Известный телережиссер и клипмейкер Анатолий Вечер о концертном альбоме группы White Night Blues: "Сапраўды, гэты live не проста выкананне – гэта светаўспрыманне і існаванне ў гэтым свеце, лёгкае і шчырае".
Цікавая рэч адбываецца з цягам часу на прасторах нашае даволі абсяжнае радзімы – бадай што рэгулярна з’яўляюцца добрыя каманды, што граюць, здавалася б, ужо патанулую ў часе музыку. Цяжка, канешне, назваць Юрыя Несцярэнку маладым музыкам, прынамсі, я яго ведаю амаль чвэрць стагоддзя (Божа, якія мы старыя). Аднак тое, што я пачуў, уплішчыўшы плытку ў комп, уразіла. Сапраўды, гэты live не проста выкананне – гэта светаўспрыманне і існаванне ў гэтым свеце, лёгкае і шчырае. Нажаль, не часта даводзіцца бываць на рознага кшталту блюзавых вечарынах, а менавіта такая складанка як глыток свежага паветра сярод спёртае атмасферы ўсеагульнай папсавізацыі свету. На мой погляд дастаткова ўдала ў дадзеным канцэрце збалансавана наяўнасць кавераў і уласных кампазіцыяў. Нічога не рэжа вуха і нічога не дысаніруе.
Ужо першыя дзве запазычанкі гарманічна падрыхтоўваюць да ўласнага блюзу "Знаю столькі пяшчотаў тваіх". Вельмі рамантычна і ненавязліва. Дарэчы, і "Мая адзінота" заходзіць. Абсалютна нечаканая версія ўжо затасканага "Дому ўзыходзячага сонца", пазнаў толькі пасля першых тэкставых радкоў. Не пагаджуся са спадаром Падбярэзскім наконт Джыммі Хендрыкса. У наш час павальных кавераў на класіку савецкае эстрады, менавіта няхай і не занадта арыгінальны ў плане ўласнае перапрацоўкі гэты трэк мне вельмі бальзамам па жыццёва важным органе. І пагаджуся з містэрам Клімавым – я б таксама ўзяў гэтую плытку да сябе ў машыну, але разам з жонкай і дзецьмі, а раптам і іх (дзяцей) зачэпіць – значыцца, недарма ўзяў. Шкада толькі, што ўласных трэкаў так мала, падаецца, не вельмі ўпэўнены ва ўласных сілах. А так увогуле як канцэртная плытка усё вельмі-вельмі. Дзякуй Юра. Я адпачыў.
Оценка: 8 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов и ПОСЛУШАТЬ этот альбом вы можете здесь.
Об авторе:
Известный телережиссер, режиссер клипов, ведущий концертных и телевизионных программ. Родился 16.07.1962 в Минске. Окончил Минский институт культуры по специальности режиссура театрального самодеятельного коллектива (1989). В разных качествах (автор, ведущий, редактор, режиссер) работал в музыкальных программах "Акалада", "Музыкальная обойма", "Белорусский хит-парад", "Белорусская двадцатка", "Клип-обойма". Соавтор и режиссер программы "Продвижение" ("Лад"). Режиссер клипов многих белорусских исполнителей, включая: "Kriwi" ("За туманам", "Агу вясна"), "N.R.M." ("Паветраны шар", "Песні пра каханне", "Чыстая-светлая"), "Нейро Дюбель" ("Гагарин", "Охотник и сайгак", "Переехало комбайном", "Время распрощаться"), Алеся ("Птицы", "Не потеряй"), "Белорусские песняры" ("Только с тобой"), Сергей Ковалев ("Очень лень", "Командировочный роман"), "Александра и Константин" ("My Galileo" - конц. версия, "Пара дамоў") и др.
Комментарии
Блюз это фольклор!
