О проекте

Внештатный эксперт Е.Долгих: The UNB "Д'урбан. Истории из жизни"

 

Евгений Долгих о новом альбоме группы The UNB: "Чистый абсурд, без всяких лишних социально-политических, слезливо-лирических и прочих примесей. Хм, положа руку на сердце, Дольник – все же не Хармс, не буду раздавать ТАКИЕ авансы, но мое конкретное твердое мнение – для нашего рока это явление отрадное и почти уникальное".

Сразу прошу прощения за длинную цитату, но это необходимо…

"Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев
однажды гуляли в дремучем лесу.
Фадеев в цилиндре, Калдеев в перчатках,
а Пепермалдеев с ключом на носу.

Над ними по воздуху сокол катался
в скрипучей тележке с высокой дугой.
Фадеев смеялся, Калдеев чесался,
а Пепермалдеев лягался ногой.

Но вдруг неожиданно воздух надулся
и вылетел в небо горяч и горюч.
Фадеев подпрыгнул, Калдеев согнулся,
а Пепермалдеев схватился за ключ.

Но стоит ли трусить, подумайте сами,-
давай мудрецы танцевать на траве.
Фадеев с картонкой, Калдеев с часами,
а Пепермалдеев с кнутом в рукаве.

И долго, веселые игры затеяв,
пока не проснутся в лесу петухи,
Фадеев, Калдеев и Пепермалдеев
смеялись: ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи!"

Ну и как? Только не надо лихорадочно искать этот текст ни в "Д’Урбан", ни во всех остальных 103-х альбомах группы The UNB - перед вами вообще-то стихи Даниила Хармса. А теперь по существу дела.

Уже после третьей или четвертой вещи из вышеупомянутого альбома его хочется слушать дальше и дальше просто из неукротимого любопытства – что, неужели им (ему – Дольнику) хватит такой же абсурдистско-хармсовской фантазии на все аж двадцать две (охренеть!) песни?

ХВАТИЛО!!! Действительно все тексты выдержаны на уровне, абсолютно неожиданном для меня лично – ничего подобного я в белорусском роке еще не встречал (сразу конкретизирую – это первый альбом The UNB, который я вообще держу в руках, про другие ничего не могу сказать. А про концертник разговор попозже.).

И в самом деле – о чем там поет подавляющее большинство наших "рок-еров" и "поп-еров"? Давайте-ка из них цитаток нарежем… ага, вот, пожалуйста: "Няма чаго чакаць…", "Боль разлук на такой большой земле…", "Мое небо в очереди за снегом белым…", "Непазбежна адыходзiць сон – я не шкадую, забыў усё…", "На замерзшем окне горизонт – нарисуй к нему небо с птицами…" и так далее и далее и далее… то сопли с сахаром, то перепевы одних и тех же "чуйств" и дежурных небес по стопицсотому разу, то нечто жууууутко социальное и злободневное аж до тошноты, в общем всякая фигня, если брать по гамбургскому счету.

А тут – ну совсем другое дело! Чистый абсурд, без всяких лишних социально-политических, слезливо-лирических и прочих примесей. Хм, положа руку на сердце, Дольник – все же не Хармс, не буду раздавать ТАКИЕ авансы, но мое конкретное твердое мнение – для нашего рока это явление отрадное и почти уникальное (ну, еще есть Rockerjoker, но он-то как раз с явным социальным уклоном). То есть, проводя аналогии последовательно поэтически, но достаточно условно, The UNB идет в текстах линией Хармса, Rockerjocker – Саши Черного. То, что наши авторы делают, это еще не высокая поэзия, но уже явно и не банальная песенная текстовка. Когда их слушаешь, словно сидишь в абсурдистском театре – мимо тебя проносятся странные люди и животные в предельно странных, но захватывающих мизансценах – что-то может нравиться больше, что-то явно смущать, но оторваться совершенно невозможно до самого финала. (Очень удивлюсь, если наши авторы совсем не читали тексты того же Хармса и Введенского и пьесы Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета).

И теперь следует возможно несколько неожиданный вывод – именно по этой причине The UNB никогда не будут сильно популярны. Их песни надо не просто СЛУШАТЬ – их надо параллельно прокручивать в голове в образах, как в мысленном театре, они перегружены ассоциациями, и они никак не могут быть фоновым музлом – ни в коем случае. И тема абсурда – это абсолютно невыигрышная стратегия не только для нашей, но и для общемировой популярной культуры – слишком мало у такой темы зацепок и крючочков для среднего, массового потребителя этой самой культуры. Наиболее показательный пример – группа "АукцЫон". То, что они делали до своего явно абсурдистского периода, широкая публика принимала просто на ура (особенно альбом "Жопа"), а вот абсолютно гениальный проект "Жилец вершин" (и последующие альбомы, в том числе сольные проекты Федорова) совершенно не пОняты массами фанатов.

