Олег Климов о том, все ли белорусские записи попадают в отечественный FM-эфир для газеты "СБ – Беларусь Сегодня": "Я тоже был слегка растерян, так как треки слышал и надеялся, что они вполне достойны FM-эфира. А еще мне казалось, что на нашем радио стали гораздо гуманнее относиться к опусам начинающих и заканчивающих исполнителей. Как же я ошибался..."
Моему знакомому музыканту, который намедни вздумал осчастливить собственноручно скроенными песнями отечественного меломана, музыкальные редакторы на радио грозно заявили: "Неформат!" И не приняли его композиции в ротацию. Рыдая у меня на груди, приятель сучил кулаками и сквозь слезы пытал вопросом: "Почему их не взяли? Они же классные!" Я тоже был слегка растерян, так как треки слышал и надеялся, что они вполне достойны FM-эфира. А еще мне казалось, что на нашем радио стали гораздо гуманнее относиться к опусам начинающих и заканчивающих исполнителей. Как же я ошибался...
Правда, продюсеру и текстовику Владимиру Кубышкину никогда не отказывали в ротации композиций его подопечных. Поэт-песенник полагает: если в Беларуси и был радийный формат, то сегодня такового нет, точнее – он общий для всех "игроков". С одной стороны, чисто из "эгоистических" соображений Владимира это устраивает, с другой – он убежден: каждая FM-станция должна иметь свою аудиторию. С музыкой, которую можно послушать только на ее волнах. А когда все "эфэмки" похожи между собой, то и работают они ни для кого. Кубышкин уверен и в том, что артист, пеняющий на то, что кто-то где-то не взял его трек, – неудачник, не умеющий делать достойный продукт. Хорошо Георгий Колдун не слышал "приговора"...
Певец в последнее время почти не путешествует по радиостанциям, предлагая им песни, а выкладывает их на сайте radiohit.by. Оттуда программные директора и могут "скачать" все, что им понравится. Но еще два года назад Колдун-старший сталкивался с тем, что в ротацию его песни не брали. Например, на "Русском радио" Георгию мотивировали вето "слишком загруженными по содержанию текстами, сложными для восприятия их слушателем". Такое объяснение Георгия не устроило: когда речь шла о каких-то технологических моментах – мало или много голоса, инструменты излишне резки, композицию надо сократить, музыкант был готов к компромиссу. А к вкусовщине артист относится крайне негативно. Он предпочитает сочинять в первую очередь для себя, а не ориентироваться на кого бы то ни было.
Шеф-редактор "Альфа-Радио" Андрей Холодинский подтвердил слова Колдуна о том, что ответственные товарищи на радио, допустим, музыкальные редакторы, действительно могут иметь персональных инопланетян в голове. Он знаком с коллегами, которые доверяют исключительно своему вкусу. Но собственную станцию Андрей в обиду не дает: если песня попадает в формат (поп-музыка для взрослых – от 27 до 35 лет, шлягерная, рожденная в 1990 – 2000-х годах, и немного новинок), то ее "эфирят". И рядом запросто могут звучать треки Open Space и Ани Шаркуновой. А Виктора Калину Холодинский в ротацию не пустил, посоветовав тому обратиться на "Радио-Рокс". И еще на "Альфе" не будет "шила и шлака" – к качеству записи там относятся очень строго и "композицию", изготовленную на "кухне", у автора не возьмут.
Но у Константина Драпезо из группы "Александра и Константин" воспоминания от сотрудничества с "Альфой" не очень приятные. Послушал как-то Андрей Холодинский альбом "Автономная навигация" и вынес вердикт: несуразица, понапихано всего что только можно, нам не подходит. Через пару месяцев музыкант снова попытался пробить брешь в обороне станции, обратившись к другому человеку. И тот... дал "добро" на ротацию. "Зачастую многое строится на личностных отношениях, – комментирует свое общение с FM-представителями Драпезо. – У нас никогда не было проблем с "Радио "Мир", "Радиус FM", "Радио-Рокс", пока оно не переключилось на шансон. А придешь в другое место и не понимаешь, кто с тобой разговаривает: он хоть что-нибудь оканчивал из музыкальных заведений, знаниями соответствующими обладает? Неприятная и унизительная процедура". Сегодня дуэт тоже выкладывает новые треки на интернет-ресурс, предлагающий радийщикам их скопировать... А потом обзванивает программных редакторов: "Почему наши песни не "качаете"?" Те мнутся...