Думается, любой кавер, сделанный в любом стиле, имеет смысл только в том случае, если его новое исполнение ОРИГИНАЛЬНО... иначе получается просто перепевание старого материала в добром старом стиле. Мило, более-менее вкусно, но - в любом случае лучше тогда уж послушать оригинал.
А про белорусско- (русско-, испанско-, итальянско- и проч. кроме англо-) -язычный блюз здесь на этом сайте кто-то уже раньше хорошо и правильно высказался (пардон, не помню кто и пересказываю своими словами) - блюз, это негритянско-англосаксонская народная культура и вне английского языка чаще всего превращается в пошловатые манерные баллады или банальный рок. ИМХО.
Исполнение блюза по-белорусски это примерно то же самое, что исполнение народных белорусских песен по-английски ... менталитет музыкальный не совпадает. Имеющий уши да услышит.
другая психология
В блюзе важно не передать звучание аккомпанемента, а создать настрой "раздолбайства". Это не возможно без знания материала во всем объеме, включая текст. А текст это тоже музыка со всеми шипилявыми "s", неконкретной огласовкой, двойными отрицаниями, всяческими "aint", "gonna","wanna","watcha","gotta" и тд. А содержание... Допущу, что блюз можно попробовать спеть на славянских языках, но придется применить не литературный язык, а бродяжий слэнг(которого нет) и петь не о нежности и грусти, а о том, что "...мой мешочек пока работает..."(цит.) или "...когда я встречаюсь с этой сучкой, она держит нож для колки льда за спиной..."(цит.) В блюзе другая психология и эстетика(ухмылка висельников). Рэп с его грубостью и "конкретикой" вытек именно из блюза...
2 gene_d
Согласно Вашей логике половина современного джаза и поп музыки профанация. Ведь не может скандинавский музыкант сыграть джаз - уж очень "менталитет" разный. Тем не менее, примеров достаточно. Или клезмер-джаз, тоже что-то искусственное и неправильное, если принять в расчет Ваши суждения. Говоря упрощенно - пицца только в Италии, суши только в Японии, а салат оливье - во Франции. Могу сделать допущение, что блюз в том понимании, которое в него вкладывали отцы-основатели у нас здесь, действительно, практически отсутствует. Хотя по-моему "Крама" очень даже наглядно показала, что блюз (или его белорусский адаптированный вариант) имеет право на существование.
Пожалуйста, не надо
Пожалуйста, не надо передергивать! Я не говорил ни про джаз, ни про поп-музыку тем более. Я говорил только и исключительно про блюз... про блюз как фольклор, как народную, корневую музыку чужой нам культуры.
Джаз с самого начала вышел за рамки фольклора - он гораздо шире, более того, он успешно впитывает в себя самые разные музыкальные корни - поэтому есть и скандинавский джаз, и русский джаз и ... (далее подставить желаемое). Джаз - это уже просто метод, способ музыкального мышления, не имеющий отношения к какой-то корневой музыкальной культуре, но вот блюз... блюз так и остался культурой локальной. Аналогия здесь примерно такая, как со знаменитым танцевальным ансамблем Моисеева - они копируют народные танцы самых разных культур, и делают это достаточно мастерски, НО - если посмотреть оригинал и сравнить - анс.Моисеева будет бледной тенью... и от этого никуда не денешься.
Вот представьте себе обратную ситуацию - американский чернокожий блюзмен послушал у себя в Америке наш белорусский чисто фольклорный коллектив и ему дико понравилось. Он внимательно выслушал записи... ноты раздобыл... все вроде предусмотрел... ему сделали перевод... даже довольно точный - и он решил спеть "Рэчаньку" сам... как Вы думаете, каков будет результат???
