12 мая состоялся полуфинал "Евровидения", в рамках которого представитель Беларуси традиционно не попал на финальное шоу. Чтобы разделить горечь поражения или победный триумф с соотечественниками, обозреватель "БелГазеты" Татьяна Замировская решила посмотреть конкурс в одном из минских кафе-баров, зазывавших желающих насладиться полуфиналом на большом экране.
Оказалось, что самая драматичная для белорусов часть "Евровидения" – полуфинал с участием родной страны – уже не так популярна, как раньше. Впрочем, возможно, дело в кризисе: в кафе в центре города, не поскупившееся на красочные афиши, предваряющее конкурс музыкально-диджейское шоу и веселых мимов, на момент начала трансляции явилось всего пять оживленных компаний галдящих весенних девушек и одна влюбленная гетеросексуальная пара. Людей нетрадиционной ориентации, вопреки стереотипам о стандартном зрителе "Евровидения", не было.
Возможно, из-за того, что первый полуфинал получился скучным, от второго не ожидалось сюрпризов. Но, как ни странно, сюрпризы были: второй полуфинал оказался щедрым на всевозможное циркачество. Гетеросексуальная пара с удовлетворением отмечала: "О, тут тоже клоуны в белом, прекрасно. Да, да, цыганский ансамбль из Боснии, правильно – цыгане, клоуны, кибитка, шатер. Вот, ретро-цыгане и бит-боксеры. Близняшки-певицы – это что, сестры Груздевы? О, Zdob Si Zdub – смотрите, клоунесса на велосипедике!" Вместе с обсуждающими буффонадные тенденции нынешнего полуфинала корреспондент пришла к заключению, что наша исполнительница проиграет по принципу Beatles.
"Проиграть в стиле Beatles" – очень почетно. Когда квартет еще жил в Ливерпуле и не собирал рыдающих стадионов, его привлекало участие во всевозможных локальных конкурсах. Во всех конкурсах Beatles проигрывали – их обходила то бородатая женщина, играющая на ложках, то коллектив, в котором играли карлики с лилипутами. Поэтому, если, скажем, вас пробрасывают в каком-то конкурсе, где есть карлики, лилипуты, клоуны и игра на нестандартных объектах, можно вспомнить эту историю: даже Beatles бессильны перед клоунами.
От этих рассуждений аудиторию отвлекла украинская исполнительница: Мика Ньютон вызвала единодушный восторг. "Вот ведь какая плодородная страна, а! Кровь с молоком!" – вскричал кто-то. Аналогичная реакция была на молдаван Zdob Si Zdub. На этот раз они решили не подстраиваться под формат конкурса (как было с песней "Бабушка бьет в барабан", в которой не было ничего нестандартного, кроме живой молдавской бабушки), а исполнили песню в своем традиционном стиле "хардкор молдовенеск", в смешных шапках и с дудочками.
Белорусы показали себя очень чуткой к музыкальной фальши нацией: сразу отбраковывали исполнителей, которые не пройдут в финал, и оценивали тех, которые пройдут. Всем понравилась австрийская певица ("Ноги шикарные, и похожа на Уитни Хьюстон"), зажигательно-дискотечный шведский номер ("Похоже на вечеринку у нас в политехе"), инфантильный кукольный трэш от девочки-феечки из Эстонии и поп-роковая песня от сладких парней из Дании.
Номера, которые оказались проигрышными, тоже были правильно охарактеризованы. Неистовая хореография Кипра (качающиеся одновременно с видеорядом мужчины в черном) вызвала чувство укачивания, буйный болгарский номер с суровой певицей был оценен так: "Такое бывает, когда очень много выпьешь, а потом просыпаешься: мерещатся жестокие женщины, т.н. болгарские стервы". Не менее буйный этнотрэшевый номер от Македонии ("Эх, вот раньше были сплошь белые рояли, а теперь одна клоунада") вызвал только усталость. Про Словению и Румынию, которые каким-то чудом попали в финал, белорусы с грустью сказали:"Не очень богатые страны": Словения представила слабенький балладный номер без хореографии, Румыния притащила на сцену рояль, забыв о том, что рояль уже неактуален.
