Татьяна Замировская презентации альбома группы Aura для "БелГазеты": "Юлия сразу начала петь на странном птичьем языке, похожем на смесь испанского и английского. Оказалось, это не проблемы с дикцией: группа иногда поет на придуманном, возможно, эльфийском наречии, сочетающем в себе элементы романских языков и латыни".
15 июня, одновременно с нашумевшей спортивной репетицией парада на Октябрьской площади, во Дворце профсоюзов состоялся первый сольный концерт группы Aura
Проект поэтессы Юлии Быковой и композитора Евгения Олейника, в последнее время мелькавшего в прессе в связи со скандальными европеснями про "Беларашу" и "I love Belarus" , по их словам, работа "для души" в противовес фабрике по производству хитов, которыми дуэт, будто стимуляторами, накачивает современную белорусскую эстраду. Впрочем, они и правда делают то, что им нравится: эстетически шоу балансировало между небанальной поп-музыкой с элементами электроники и стандартным, но бодреньким роком.
Концерт состоялся в тревожный, почти неудачный день: Октябрьскую площадь неожиданно перекрыли, чтобы дать возможность бравой физкультурной молодежи помаршировать на гигантском пустом пространстве. Из возмущенной толпы, осаждающей милицию и ОМОН, время от времени отделялись особо убедительно выглядевшие счастливцы, которым позволяли пройти на концерт. В зале собрались крайне заинтересованные лица – корреспондент "БелГазеты" только один раз услышала фразу: "А что это, кстати, за ансамбль?" от двух пожилых зрительниц. В основном же людей больше интересовало, "что там за физкультура" и "почему метро не работает".
На сцене появился Евгений в майке с логотипом "Евровидения", извинился за перекрытую площадь и сообщил, что концерт начнется позже – когда все смогут на него попасть. Но все мероприятия – и санкционированные, и молчаливо-несанкционированные – не помешали эпохальному явлению белорусской культуры состояться.
Явление было и правда эпохальным: в зале присутствовал весь культурный бомонд, в т.ч. Инна Афанасьева, Искуи Абалян и даже Настя Винникова. На сцене выступал практически джаз-бэнд с настоящими мэтрами, такими как Кирилл Шевандо (ударные), Александр Калиновский (бас) и Людмила Куц (известная джазовая вокалистка, присутствовавшая на сцене "Евровидения" в качестве цимбалистки). Группа вовсе не выглядела как свойственный сопровождающим белорусскую эстраду бэндам безумный балет – джинсы, футболки и никакого истеризма в жестах. Один лишь балалаечник нацепил странную майку с надписью "100% мужик", что вызывало некоторое недоверие.
Юлия сразу начала петь на странном птичьем языке, похожем на смесь испанского и английского. Оказалось, это не проблемы с дикцией: группа иногда поет на придуманном, возможно, эльфийском наречии, сочетающем в себе элементы романских языков и латыни. Вообще, Aura оказалась мультилингвальной – меняли языки как перчатки. Когда Юлия пела на белорусском, из нее рвалась женщина-страдалец, эмоционально травматичная для мужчины: отдала тебе все, пела она, "нібы ружа, засыхае любоў". Песни на "мове" получились тягучими, мистическими, болотными и завораживающими. На русском у Юлии вышел неплохой попс. На английском – диско-дэнс в формате "Евровидения". Коллектив при желании может занять нишу качественной непростой поп-музыки: даже по слезливым балладам Евгения мелодически заметно, что он слушал слишком много рока и панка. Так что упреки во влиянии на его творчество коллектива "Сектор Газа" (некоторым казалось, что песня "I love Belarus" на нее похожа) – по сути, даже и не упреки. Хорошая ведь была группа, если подумать.