И снова о блюзе))))
Не могу согласиться, что блюз остался локальной фольклорной культурой в отличие от джаза. Само существование блюзовых групп из разных стран говорит об обратном. Ведь даже в соседней Польше проводят блюзовые фестивали. Я уже не говорю про музыкантов из бывшей Югославии или Голландии и т.д. А как быть с огромной плеядой британских блюзменов? Конечно, можно сказать что изначально блюз вобрал в себя и часть британской народной традиции. Но привезли его в Британию американские черные блюзмены уже через много лет, когда блюз уже сформировался и имел мало общего с истоками из которых начался. Кроме того, блюз дал толчок к развитию других музыкальных направлений , да и сам со временем сильно изменился. Большой пласт современной музыки обязан своим существованием именно блюзу (e.g. рон-н-ролл в самом широком понимании). В подтверждение моим доводам приведу слова Вилли Диксона "Blues Is the Roots,Everything Else Is The Fruits". Поэтому, на мой взгляд, нет оснований записывать весь блюз в фольклор. К фольклорной традиции можно отнести дельта-блюз или пьедмонтский его вариант, но у нас в РБ их почти не играют.
А про "Рэчаньку" скажу, что ее американский черный блюзмен не станет играть ровненько по нотам, а переделает ее под блюз , т.к. только так он умеет играть, добавит пару моментов из оригинала для колорита, назовет все это безобразие чем-то вроде "Small River Blues", и получится очень даже вкусно))))
2Егор Егорыч
Дело в том, что блюз изначально отличался некими "похохатываниями" над неудачами и пренебрежением к жизни(и ее ценностям). Он стал "заманчив" именно психологически, поскольку в нем содержалось то, что отсутствует в рафинированной музыке и поэзии, - полупереживания, выраженные в полупристойностях, и своеобразная "логика" бродяг. Блюз стал популярен в контексте своей грубой люмпен-поэтики вкупе с яркими ритмами(серф, рэг и джамп на то время). А умения "забить на все" (простите, но все в блюзовом ключе) в музыкальной форме как раз не доставало Старому Свету. У многих людей бывают моменты, когда хочется "разрядиться": пожаловаться на жену(которая, раз так ее да раз этак...), похвастаться своими амурными победами или гаркнуть: " Как вы( тут можно вставить ругательство) все достали! Уезжаю, блин!" Так вот это и есть блюз. И этим он интересен во всем мире. Плюс немножко тайны Вуду... Но это ПРАКТИЧЕСКИ НИКОГДА НЕ "ПЯШЧОТЫ ТВАЕ". Нужно просто знать, как и о чем петь и играть. И делать это по возможности ярко и аутентично. Иначе - школьные танцы 60-70х.
2 ngoro
Почти полностью с Вами согласен, за исключением одного момента: Вы говорите про исконный блюз, а я говорю про блюз вцелом, обо всех его проявлениях. И если брать за основу блюз Роберта Джонсона или великих из Чикаго, то Ваша парадигма работает на 100%. Но вот если брать чуть шире (ну например Бена Харпера), то не все так однозначно. Появляются новые краски, мотивы и т.п. и виден отход от канонического понимания блюза. Хотя по форме вроде тот старый добрый блюз. А еще интересный момент: думаю, что Вы заметили какой сдвиг произошел в понимании термина ритм-энд-блюз в Америке за последние 30 лет. И то, что на Грэмми сейчас получает призы в категории ритм-энд-блюз мало похоже на своего прародителя. Хотя, описываемые Вами темы там присутствуют во всей красе.
А про профессионализм Вы правы полностью.
Кста, слово "похохатывания" я у Вас забираю, уж больно понравилось))).
To Егор Егорыч
Наверно, мы в большей степени не можем придти к согласию в терминах, а не в музыке...
Для меня джаз - мировая музыка по той причине, что джаз впитывает в себя все, за что ни возьмется. А блюз - фольклор по той причине, что он находится в тесных формальных музыкальных рамках, как любая традиционная народная музыка. Как только рамки грубо нарушаются, блюз перестает быть блюзом... получается рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, соул и прочая, и прочая. Да, современная западная (подчеркиваю - именно западная) поп-культура на 80-90% вышла из блюза... но это уже не блюз... достаточно послушать и сравнить.