Сомнительные эмоции вызвало возвращение на "Евровидение" трэш-дивы Даны Интернэшнл: то ли транссексуалам на конкурсе оказалась уготована краткосрочная судьба роялей, то ли песня оказалась неудачной. Зато не менее gay-friendly номер от Ирландии с двумя одинаковыми мальчиками, поющими что-то в духе "я твоя помада", вызвал фурор – затанцевали вообще все, несмотря на то что некоторые в ужасе схватились за голову с криком: "Это же родина Джойса!"
Перед выступлением Насти Винниковой все прекратили жевать. Услышав, что Настя стала петь еще более низким голосом, чем обычно, все заволновались. Оказалось, что девушка почти не двигается на сцене: просто стоит, широко расставив ноги. "Ей, наверное, тяжело петь, она задыхается, а если бы она танцевала, совсем тяжело бы пришлось", – тихо защитил кто-то Винникову."Это очень правильная хореография про Беларусь! – обрадовались за самым веселым столиком. – Шаг влево, типа, шаг вправо – расстрел!" Кто-то вспомнил, что припев песни является вариацией на тему "Гуляй, мужик" группы "Сектор Газа" и что это можно было бы здорово обыграть в оформлении номера. "Да нормальная ж песня!" – вскричали все после номера, выдохнув. "Блин, неужели пройдем!" – мрачно констатировали за одним из столиков. Все единодушно пришли к выводу: чувства стыда никто не испытал, следовательно, шансы у нас есть.
Оказалось, шансов у нас нет. Впрочем, не обнаружив Беларуси в списке стран, прошедших в финал, белорусы не расстроились – никаких изменений, всё как всегда. Скорее, всех напрягло отсутствие в списке Даны Интернэшнл. "Почему пробросили Дану! Засудили Дану! В жюри сидят гомофобы!" – пытались робко буянить обпившиеся фруктовой газированной водой девочки.
Вопрос о том, песня виновата или политика, остался открытым. Учитывая жалобы Винниковой в ее онлайн-дневниках, касающиеся еврожурналистов, спрашивающих ее только о политике, можно было предположить что угодно."Мы поняли – в госпрессе напишут, что именно так начались санкции Евросоюза! – вовсю шутил народ, выходя из клуба. – "Евроньюс" оказался более влиятельным, чем "Евровидение"!" Кто-то предположил, что, учитывая нынешнюю ситуацию в стране и ее имидж в Европе, надо было отправлять на конкурс Лявона Вольского с шуточным проектом "Саўка ды Грышка" и песней-пародией на первоначальный наш еврохит про "Беларашу", где противным голосом поется: "Белараша, крэйзи энд соу файн, Белараша, водка энд чип вайн, ред энд грин энд конститьюшн, ви донт нид э революшн!" (в вольном переводе: "Белараша, безумная и милая, водка и дешевое бырло, красно-зеленая конституция, на фига нам революция!"). "Точно! – поддержала общественность. – И клип тот дать, из youtube, где ОМОН с дубинками! Тогда не было бы диссонанса!"
Действительно, в нынешнем политическом ракурсе эта песня могла бы выиграть как неплохая карикатура на реальное положение вещей. Что ж, есть резон предположить, что на этот раз мы не прошли в финал не из-за плохого номера или неинтересной песни, – может, просто не время сейчас петь такое? Композиция Винниковой имела некоторую популярность среди любителей конкурса (в "Твиттере" в ночь полуфинала тэг "Беларусь" даже выбился в лидеры), но многие европейские зрители в своих блогах негативно высказывались насчет того, что политическая реклама страны на "Евровидении" (именно так многие восприняли посыл "I Love Belarus") – штука не очень красивая, особенно когда речь идет о стране, в последнее время известной не очень веселыми событиями. Возможно, если бы в песне пелось не о любви к Беларуси, а о чем-нибудь отстраненном, она не вызвала бы такой реакции у европейского слушателя.
