конечно, нет.

– Что из этой цепочки есть у вас?

– Мы все делаем сами и, Слава Богу, учитывая, что мы уже очень давно на сцене, и мы ни к кому не привязаны. Да, у нас сложилась своя команда, но это все благодаря личным симпатиям. Так что мы сами себе продюсеры!

"Я ГОТОВ ПОИГРАТЬ ДАЖЕ ДЛЯ ПИНГВИНОВ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ"

– Есть еще какие-то фестивали, кроме "Нашествия", где вас приглашают поиграть?

– Фестивалей очень много. Я готов поиграть даже на Северном Полюсе для пингвинов. Чем больше – тем лучше! С фестивалями тоже не все так просто – когда ты не очень известная группа, звонишь и спрашиваешь про участие – шансов ноль. А звонить и предлагать деньги – глупо. Хотя раньше такая практика была в Москве очень распространена. Отношение к таким группам сейчас не очень хорошее. Опять в цене "ты – поэт".

"МОЯ ЗАДАЧА – ДОСТАТЬ ДО НУТРА"

– Когда вы планируете выпуск альбома? И какими вы сами предстанете в этой пластинке?

– Мы все время записываем песни, то есть они так, потихонечку собираются.К выходу альбома мы отберем песни, которые в него войдут. Уже готово около 6 песен, еще около 5 мы планируем дописать. Думаю, как раз за зиму все это и сделаем.

Наверное, он не будет сильно отличаться от предыдущего альбома. Может быть, будет чуть пожестче в плане звука. Я в нем останусь прежним.

– У альбома уже есть название?

– Пока нет, потому что песни еще пишутся. Трудно сказать, что будет хитом. Но песни 4, думаю, будут достаточно интересными.

Если сравнивать с другими альбомами.. Например, я тут послушал альбом J:Морс. Не мне судить, но у нас будет, конечно, совсем другое.

Моя задача в этом альбоме – залезть человеку внутрь и цепануть, достать до чего-то такого очень внутреннего. Вполне может быть, что кто-то будет плакать над новой песней.

– То есть, ты считаешь, что Владимиру Пугачу не удалось "цепануть" своим новым альбомом?

– Нет, просто Вова работает в немножко другом направлении, по крайней мере сейчас. Если смотреть оттуда, из Москвы – такие добрые песни. Как и публика, которая Вову слушает – добрая и плюшевая.

Когда-то я ощущал себя так, но это было давно. Может быть, лет семь назад. Потом мне это перестало нравится. Я не хочу быть плюшевым. И я такой правильный и добрый парень, как многие думают.

Моя задача такая – достать до нутра. Будет несколько песен, скорее всего, или строчек эпатажных достаточно. И про секс, и про алкоголь, и много чего еще.

Мы вот даже сейчас хотим запускать какие-то песни на радио, а нам говорят – неа, тут слова такие...

– Такая цензура на радио в Москве?

– В Беларуси, конечно, больше. Там к этому относятся так... "Пикалки" только вставляют прямо в песню. Мне сейчас наоборот хочется писать о том, что есть – ничего не скрывать и ничего не стесняться.

"НЕ ХОЧЕТСЯ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ СЕБЯ "ДУЭТНОЙ ГРУППОЙ""

– Как ты относишься к распространению музыки в интернет? Ты бы выложил свой альбом в интернете?

– Мысли читаешь – я как раз думаю над этим вопросом (смеется). Правильно говорят люди, и тот же Вова правильно сказал, не для кого не секрет, что на дисках сейчас никто не зарабатывает.

Интернет рано или поздно тоже начнет приносить деньги и закончится то время, когда можно будет продолжать качать бесплатно. Более того, мое мнение, что интернет станет подконтрольным.

Слишком большой авторитет у интернета, даже больше, чем у телевидения. И я не думаю, что правительства и государства будут это терпеть и не обращать внимания на этот рычаг влияния на массы.

Во многих странах люди, скачивая песни, платят какие-то деньги. Причем никто никого не заставляет – это в головах и воспитании.

Я думаю, что сейчас еще такое время, что даже выложив альбом в интернет, будут продаваться диски. Или используют в качестве сувениров и подарков. Так что выложим, скорее всего.

