Внештатный эксперт Максим Жбанков о финальном альбоме Zygimont Vaza: "Концептуальное послание из страны остановившегося времени. Жесткий диагноз "мирным людям", пожизненно зависшим между пропавшей деревенской патриархальностью и невозможным глянцевым евро-счастьем".
С первого взгляда на обложку релиза бросаются в глаза две вещи. Прежде всего – отличный "мусорный" дизайн с шелухой от семечек вперемешку с окурками: точный маркер общего настроения альбома, приглашение в смурной агро(мега)мирок. А еще – пара строчек на "спинке". В одной – сообщение о том, что все песни сделаны еще в 2007-м. Во второй – благодарности и прощальные поклоны. В сумме выходит: финальный диск проекта, запоздавший на семь лет. Мемориальный альбом? Не спешите с выводами.
"Agromegapolis" – концептуальное послание из страны остановившегося времени. Жесткий диагноз "мирным людям", пожизненно зависшим между пропавшей деревенской патриархальностью и невозможным глянцевым евро-счастьем. Промежуточное состояние "ни здесь и не там" лишает перспективы и убивает память. Единственным настоящим становится инерционный бытовой дрейф под пиво и частушки, глобальное народное похмелье с прицелом на очередной запой. Эта лирика кажется грубой и корявой. Но она работает – именно в обойме, трек за треком отстраивая пыльную картинку реальности. Здесь нет ни квазипанковской чернухи, ни хипстерских понтов – только простые маркеры унылого быта под пустым небом. И в этом прощальный альбом Скрипы сотоварищи весьма актуален и очень созвучен недавним релизам других "новых разочарованных" – трагично-посталкогольному "Фобосу" от "Петли пристрастия" и нервно-обиженному "Грамадазнаўству" от Volski. Значит, в масть. Значит, такое у нас нынче время. Вязкое и тормознутое. Зовите его по имени.
Что до музыки, здесь никаких открытий: хард, фанк, как бы блюз... Все как у (правильных) людей. И это, как ни странно, хорошо. Рок – не бюро каллиграфии, а доски, гвозди, тяжелый молоток и верная рука. А тут – полный набор: крепкие гитарные схемы, точно выстроенный и кристально ясный саунд, слаженная работа группы, убедительные музыкальные темы (ни одной не будешь насвистывать в душе, но все хочется дослушать до конца – и повторить), яркие соло... Мужская музыка хорошей выдержки и верного разлива. Без манерничанья, истерик и баррикадного пафоса. Если честно – большая редкость в нашем агро-микро-райончике.
Что слегка мешает? Да, в общем, именно то, что и радует: катастрофическая узнаваемость озвученного пейзажа. Его предельная зацикленность на банальных повседневных раскладах. Репортажная лирика именует реальность, но мало что к ней прибавляет. Скорее, обозначает полное отсутствие альтернативы. Мусорный мир шаг за шагом пожирает лирического героя. А своего мира у него нет.
Отсюда две новости: грустная и понятная. Грустная: жутко жаль, что продолжения у проекта не будет. И понятная: ясно, что такому сюжету продолжаться просто некуда.
Итого: Финальный выход героев эпохи (агро)стабильности.
Оценка: 9 из 10
Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом вы можете здесь.
Об авторе:
Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайтах "Наше мнение" и Naviny.by. Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).