ПОЧЕМУ ПЕСНЯ "Я ЛЮБЛЮ БЕЛАРУСЬ" НЕ ПРОШЛА В ФИНАЛ "ЕВРОВИДЕНИЯ"?
Сергей Пукст, музыкант. У нас всегда был такой подход: надо следовать за тенденциями "Евровидения", не предпринимая попыток сформировать что-то самостоятельно. Такие попытки для нас губительны. Впрочем, если наши менеджеры-продюсеры начнут формировать что-то сами, мне тоже это страшно представить. В прошлый раз выиграла простая немецкая девочка Лена, и мы, видимо, хотели сделать подобие этой Лены: тоже нашли простую девочку из иняза, с сомнительными данными – в том смысле, что она не транслирует обаяние совершенно. Конечно, она очень хочет его транслировать, но у нее получается такое wannabe, "хочется быть похожей" – есть такое понятие в шоу-бизе. Мне кажется, это случай, напоминающий случай с группой "Александра и Константин", когда их пропустили на "Евровидение" буквально "через голову" Подольской, которая вроде на самом деле победила в отборе. Хотелось чего-то этнического, потому что тогда на "Евровидении" выигрывала этника. А номер вышел слабый, непродуманный и статичный. Тут то же самое: песня сделана очень приблизительно, да и поет она плохо. Причем сама песня не страшная! Даже хорошая. Но изюминки в ней нет. Конечно, песня лучше песни про "беларашу" – там вообще был страшнейший трэш. Но нельзя ведь сравнивать ерунду с ерундой!
Владимир Селиванов, группа "Красные Звёзды". Я считаю, что это была лучшая белорусская песня за всю историю "Евровидения"! Серьезно! Просто для этой песни подобрали очень плохую исполнительницу – она так низко пела! А песня нормальная, как раз для "Евровидения" – и танцульки, и цимбалы, и ритм. Но такую песенку надо петь звонко, задорно… Заметьте, когда вступал бэк-вокал, оказывалось, что он звучит лучше вокала самой Винниковой, а потом все снова портится, когда она поет куплет. Для такой песни надо брать профессионального поп-исполнителя, кого-то вроде Анжелики Агурбаш – у нее тоже низкий тембр вокала, но она умеет петь высоко и звонко. Короче, конкурс мы прос…ли, но прос…ли красиво, я доволен! Хоть песню на этот раз сделали нормальную, и то движение. Композитор Евгений Олейник – настоящий гений, я считаю, прекрасно все сделал. Но исполнитель, повторяю, не тот – выставили девочку, которая не умеет петь. Хотя, может, она просто голос сорвала? Может, нас подставили? Подсыпали ей в чай голососрывательный порошок, засудили девчонку?
Леонид Нарушевич, группа "Князь Мышкин". Они вызвались представлять страну (у нас это так называется), у них были свои планы, они мечтали покорить мир. Беда в этих бээрэсомовских головах. Ну поете, играете вы на всяких корпоративчиках для начальников, но зачем добивать наш имидж на международном уровне? Не было песни, не было чувства, были мертвые глаза этой девицы. Ну да, неплохие ноги, но ведь Европа – да и мы, собственно! – уже давно привыкли к хорошему и качественному продукту. Как они этой "мякиной" пытались Европе что-то предъявить, я понять не могу. У нас с ними, видимо, разные приоритеты. А Людмилу Куц мне просто жаль. Надо было ее не на цимбалы ставить, а дать к ней в придачу Владимира Ткаченко и выпустить вдвоем на сцену – было бы прекрасно!..
Текст: Татьяна Замировская, "БелГазета"
Комментарии
Не всегда Беларусь будет в
Не всегда Беларусь будет в аутсайдерах, придет время и до финала
доберемся!