О проекте

Внештатный эксперт Е.Долгих: Apple Tea "Ten-Ten"

 

Евгений Долгих о новом альбоме Apple Tea: "С точки зрения профессионализма, сыгранности, мастерства аранжировок – ну да, полный порядок. Но я все же не смогу остаться честным перед самим собой, если скажу, что нашел в этом конкретном джазе Apple Tea хоть что-то интересное, содержательное, свежее, интригующее".

Белорусский джаз – явление настолько эфемерное и редкое, что его уже самое время заносить в местную Красную Книгу Искусств. По этой причине меломану, имеющему хоть мало-мальское отношение к джазу (не говорю уж о таковых журналистах), как бы само собой "положено" по поводу нового отечественного проекта бить себя копытом в грудь и кричать троекратное "ура". Причем это смело можно делать хоть бы и до того, как проект будет внимательно отслушан – а терять всё равно нечего!

В общем-то это и верно – терять действительно уже нечего – всё, что можно, уже потеряно. Безвозвратно или нет, не знаю, не мне судить, но Минск, по моему – единственная двухмиллионная столица в мире, где нет ни одного заведения, в котором ежедневно играют живой импровизационный джаз. Исламские государства не в счет… Хотя в столице Малайзии, точно знаю, настоящие джазовые клубы есть.

Теперь по сути дела. То есть о новом альбоме Apple Tea. Как бы это в одну фразу вместить все впечатления от последнего проекта этого долгожителя белорусского джаза?? Пожалуй так – альбом "Ten-Ten", это услада души для тех, кто обожает музыку 1) мелодичную и красивую; 2) исключительно профессиональную, но несложную; 3) абсолютно без всяких неожиданностей, то бишь 100% предсказуемую.

Уже примерно лет двадцать как этот стиль именуется smooth-jazz и является "чемпионом мира" среди всех джазовых стилей по продажам альбомов и ротациям на радиоканалах. Что вполне естественно, ибо массовый слушатель желает от музыки не духовных или интеллектуальных потрясений, а – совершенно верно – развлечения и "поглаживания себя, любимого, по шерстке". То есть любой драматизм, катарсические настроения, диссонансные переклички, фолковый и роковый сумасшедший "улёт", не говоря уж о чем-то философско-нетривиальном, исключаются из смус-джаза по "классовому" признаку. Народ не поймет-с, пардон муа…

Поэтому оценивать подобный продукт, прямо скажу, не знаю даже как именно надлежит. С точки зрения профессионализма, сыгранности, мастерства аранжировок – ну да, полный порядок. Но я все же не смогу остаться честным перед самим собой, если скажу, что нашел в этом конкретном джазе Apple Tea хоть что-то интересное, содержательное, свежее, интригующее и так далее. Да, они порой сочетают смус и фьюжн, но итог все равно приторен и гладок до полной потери главной особенности джаза – яркой бьющей "в уши" индивидуальности. Вот в эту особенность жанра местные наши современные меломаны в массе, кажется, так и не врубились… Для них "джаз – это когда кррррасиво", а на самом деле "джаз, это когда абсолютно неповторимо и ново", пусть даже играется что-то по сути старое и заезженное.

Мое мнение таково – первые альбомы Apple Tea были гораздо более многообещающими – они тогда не стремились никому угодить, даже подсознательно, и честно искали свои собственные пути… Профессионализма было меньше, а той самой индивидуальности – больше. А этот альбом на слух неотличим от 99% продукции мирового текущего smooth-fusion, даже более того – если бы я услышал его десять лет назад, совершенно, абсолютно ничего иного не сказал бы – потому что точь-в-точь такие же безликие проекты давно выходят в мире буквально пачками. Увы. Несколько альбомов Apple Tea в моей коллекции есть, но этого – не будет.

Оценка: 6 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, послушать и поставить свою оценку вы можете здесь

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Цалкам згодны з Яўгенам

+1
0
-1

Цалкам згодны з Яўгенам адносна ягонага вызначэньня цяперашняга рынку беларускага джазу. У нас вельмі мала праэктаў нетрадыцыйнага падыходу што да музычнае канцэпцыі (хоць бы ў параўнаньні з Літвой). Але ж практычна тое ж, што напісана пра нашых "Гарбатых" :), можна напісаць і ў дачыненьні, да, скажам, Yellowjackets. Таксама, так бы мовіць, джазавая папса без асаблівых адкрыцьцяў. Таксама, магчыма, шасьцёрачка з нацяжкай... Наогул, калі цяпер раўняць нашу музычную прадукцыю з сусьветнымі стандартамі, дык варта было б у Беларусі гітары наогул забараніць. Мне так думаецца, неабходна крытэры неяк крыху перагледзець: ніхто, бадай, з цяперашніх беларускіх музыкаў скочыць па ГРЭМІ ня ў стане (хіба што за выключэньнем музыкі акадэмічнай: Шышкоў, Гарадзецкі). Але ж і тыкаць нашым музыкам, што у іх творчасьці адсутнічаюць сучасныя ідэі, ня варта. Мы самі такія, якія ёсьць: адстой у краіне -- адстой і ў мастацтве. Ці ня так? А калі і паўстае нешта вартае ўвагі ("Shaman Jungle", прыкладам), дык, прабачце, нейкіх выразных творчых амбіцыяў ад музыкаў не зыходзіць. Аднойчы стрэлілі -- і хопіць. Сумна...

 

2 padbiarez

+1
0
-1

Дима, так я ж разве сказал, что у ЯЧ все альбомы "на шестерочку"??? конечно нет. а вот этот конкретный - да! точно так же и у Yellowjackets, фаворитов Игоря Сацевича, можно насобирать в их богатой дискографии альбомы как шикарные, так и вообще никакие.... хотелось бы, чтобы у ЯЧ был бы хотя бы такой же, аналогичный "разброс в плюс"... а пока что получается "в минус". поэтому и реакция моя такая.

и гитары у нас забараняць имхо катэгарычна ня трэ, потому что достаточно одного-единственного примера - того, что сотворил с обычной электрогитарой и парой комбиков Антон Гейстер (из Sang Sattawood) - чтобы надеяться конечно не на Грэмми, но на какой-то реальный прорыв. потому что возвращения ТАКОЙ концепции рок-гитары на новом уровне я давненько ждал... а вот то, что ребят хватило, как ты говоришь, на "один выстрел" - это действительно обидно.

и я так думаю, что дело тут не в амбициях - просто так незадачливо оказывается, что те наши действительно творческие люди, у которых есть свежая идея и концепция, банально не в состоянии все-все остальное бросить и заниматься одной лишь музыкой. а те, кто таки занимается одной музыкой, в 99% случаев не имеют своих ярких оригинальных идей и концепций. такова селяви. увы.

 

І тым ня менш я паставіў

+1
0
-1

І тым ня менш я паставіў максымальны бал. З-за вельмі простай прычыны: выканаўцы такога класу ў Беларусі -- рэдкасьць. Што да ідэй, дык і ў гэтым альбоме новага для АТ таксама хапае. І з гэтым яны якраз у еўрапейскім трэньдзе.

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net