Внештатный эксперт и член большого жюри. С сентября 2014 – анонимный музыкальный критик сайта Kyky.org. Играл в нескольких второстепенных белорусских группах, в середине 2000-х выступал рецензентом для одного из российских электронных музыкальных изданий. Занимается журналистикой в том или ином виде уже около 20 лет, но зарабатывает чем-то совсем другим. В данный момент проживает за рубежом
На честную десятку в 2014-м, на мой взгляд, альбомов не набралось – позиции ниже шестой пришлось заполнять скорее по принципу лучшее из худшего, чем из искренней симпатии. Меж тем, несмотря на это, год для белорусской музыки был скорее удачным, чем неудачным. Как ни крути, пластинок у нас выходит не очень много – дай бог, чтобы пяток в месяц. На этом фоне наличие нескольких по-честному хороших записей, которые приятно переслушивать не только потому, что они белорусские, а просто потому, что музыка отличная – это большое достижение.
Если говорить о какой-то общей тенденции, то топ выглядит очень социально заряженным, что для Беларуси опять-таки, довольно типично. Тем интереснее, что лучшая запись года ни к каким злободневным темам не обращается и от суетного максимально далека – есть в этом что-то обнадеживающее.
1. Port Mone "Thou" – слушать
Эта пластинка по сравнению со всем остальным, что записали белорусские музыканты – высоко-высоко, далеко-далеко, где-то в космосе. Это – альбом серьезной авангардной музыки, который одновременно очень доступен, его может слушать буквально любой. Это доступный альбом, который при этом от доступности не теряет, а только приобретает в глубине. Это запись, которую совершенно легко можно предлагать слушателю в любой точке мира – и он будет поражен. Это то, к чему Алексей Ворсоба шел наверное лет 20. Это – возможно, лучший альбом который когда-либо записывали белорусские альтернативные музыканты. Он настолько хорош, что уже почти относится к академическому авангарду. И при этом – подчеркиваю еще раз – доступен абсолютно любому слушателю. Невероятная, завораживающая запись. Уже благодаря ей 2014-й был для белорусской музыки крайне удачным годом.
2. Brutto "Underdog" – слушать
Новый физкультурно-музыкальный проект Сергея Михалка, вызывавший своей неоднозначностью настоящую истерику в рядах отечественной музыкальной критики – сложнее, чем кажется. Фасад грубоват – вроде бы тут у нас довольно примитивный рокешник с топорными текстами. Все время призывают кого-то бить, то ли гопарей, то ли мяч – все равно кого, лишь бы сильно. В целом, раздражает. За фасадом же – неудобный вопрос. Доколе белорусская интеллигенция (включая музыкальную) вместо того, чтобы что-нибудь делать, будет продолжать ныть? Эта нехитрая и в общем-то одноразовая мысль в альбоме раскрыта полностью. Вопрос поставлен, да так и стоит торчком, вызывая у ошалевших окружающих шок, ужас и трепет. В принципе, это дорогого стоит и "Underdog" мог бы стать альбомом года, но ему не повезло – он вышел в один год с Port Mone.
3. Mustelide "Secret" – слушать
Диск, о котором вроде бы почти нечего сказать – легкие и неглубокие девичьи песни в ненавязчивых электронных аранжировках, записанные без всяких изысков в домашней студии. Однако вокал здесь настолько хорош, а образы настолько интересны и убедительны, что перед нами не альбом, а целый маленький мир в котором можно даже поселиться – если он вам нравится. Пластинка очень хороша, она намного больше локального контекста и, уверен, артистку, если она продолжит в том же духе, ждет большое международное будущее (в рамках русскоязычной среды). Безусловный дебют года.
4. Лявон Вольский "Грамадазнаўства" – слушать
Для записи этого альбома Вольскому пришлось уехать из Беларуси и взять в аккомпаниаторы норвежских музыкантов. Судя по текстам и музыке альбома – потому, что родина так достала, что дальше уже иметь дело со всем этим невозможно. По музыке здесь – типичный "лявоновский" грандж, на этот раз в более злом и холодном норвежском исполнении. С текстовой же стороны, во-первых, как всегда у Вольского, удивительно сильный хороший живой белорусский язык без засилия латинизмов, полонизмов и неологизмов, как раз такой, которым страшно хочется научиться говорить. Во-вторых, полная и убедительная безысходность. Честный взгляд на отечество от человека, который от него устал и врядли верит, что тут что-нибудь когда-нибудь изменится. Вольскому скоро 50. Понять его можно.
