О проекте

Максим Жбанков: "Весна. Минкульт. Рок-н-ролл?"

 
photo-zhbankov-maxim.jpg

Журналист и культуролог Максим Жбанков о грядущем фестивале "Bela Music" в авторской колонке для сайта "Белорусские новости": "Назовем вещи своими именами: идет тихая интервенция властных структур в прежде недоступные им сферы символического культурного поля и альтернативного культурного менеджмента".

Весной хочется большого и светлого. Например на травку под синее небо. Рюкзак под голову, подружку под руку. И чтобы фоном что-то душевное, гитарное. Или, наоборот: со сцены электрический вал, а ты такой просветленный, тихий. И космический прибой пробивает насквозь твою лохматую тушку. Обычные люди в таком настрое выезжают с знакомыми артистами на дачу. Или катят в Варшаву на стадионный "Depeche Mode". А ребята с амбициями затевают оупен-эйры. Какая страна — такие фэсты. Первый республиканский фестиваль "Bela Music-09" обещает стать очередным продуктом "либерализации": ток в цепь будут рука об руку подавать частное агентство "Линия звука" и Минкульт с Мингорисполкомом.

Для кого затеваются музыкальные бдения под открытым небом? Ясное дело: для благодарной публики, легкой на подъем и способной выдержать в нагрузку к любимой группе десяток совсем не любимых. Чем хороши оупен-эйры? Тоже не секрет: опытами по режиссуре коллективных переживаний. Рецепт успешной акции прост: внятная концепция, точный выбор участников, хороший звук, динамичная режиссура шоу, эффективная инфраструктура (включая транспорт, питание и передвижные туалеты). Это, конечно, если думать о зрителе. Но организаторы "Bela Music-09", по их словам, пока озабочены совсем другим. За месяц до акции они думают о спонсорах. Точнее, об их отсутствии. Бюджет фэста до сих пор неясен – даже тем, кто этим заведует.

О чем думают партнеры из гоструктур? Наверное, о том, где установить входные металлоискатели, сколько позвать на дальний аэродром ОМОНа и как прорекламировать фэст так, чтобы ничего не заплатить. Впрочем, с последним уже определились: говорят, "Bela Music-09" пойдет по линии социальной рекламы. Это значит, что ролики изготовят и разместят за свой счет те, кого настойчиво попросит государство. Здорово получается: граждане, поддержим трудовым рублем родной рок-н-ролл!

Надо отдать должное идеологам фэста Олегу Хаменко и Владимиру Шаблинскому: то, что они делают – почти подвиг. Особенно, если делать так, как пока получается. Концепция фэста рассыпается на глазах как пряничный домик: это будет одновременно попытка объединить героев "популярной актуальной белорусской музыки" (вы знаете, что это такое?) "фэст для тых, хто робіць узнагароды", опыт презентации отечественных звезд малосведущим СМИ и, наконец, площадка для семейного отдыха. Круто и энергично: "Нейро-Дюбель" — лучший семейный проект страны"! Кто-нибудь ранее пробовал совместить стадионный драйв (а без него — какой оупен-эйр?), вибрации тысяч тел и тихие детские радости? Похоже, тут мы снова всех обскачем.

С составом артистов – тоже вопросы. Никаких новых имен: явно собирали зрительский "верняк". Нет сомнений в фестивальном потенциале "Крамы" и команды Куллинковича. А вот в стадионный угар элегантного "Палаца" верится слабо. И в боевой задор "Детей детей" — тоже. Симпатичный клубный проект изначально проиграет агрессивному гитарному валу. И вовсе не потому, что он плох. Просто Аня Хитрик – вовсе не Дженнис Джоплин. Не тот, знаете, фасончик. С хэдлайнером пока темнят. Ясно одно: Вольского не будет. Кто там еще остался из местных стадионных героев — "Belarus Freedom" против вислоухих принцесс? Думаю, победят те, кто попросит гонорар поменьше.

В поспешной и суматошной организации грядущего "объединительного съезда" белорусского рока пока больше вопросов, чем ответов. Зачем выступления музыкантов совмещать с презентацией наших рок-фэстов (большая часть которых благополучно пребывает в коме)? Почему именно эта площадка? Почему именно эти (преимущественно "прощенные") артисты? Почему именно в конце мая – далеко не самом благоприятном для пяти вечерних часов на открытом воздухе? Отчего так отважно рискуют – в организации амбициозного фэста до сих пор масса пробелов – серьезные люди из "Линии звука"? Почему, наконец, их державные партнеры настолько застенчивы и скромны, что не явились на пресс-конференцию акции и настойчиво просили не писать про них на афишах?

Прозвучавшая из уст одного из организаторов фраза "В стране либерализация!" слишком пафосна, чтобы что-либо прояснить. Более точным будет рассматривать рок-н-ролльный жест Минкульта в контексте затяжной игры власти с актуальной белорусской культурой. Музыканты просят – чиновники решают. Решают лениво, сроки назначают наугад. Но первым нужна сцена. А вторым – "понимающие ситуацию" артисты. Интересно, как теперь величают господина Пролесковского – "главначрок"?

Это не любовь, а жесткий расчет. Вместо протестного ресурса важно получить ресурс стабилизации и декоративного "потепления". И заодно потеснить с концертного поля "ненадежных" организаторов всяких там закордонных "Ве Free". Назовем вещи своими именами: идет тихая интервенция властных структур в прежде недоступные им сферы символического культурного поля и альтернативного культурного менеджмента. Большой Брат готов прикупить немного рока. И выбор "альтернативщиков" прост: продать (надеясь перевоспитать партнера) или забыть про игры на свежем воздухе. Что бы ты предпочел, читатель?

Впрочем, многие играющие о таких тонкостях думать не хотят. И значительная часть слушающих – тоже. Наш добрый зритель готов принять своих героев на любой площадке. В любом состоянии. С любым звуком. А также под любыми знаменами и лозунгами. Будет "Крама" — будет счастье. И нам, и Минкульту.

Такой вот нынче пошел рок-н-ролл. Государственный.

Оригинал публикации на сайте "Белорусские новости".

Об авторе:

Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", "pARTisan", на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).

Хоменко Олег

Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Респект и уважуха

+1
0
-1

Вторая статья Максима, которую читаю, и снова с большим удовольствием. 100% результат. Спасибо!

------Я модный свет ваш ненавижу!------

 

А мне кажется,

+1
0
-1

А мне кажется, что в этой статье Максима (и это случается у него к сожалению достаточно часто) многовато черных красок. При всех нюансах мероприятие проходит не под флагом "За Беларусь" и без любой другой подобной подоплеки. Хотя если бы музыканты согласились на нее, все было бы гораздо раньше и никаких спонсоров искать бы не пришлось. Да и гонорары были бы другого порядка, потому что шли бы не из кармана Володи Шаблинского. То есть все проходит на нормальных условиях и без прогибов. Так что на мой взгляд это скорее просто большой рок-фест с участием отечественных музыкантов, чего уже очень давно не было. И я ему (как факту) рад.

 

Согласен!

+1
0
-1

Определенно, прав!

 

Как же надоели

+1
0
-1

Как же надоели эти стенания о том, что "попродались" артисты. Пусть они и пошли на уступки, зато теперь их можно услышать и увидеть. Потому что если представляется шанс, то им надо пользоваться. Или надо было ждать еще 10 лет в подполье? Честь и хвала организаторам и участникам. И как пел покойный А. Крупнов: "Чем больше НАС - тем меньше ИХ".

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net