Уж если у нас бенефициантом выступает Георгий Колдун, то я дарю вам еще историю, связанную с ним. У Анатолия Чепикова – директора "Пилот-FM" – раньше существовали претензии к тому, как сводили треки певца: из-за специфического вокала голос у исполнителя получался каким-то кричащим. На радиостанции Георгию посоветовали по-другому обрабатывать вокал при мастеринге. И недавно он принес два варианта одного и того же произведения... Формат "Пилота" Анатолий характеризует так: "популярные современные песни". В том числе и те, которым не так много лет или дней. На станции полагаются на свой профессионализм и интуицию при выборе материала – станет ли завтра шлягером та или иная вещь либо нет? Скажем, композицию Александра Рыбака "Fairytale" поставили в эфир сразу после ее первого обнародования – задолго до "Евровидения". Чтобы песня попала в ротацию на этом радио, она должна быть аранжирована в духе нынешнего времени, оригинальна, не иметь примитивного текста. И особое внимание обращается на то, насколько грамотно исполнитель поет и умеет выражать себя как артист.
А программный директор Unistar Юлия Завгородняя прямо апеллирует к певцам и певицам: "Приносите к нам песни! Они очень нужны!" Но помните, добавляю я от себя, что ядро слушателей радио составляют люди в возрасте от 25 до 35 лет. Транслирует оно записи 1990 – 2000-х годов (и чуть-чуть 80-х). В основном – зарубежная поп-музыка. Плюс немножко поп-рока и русскоязычных песен, и 10% от эфира занимают современные мелодии и ритмы, те, что возглавляют мировые чарты. И нужно быть готовым к тому, что даже при выполнении всех вышеперечисленных условий с ротации вас могут снять. Однажды не повезло Алене Ланской: руководство станции посчитало, что некоторые треки плохо ею спеты и скверно записаны. Не так давно среди "пользователей" радио провели тестирование: от одного из полученных результатов мне взгрустнулось. Респонденты затруднились ответить, кому именно принадлежат 100 композиций в исполнении белорусских артистов, звучащих на Unistar. И тут уж формат не виноват...
Если вы уверены в том, что ваше искусство должно принадлежать народу, – дерзайте. Сочиняйте красивую музыку, умело исполняйте и записывайте ее и несите на радио. И врывайтесь в наши дома с победой – с песней форматной и прекрасной во всех иных отношениях!
Оригинал публикации на сайте "СБ – Беларусь Сегодня".
Об авторе:
Родился 24 декабря 1964 года в Ленинске (Байконур), Казахстан. В 1988 окончил филиал "Восход" Московского Авиационного Института, в 1988-93 годах работал на минском заводе вычислительной техники им. Орджоникидзе. Затем два года занимался частным предпринимательством. В журналистике с 1995 года. С 1997 – редактор отдела российской и белорусской музыки в "Музыкальной газете", член редколлегии. С 1999 и до закрытия в конце 2007 – бессменный шеф-редактор газеты. С 2003 по 2009 – шеф-редактор журнала "HOT 7". С 2008 – один из экспертов музыкального интернет-проекта "Experty.by". Колумнист газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2009-2010), сайта "Белорусские новости" (2010), музыкальный обозреватель газеты "СБ – Беларусь Сегодня" (2010). Автор большого количества рецензий на диски, концерты и публицистических статей. В 2006-2007 годах выступил в качестве одного из ведущих белорусского телевизионного отборочного тура всемирного конкурса "The Global Battle Of The Bands".
Комментарии
Мне кажется
Мне кажется ,что способ "продажи" артиста через радио давно устарел. Только у нас этого всё никак не поймут. Я как раз в фокус-группе наших радиостанций (если верить статье) - и я никогда их не слушаю. Несмотря на то, что радиоприёмник встроен сейчас почти во всё, он не интересен именно потому, что там есть какой-то дядя, который за меня пытается решать, что мне нравится. Вместо того, чтобы наоборот попытаться понравиться мне. Ведь в магазине Вы выбираете то, что нравится Вам, а не продавцу. А что нравится людям(в том числе и мне)? Индивидуальность. Поэтому, с точки зрения увеличения продаж, (внимание, воротилы белорусского шоу-бизнеса, я сейчас открываю Вам Америку!) просто необходимо создавать тематические станции. А нашим артистам искать свой звук и быть, в первую очередь, непохожими друг на друга. И тогда их будут хотеть и на них ходить, как к примеру, на ЭТ "Троица"
+1.
Некоторые ведущие даже не утруждают произнести имя артиста, который будет звучать или только что прозвучал. Расценивают всё как мюзак(термин спёр у Е.Долгих)