5. Groosha "Out Of Place" – слушать
Дебютный диск Анастасии Вертель относится к белорусской музыке лишь в силу происхождения артистки. Он и издан в Нью-Йорке, и тексты тут английские, и обращается певица очевидно не к белорусскому, а к американскому слушателю. Диск звучит совершенно в духе модного нынче жанра "девушка-сочинитель и ее музыкальный инструмент". Это, конечно, не Регина Спектор, и даже не Анджел Олсен, но спето легко, сыграно приятно, тексты наивные, но не отталкивающие, а в мелодике проскальзывает что-то глубоко битловское. Этот альбом приятен, он хорошо вписывается в современный западный музыкальный контекст, и уже этим интересен. Плюс, я вынужден признаться, что мне хочется переслушивать его гораздо большее число раз, чем он вроде бы того заслуживает.
6. Ляпис Трубецкой "Матрешка" – слушать
Про "Ляпис" никому ничего, пожалуй, объяснять не надо. На сегодняшний день это самый успешный белорусский музыкальный проект – не только среди рок-музыкантов, а пожалуй что и вообще. Меж тем, главное достоинство этого альбома состоит в том, что он последний. Да, творческий застой уже вроде начал намечаться, но еще не оформился. Издавать альбомы и зарабатывать денежки можно было бы еще лет пять, поклонников возможно бы даже прибавилось, но Михалок решил закрыться на высокой ноте, бесстрашно и честно – и за это ему спасибо. В ряду дисков Ляписа запись не самая сильная, но на фоне большинства белорусских альбомов 2014 года он высится тем еще Эверестом.
7. Красные звезды "За пределами понедельников" – слушать
Слабый альбом одно из самых сильных отечественных команд. Все хорошо со звуком, аранжировками, вокалом, но песни на этот раз подкачали. За Русского и Огонек должно было бы быть пожалуй даже стыдно – не потому даже, что оказались политически неуместными, но потому, что пафос в них деревянный и глупый. Однако, тут же есть песня "Перекресток", например. Большинству белорусских групп такой трек за всю жизнь не записать.
8. Zygimont Vaza "Агромегаполис" – слушать
Мощный, как товарный поезд и такой же длинный, скучный и запыленный долгострой от легенд белорусского рока слушать очень сложно – напора много, играют качественно, но от монотонности происходящего так и тянет в сон. Меж тем если по-настоящему собраться, выпить кофе и попробовать въехать в тексты, можно найти немало интересного. Агромегополис – и это ясно уже и из названия – крайне ловкий и ироничный взгляд на то, как в целом выглядит жизнь в нашем хрустальном сосуде. Поначалу может показаться, что мы вроде бы попали в Сады Земных Наслаждений Босха, но нет, это всего лишь Фламандские Пословицы Брейгеля-старшего.
9. Макс Корж "Домашний" – слушать
Среди многочисленных отечественных героев речитатива Макс Корж – пожалуй, единственный, кто безоговорочно выдерживает рамку качества. И текст подает как надо, и с аранжировками все зае... в смысле, в порядке. Плюс альбом остросоциальный – перед нами узнаваемый портрет простого белорусского парня живущего в многоэтажке, скрывающего неверие в себя и поднимающиеся из глубин подсознания экзистенциальные проблемы за напускной маскулинностью и оттого непрерывно бухающего. Было бы дело Америке – мы бы сказали, что это житель гетто, а так – это просто наш сосед по лестничной клетке, мы все с ним знакомы. Наслаждаться этим трудно, но работа качественная, интересная и с точки зрения антропологии – даже знаковая.
10. Akute "Рэальнасць і сны" – слушать
Третья пластинка постоянно подающего надежды трио не вызывает никаких чувств, кроме разочарования. Предыдущие работы коллектива не отличались каким-то особым новаторством – пост-панк и есть пост-панк, уже больше тридцати лет как, тексты крайне средненькие и мелодика не то, чтобы какая-то необычная. Однако было одно но – и именно оно позволяло нам искренне симпатизировать группе – настоящие чувства и искренний надрыв. То, чего днем с огнем не сыщешь у многих отечественных команд. На этой пластинке играют те же и так же, но кажется уже без каких-то особых душевных волнений. Диск гладкий, ровный, слушать его не хочется. Однако же он все еще лучше прочих белорусских команд играющих гитарный рок прозападного толка. Как представителям этой плеяды и немного – за выслугу лет и прошлые заслуги, десятое место.
Experty.by