Тихая смерть "Рок-коронации" была констатирована еще на предыдущих фестивалях программы. Фестиваль благополучно скончался в своей кровати, надлежащие церемонии были отправлены в тесном кругу близких людей и доброжелательно настроенных обывателей. На фоне весьма вялой жизни белорусской рок-сцены в 2008г. неожиданное воскрешение и высокие показатели активности покойника выглядели бы по меньшей мере странно.
Организаторы нынешней "Рок-коронации" выбрали наиболее адекватный и тяжелый путь, разыграв под вывеской легендарного бренда довольно реалистичные картинки из загробной жизни почившего фестиваля. Поклонники белорусского рока могли убедиться: на том свете любимой "Рок-коронации" очень даже хорошо.
Все, от места проведения фестиваля до антуража, указывало на то, что под видом "Рок-коронации" разыгрывается какая-то мистическая феерия. Даже календарики от "Еврорадио" на 2009г., которые раздавали в фойе молодечненского ДК, к реальным датам текущего года имели весьма условное отношение.
Главный и животрепещущий вопрос: "Почему Молодечно?" - получил массу ответов как от организаторов, так и от именитых участников. Но все ответы были только гипотезами - смысл передислокации фестиваля в Молодечно останется великой тайной. Версии делились в основном на патриотические ("А что, Молодечно - замечательный город!"), общественно-демографические ("В Минске публика уже не та - не то, что в Молодечно"), условно-ситуационные ("Привет, Молодечно!") и абсолютно загадочные. Истинная причина лежит, наверное, где-то в разнице экономических сообразностей проведения масштабных концертов в Минске и в райцентрах. Таинственный альянс с молодечненским симфоническим оркестром наверняка уже на уровне местной администрации способствовал приобретению дополнительных бонусов в получении концертной площадки.
С симфонической поддержкой
Второй после Молодечно "козырь" нынешней "Рок-коронации" - участие в фестивале местного симфонического оркестра - оказался таким же "пшиком", как и первый. Фестиваль открылся утомительным 20-минутным оркестровым попурри на темы популярных мелодий. Аплодировать начали уже после первых 10 минут. Дотошный шедевр в исполнении симфонического оркестра Молодечненского музучилища им. Огинского создавал такой мощный задел скуки и формальности мероприятия, что после него любой последующий рок-номер должен был восприниматься как шпагоглотание. В дальнейшем джаз-бэнд того же училища выдавал где только можно заигранные "вставочки" - после каждого выступления участников и победителей "Рок-коронации". Все остальное время музыканты просидели на сцене с каменными лицами.
Симфонический оркестр Молодечненского музучилища, получивший звание заслуженного коллектива Беларуси, всеми своими субколлективами сильно напоминает Государственный концертный оркестр Михаила Финберга - только в миниатюре. Выбор симфонического обрамления для "Рок-коронации" был сделан правильный. Именно так должен выглядеть симбиоз академической и рок-музыки, чтобы безаппеляционно заявить о кончине как первой, так и второй, а также подготовить публику к церемониальному обыгрыванию и переживанию этих фактов.
Все короны белрока
Может, когда-то раньше "Рок-коронация" и претендовала на открытие и провозглашение новых и знаковых имен вменяемой белорусской музыки, но сейчас короны присуждаются по принципу "хоть что-то из ничего". Так, за 2008г. рок-корона "Открытие года" была отдана коллективу Esprit - команде, настолько неуверенной и малозапоминающейся, что вряд ли мы когда-нибудь вообще о ней вспомним.
Примерно по такому же принципу была вручена корона новой "Рок-княжне" - Анне Хитрик из группы "ДетиДетей". Коронованная особа немедленно принялась пить из короны пиво. Накануне "Рок-коронации" буквально все заинтересованные СМИ были заражены необъяснимой истерией на тему "Что пьют музыканты из своих рок-корон?".
В номинации "Традиции и современность" малую корону получила "Троiца". Для всех это стало, наверное, большим сюрпризом - точнее определить роль и место этого коллектива на белорусской музыкальной сцене невозможно: это именно синтез "традиций" и "современности", блестяще исполняемый "Троiцай" на протяжении многих лет. Присуждение коллективу короны "Музыкант года" здесь выглядело бы даже чересчур легкомысленно.
В точно такой же тяжеловесной номинации (но без короны) был отмечен единоличный с некоторых пор проект Андрея Иванова Zartipo - "За вклад в развитие белорусской рок-музыки". С тем же успехом можно было вручить эту премию группе Indiga - учитывая доминирующие тенденции среди отмеченной на "Коронации" рок-смены. Или компании Apple Macintosh - за iPod. Безусловно, Андрей Иванов заслужил премию, даже рок-корону, но за другое: за несгибаемое упорство, статическую гиперактивность, крепкую веру в себя, в высокие идеалы и в окончательную победу музыки над шоу-бизнесом. Если вкратце - "За борьбу с ветряными мельницами".
"Без Билета" без проблем отхватили короны в номинациях "Исполнитель года" (Виталик Артист) и "Клип года" (песня "Мечтатели"). Рядом с их столь ранимой и романтической поэтикой нашествие регио-нальных белорусских групп на сцену "Рок-коронации" выглядело особенно брутальным и беспощадным. "Рок-коронацию-2008" украсили своим присутствием специальные гости из Могилева ("Авангардшкола"), из Бреста ("Caдъ") и Полоцка ("Князь Чародей") - каждая со своими локальными лаврами из мест произрастания. Бюджет на их транспортировку в Молодечно с большим успехом и большим уважением к эстетическим запросам слушателей можно было потратить на цветы и свечи для украшения сцены - по образцу прощального unplugged-концерта групы Nirvana.
С коронами, цветами, подарками, картонными улыбками и заученными псевдомодельными телодвижениями по сцене регулярно фланировали девушки из молодечненского модельного агентства. Саксофонист из молодечненской оркестровой поддержки пытался что-то играть с "Нейро Дюбелем", но за витальными криками Паскуды и рефреном нового хита группы "Не хочу тебя нигде" слышно саксофониста не было - оставались только телодвижения.
В завершение "Рок-коронации" "Ляпис Трубецкой", как и ожидалось, получил все свои рок-короны ("Песня года", "Группа года", "Альбом года"), после чего совершенно механически "порвал" зал накатанными на стадионах хитами, поставив в "Рок-коронации-2008" жирную точку, а публику - на уши.
В утиль
Если и было на "Рок-коронации" что-то достойное внимания и не позволявшее фестивалю спуститься в полный беспросвет, то это внеконкурсные выступления рок-патриархов, которых представляли "Нейро Дюбель" и "Крама". Но это был как раз "привет" из лучших времен белорусского рока и в целом белорусской музыки, из каких-то более удачных "Рок-коронаций" и поколений рок-музыкантов. Этот "привет" можно получить и на сольных концертах групп нашего "золотого рок-запаса", и зачем оправдывать их появление с двумя песнями на каждого на сцене какими-то "Рок-коронациями" где-то в Молодечно, непонятно.
Организаторы клятвенно присягнули, что в следующем году откажутся от приставки "рок" в названии мероприятия. Осталось отказаться еще от слова "коронация", сдать в пункт приема стеклотары запас рок-корон и просто возить по городам Беларуси наших музыкантов - без комплексов, без конкурсов и, может быть, пока без симфонического оркестра.
Текст: Кирилл Борисенко, "БелГазета"
Фото: "Еўрапейскае радыё для Беларусі"