Чувствовалось, что Aura хочет быть чем-то вроде певицы Enya и коллективов вроде Vangelis и Enigma: в Европе этот стиль уже не так популярен, но в Беларуси – непаханая целина! Не случайно музыканты несколько раз с мстительной радостью вспоминали, что их песни "приписывают зарубежным исполнителям", хотя на самом деле они "никого не перепевают, кроме самих себя". Объявляя одну из песен, Юлия скромно отметила, что белорусы почему-то считают, что это композиция Милен Фармер. "А она, между прочим, написана дипломантом Французской торговой палаты!" – указала Юлия на Евгения. Песня, не так уж и похожая на творчество Милен, оказалось, написана от лица маленькой девочки: мама, папа, я. Но это, конечно, не значит, что дипломант схалтурил. "А на английском мы поем только потому, что у нас на радио это никого не раздражает" , – отметила Юлия.
Драматургия концерта тоже оказалась небанальной: Юлия периодически переодевалась, но без особого пафоса: желтое платье, черная волнующая кисея, кожаные сапоги по пояс. Оказалось, что все это придумали сестры-дизайнеры Парфинович – в какой-то момент сестер презентовали небольшим дефиле под космическую музыку с вокодером, о котором Евгений позже высказался: "Да, я что-то там набубнил". Вообще, неожиданных "балетных" моментов хватало, но они были как-то отдельно, сами по себе: например, Олейник мог исполнить латино-трэк на акустической гитаре под страстный гимнастический номер пары танцоров. Однако поднадоевший белорусскому зрителю формат навязчиво-диких танцев во всех углах сцены, столь любимый локальной эстрадой, приятно радовал отсутствием. Несмотря на стремление Олейника играть что-то среднее между космическим синт-попом и эзотерическим роком, порой концерт напоминал энциклопедию "Евровидения": звучали буквально все стили, которые там популярны, даже хип-хоп, которого, кстати, на конкурсе никогда не было. Вряд ли Беларусь попробует штурмовать конкурс именно хип-хопом как последним оплотом экзотики – впрочем, почему бы и нет?
В финале, когда публика размышляла о том, что же сейчас происходит на центральных улицах Минска и безопасно ли выходить на площадь, группа по какому-то случайному наитию целых два раза подряд исполнила свой главный хит "Затрымай мяне!". Распевая эту искреннюю, светлую песню, зрители и расходились. Песня стала добрым талисманом: никого не "затрымали".
СПРАВКА "БЕЛГАЗЕТЫ". Группа Aura – творческий тандем композитора и гитариста Евгения Олейника и его супруги, певицы и поэтессы Юлии Быковой. Юлия и Евгений вместе написали больше сотни песен – как для проекта Aura, так и для других исполнителей: Алены Ланской, Ирины Дорофеевой, Инны Афанасьевой, Надежды Бабкиной, Нелли Чобану. Коллектив всегда мечтал попасть на "Евровидение", но им это удалось лишь отчасти: песню нынешней белорусской участницы Насти Винниковой написал Евгений Олейник. Также его песня "Break it up" вышла во второй тур национального отбора "Евровидения-2011" от Молдовы в исполнении артистов Бориса Коваля и Кристины Кроитору, но на конкурс поехали все же Zdob Si Zdub.
Оригинал статьи на сайте "БелГазеты".
Об авторе:
Журналистка, писательница. Родилась 11.04.1980 в Борисове. Окончила факультет журналистики БГУ (2002), аспирантуру (2006). На постоянной основе сотрудничала с изданиями: "Музыкальная газета" (журналист, обозреватель, 1997-2007), газета "Молодежный проспект" (обозреватель, 1998-2001), журнал "Наш" (Днепропетровск, Украина; обозреватель, 2002-2007), журнал "Джаз-квадрат" (редактор, 2002-2003), журнал "Развлечения и отдых" (обозреватель, 2004-2006), журнал "Доберман" (редактор, 2008-2009), "БелГазета" (обозреватель, 2005 – наст. время).
Комментарии
Пипл, а если
Хей, Пипл! А если теперь именно ОНИ поедут на Е-----е? Каков прогноз?
от Беларуси
Нашу страну на любом международном конкурсе должна представлять группа "ЛяписТрубецкой" - это примерно та же ситуация что со "здобами" в Молдавии. А всякие розовые попсовые сопли пусть поют для "илиты" на ихних корпоротивах