Кстати, в России это работает очень быстро. Только ты выложил пару песен в интернет – потом забиваешь название песни в поисковик и находишь кучу пиратских сборок типа "Горячее лето-2010", "XXXL", где есть и твоя композиция. Это касается в том числе нашей песни с Ильей Чертом, которая попала в сборки "горячих хитов" вместе с Биланом и Басковым.

Хочется, чтобы это было хоть как-то упорядоченно! Вот не хочется оказываться на сборках, на обложках которых женщины с большой грудью. Мы все-таки ближе к рок-н-роллу.

– Есть ли у тебя желание записать дуэт с кем-то еще?

– После дуэта с Ильей Чертом нам предлагали записать песню вместе с группой "Бахыт-Компот". Но мы эту идею пока отложили, потому что не хочется позиционировать себя "дуэтной группой". Через какое-то время вполне возможно мы так и сделаем. Мы же не за счет кого-то пытаемся куда-то пролезть!

– Когда-то для проекта "Тузин.Перезагрузка" вы записали песню "Под куполом небес" на белорусском языке. Ты тогда сказал, что может быть, именно белорусская версия этой песни появится на радиостанциях Москвы. Чем закончилась эта история?

– Да, мы отослали песню на радио, и нам очень хотелось, чтобы она попала в эфир. Потому что если украинские группы довольно часто звучат на российских радиостанциях, то я словил себя на мысли, что уже, наверное, лет 10 белорусскоязычных групп там и в помине не было.

Трудно сказать почему. И, к сожалению, песня "Под куполом небес" попала в эфир на русском языке. Наверное, это то же самое, что ехать в Москву и пытаться петь на английском. Можно, конечно, но далеко ты не уедешь. Нереально.

""ПРОПИХИВАТЬ" БЕЛОРУССКУЮ МУЗЫКУ В МОСКВУ НЕ НУЖНО"

– В таком случае, почему же ты не дал подобный совет своему другу и коллеге Роме Орлову, когда он занялся проектом "У нескладовае"? Более того, ты сам в нем поучаствовал?

– Я читал отзыв того же Вовы Пугача на проект "У нескладовае", и не могу сказать, что он мне не понравился. Вова сказал, что пропихивать белорусскую идею в Россию – это ересь.

Не могу сказать, что это ересь, это жестко. Давать советы я тоже не могу по многим причинам. Все уже взрослые люди, и в конечном итоге каждый должен заниматься, чем он хочет. Но в плане "пропихивать" белорусскую музыку в Москву – там это не нужно.

Будет хорошая песня на белорусском языке – не вопрос, ее в вполне могут там взять. Но вот именно пытаться эту идею там двигать – для кого? Для, условно, белорусов или диаспоры, которая там находится?

– Ты согласился на участие в проекте любопытства ради?

– Я скажу так – на белорусском языке мы специально ничего не пишем, это во-первых. В том же проекте "Тузин.Перезагрузка" нам перевели песню, мы ее только откорректировали – я за участие в таких проектах.

Вот и Рома попросил меня спеть. Я сказал: "Не вопрос, буду в Минске проездом – давай споем". Тут такого нет, что я специально участвую. Я просто люблю попеть . А еще если это кому-то поможет – пожалуйста! Сам затачиваться не буду. Для этого у меня есть свои песни.

– Тебе понравился результат этой работы – пластинка?

– Вполне крепкий проект. Там есть несколько достаточно интересных песен. То, что он вызовет какой-то взрыв там – нет, конечно. То, что здесь будет какой-то интерес,–ну, видимо, он есть. Главное, чтобы этот проект вылился во что-то такое долгоиграющее и не остался одним диском. Лучше бы это была группа, а не масса вокалистов.

"ЕСЛИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ДЕВУШКА – ЛОВИТЕ МЕНЯ!"

– Кроме концертов и написания музыки, чем ты вообще занимаешься? Расскажи нам о другой стороне себя же.

– Ой, сторон много. Иногда даже путаешься в этих сторонах и забываешь, где ты на самом деле. Потому что когда ты один, вечером дома куришь в окно,– ты один человек. Когда появляется кто-то еще – начинаешь играть на человека.

Наверное, когда я один – я настоящий. Особенно если появляется девушка – ловите меня! Это будет шоу! В этом я актер, да. Мне это нравится. Причем я могу как дурачиться в сторону веселого парня, которому все пофиг, так и в сторону жуткого умника.