А кстати в не-англосаксонском мире очень мало действительно настоящих блюзовых команд. Они скорее исключение, вроде славяно-немецкой The Blues Company - и кстати они поют ТОЛЬКО на английском! Да, существует достаточно много блюз-роковых команд... вернее рок-групп с блюзовым оттенком, как и наши, и польские... и многие другие... но это уже совсем другая песня, простите за каламбур. Рок-музыка она и в Африке и в Беларуси рок-музыка.
У нас, смею утверждать, единственный (ну или почти единственный) музыкант, который на 100% смог понять, что такое блюз, так это только покойный Свет Ходонович, светлая ему память... и то даааалеко не сразу и когда он это понял, то начал потихоньку от блюза отходить в сторону джаза - к чему бы это, как Вы думаете??
Кстати по поводу слов Вилли Диксона - "блюз - корешки, прочее - вершки" - так ведь так оно и есть... если БЛЮЗ - то он может быть только корневой, а скажем соул или рок - да какой угодно, пожалуйста на здоровье! Просто я против того, чтобы словом блюз называть все остальные немножко (или чуть больше) похожие на него жанры... вот пожалуй и весь сказ. :))
белорусские блюзмены
Евгений, а как же Александр Цыганок и его Al Narrator Orchestra?
белблюз??
Дима, да примерно так же, как и White Night Blues... или как Володя Ткаченко с Людмилой Куц... или как Madera Hard Blues... то есть это все немного разная музыка очень и очень приличного уровня, но к собственно БЛЮЗУ она имеет примерно то же отношение, как танцы ансамбля Моисеева - к оригинальным народным танцам разных культур.
Это, впрочем не значит, что такая музыка не нужна или вредна... просто там, где есть возможность, я лично хочу слышать ОРИГИНАЛ. имхо... и не собираюсь критиковать наших исполнителей - они стараются как могут... как говорится не стреляйте в пианиста, он играет как умеет.
Здесь, мне думается важно осознать другое. Есть такие жанры, которые можно назвать интернациональными и межкультурными - академическая классика, джаз, рок, поп... их исполнителей из разных стран и континентов скорее всего можно и не отличить, кто какой народности и этноса. А есть такие жанры, которые все же лучше "отдать" именно носителям культуры - вот например есть традиционные японские ансамбли ударных инструментов, есть африканские аналогичные... и там и там - барабаны, но они играют совершенно разную музыку - доступно на слух любому и сразу. И нету в мире скажем испанских ансамблей ударных, которые исполняют японское национальное барабанное искусство. Но есть разумеется масса команд, которые ИСПОЛЬЗУЮТ элементы этого японского искусства в своем творчестве... но от одного этого то, что они играют, нельзя назвать японским ТАЙКО. Точно так же и с блюзом - его приемы и элементы есть в разных жанрах - но не надо называть их блюзом, назовите честно - рок... или хотя бы рок-блюз или как-нибудь еще, не знаю. Скажем, в музыке Led Zeppelin (в сумме) гораздо больше блюзового чувства, чем у наших исполнителей вместе взятых, но Цеппелинов ведь почему-то никто не именовал блюз-бэндом... и правильно делал кстати.
Конечно, положение несколько дурацкое - формально наши люди исполняют действительно блюзовые вещи... но тут я только могу привести пример Джона Маклафлина, великого гитариста, который провел много лет в Индии, изучал индийскую музыку капитально, но впоследствии утверждал, что он все же в итоге НЕ играет действительно ИНДИЙСКУЮ МУЗЫКУ - считает это невозможнеым для человека не-индийской культуры. Хотя на слух абсолютного большинства любителей джаза он уже не отличается от индийцев в их стиле... но мастеру виднее - и я его хорошо понимаю.
Спасибо
Меня скорее интересовало ваше мнение о конкретном коллективе, но спасибо за развернутый ответ :)