А вообще люблю читать. Особенно ночью. Мне нужна тишина. Я не люблю читать в метро, потому что все время отвлекаюсь. Не люблю телевизор, особенно в последнее время. Какую-то муть показывают и бесконечные сериалы, в которых бандиты, менты и пистолеты.

Люблю смотреть хорошие фильмы про любовь или умные триллеры.

Люблю общаться вживую. В интернет не люблю, напрягает. Мне нужна реакция, нужно видеть человека.

– Были ли у тебя какие-то детские кумиры и что с ними со временем произошло?

– Кумиров в детстве у меня не было. Я не был фанатом, у меня не висели чьи-то плакаты на стенах. То ли я в детстве был настолько самолюбив, что я сам хотел быть кумиром? То есть человек, который сам хочет быть кумиром, каких кумиров может иметь? Я же сам с усами, так сказать!

Были люди, которые на меня повлияли, наверное. Меня очень цеплял Костя Кинчев, например.

– На чьем концерте ты в последний раз был зрителем?

– На концерте Джо Кокера в Минске! Специально приехал с женой. Я с удовольствием хожу на белорусские концерты, но это нужно, чтобы так совпало, чтобы я здесь был.

А вообще если честно – я не люблю быть на концерте по ту сторону сцены. Мне как-то очень тяжело. Во-первых, я начинаю все анализировать. Во-вторых, обидно, что ты в зрительном зале, а не на сцене. Болезнь какая-то!

"МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО НАД СОБОЙ ПОСТАВИТЬ ОПЫТЫ"

– Какой период в творчестве группы The Stokes ты считаешь самым успешным?

– Сложно сказать. У нас обычно все ровно и очень непросто. Хотя не могу сказать, что нам не везет! Как-то все творчество делится на периоды, связанные с переездами.

Был момент в Новополоцке, когда я туда приехал, потому что меня из института выгнали. В тот момент в Новополоцке была пустота – играть музыку было не модно.

Пришлось начинать все с ноля. Потом я понял, что нужно ехать дальше. Залы в Новополоцке – это хорошо, пусть даже в 600 человек, а дальше что?

Потом я переехал в Минск. Пару лет полного одиночества. На самом деле, это были самые эффективные времена для меня. Потому что в такие периоды много обдумываешь и достаточно сильно развиваешься.

У меня многие спрашивали: "Зачем уезжать? Ведь можно и в Минске этим заниматься!" Можно. И дело не в том, что мы за деньгами гонимся, хотя это тоже немаловажный фактор.

Просто становится группа популярной в Минске, действительно популярной, когда тебя знает любой человек в принципе – ну все, здорово! Реально это приятно какое-то время, когда тебя узнают, автографы просят. Но все равно – это мало концертов, пускай даже раз в три месяца. Но этого мало, хочется играть!

Я себя очень плохо чувствую, когда я не играю. Единственное место, где я себя гармонично чувствую – это сцена, репетиции, студия.

Поэтому мы уехали в Москву. Я знал, что и там нас изначально будут ждать годы одиночества. Мне было интересно над собой опыты поставить – здесь популярность, все хорошо, а там ты никто. Вообще! Зато характер куется!

– Считаешь ли ты, что у вас осталась своя ниша в Беларуси?

– Безусловно. Единственное, обидно, что когда ты в Москве, отношение у многих людей меняется. Мол, предатели! За баблом погнались! Обидно это слышать, но опять же – так думают не те люди, которые должны приходить на наши концерты.

Ниша осталась – не так уж много в Беларуси групп. Только вот теперь нам либо нужно ждать момента, когда там мы станем совсем известными, соответственно, здесь оно тоже приткнется. Но так мы не хотим делать. Беларусь тоже нельзя забывать.

Да и конкуренцию нужно создавать! А то глядишь, все подумают, что и групп-то нет! Или что они – самые лучшие! А для музыкантов это плохо и опасно, когда кажется, что ты такой один.

А нам нравятся опыты! Нам не нравится сидеть на лаврах. После Москвы не знаю, куда мы поедем. Боюсь, времени уже ни на что не хватит, время идет быстро. Три раза начинать все с ноля – хорошо, но до семи – уже точно не хватит. Нам бы с Россией разобраться.

Текст: Мира Шульц, Варшава, "Еврорадио"
Фото: с официального сайта группы www.stokes.ru

The Stokes (Стокс)

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net