Забавно еще то, что некоторые рецензенты здесь, на "Экспертах", упорно приписывают группе The UNB несуществующую социально-ностальгическую направленность (почитайте рецензии С.Будкина и особенно В.Дроздова). А ведь поэзия (да, все-таки поэзия) Дольника тем и хороша, что чиста, свободна от всех этих ненужных, но так искомых слушателем наслоений. Зато в ней есть очень много культурных намеков, реминисценций, ссылок… Еще более забавно слышать утверждения из разных источников о том, что группа играет что-то около панк-рока! А происходит это оттого, что несчастные мозги слушателей скукоживаются от непосильности охватить все эти песни как явление, как нечто ЦЕЛЬНОЕ, и начинается раздергивание по частям. А если раздергивать, то панк можно обнаружить хоть у Высоцкого….

Цитировать Дольника – одно удовольствие. Если щас я этим увлекусь, то, боюсь, не допишу рецензию до осени. Поэтому ограничусь одним примером, который пришел в голову первым. Итак, песня "Пигмалион".

"Бабу лепит, лепит, бабу лепит он.
Пигмалион…

Он слепил из пластилина
Ту, о ком всю жизнь мечтал.
Вставил вместо глаз маслины,
Заглянул в них и сказал:
- Я ждал тебя так долго!..

А потом он сделал это,
Страсть не в силах превозмочь.
И она его корсетом
Придушила в ту же ночь.
- Причем ЕГО корсетом…"

Мне это сразу, немедленно чем-то неуловимо аукнулось. Ах, да, точно, это же вольно или невольно получилась тонкая (или толстая, но в любом случае меткая) пародия на песню группы "Воскресение" под названием "Слепили бабу"… как там у них было:

"Слепили бабу на морозе, руки, ноги, голова.
Она стоит в нелепой позе, ни жива и ни мертва,
А мне другой не надо нынче,
Пусть красивых в мире тыщи,
Нет ее белей и чище,
И другой такой не сыщешь,
- Хоть ты тресни!

Ах эта женщина веселая, большая, вся из снега.
Для любви ее душа, а ноги созданы для бега.
Я бегу с любимой рядом,
Как глаза ее ясны!
Я томлюсь под нежным взглядом,
Доживет ли до весны
- Такая краля?..."

Резюме очевидно – "Воскресение" проигрывает Дольнику. И совершенно допускаю, что эта ассоциация не задумывалась автором специально… но очень уж насыщены смыслами тексты – они просто ДОЛЖНЫ нечто подобное вызывать у начитанного и наслышанного слушателя. Между прочим, именно за такие неожиданные аллюзии, намеки и (псевдо)пародии и ценят поэтов типа Хармса и Введенского. Выводы можете отсюда сделать сами.

Значит так, это я до сих пор говорил о положительных впечатлениях от альбома "Д'Урбан". Теперь об отрицательных. Они есть, к сожалению, и довольно явные. Первое и самое основное – это угрюмая монотонность большинства аранжировок, включая сюда и голос вокалиста. К счастью, не везде, но во многих песнях наблюдается такая невнятица. Может быть, это так и задумано? Наверное, да, потому что в видеоконцертнике из клуба "Граффити", который я посмотрел пару недель назад, эта ситуация еще больше утрирована – вот в альбоме, слава богу, музыкальной выразительности все же побольше будет. На концерте вообще музыка и вокал местами просто сливаются в убаюкивающий пульсирующий однообразный фон – даже жаль, ей-богу, особенно на фоне таких текстов.

Музыке почти всех этих песен не хватает драйва и грува – вот что хочется воскликнуть по окончании последней вещи. Недостает упругости, неравномерности, бОльшей динамики, мелодичности, нормального количества каких-нибудь соло, брейков… в общем, яркости и выразительности, особенно в партии баса. Кстати, имеющиеся маленькие соло бывают очень хороши – например, в песне "Шизобулимия", но бывают и откровенно неудачны, как саксофон в "Зецол" - вялый и совершенно не сумасшедший, каким хотелось его увидеть.

А вот в жанровом плане, как мне видится, все более-менее в порядке. Где-то классический рок, где-то блюз, где-то легкий околопанк, где-то что-то еще – но при общей театральности и шизофреничности образов по-другому и быть не должно… Но, как назло, саунд альбома грешит меланхоличной накатанностью – чуваки, так нельзя! Дольнику явно надо поднабраться харизмы и убедительности – он исполняет все немного отстраненно, без настоящей шизы в образе. А хотелось бы, чтобы был ВОКАЛ!!! (Вспомните незабвенного Федю Чистякова…) Да ладно, бог с ним, с Федей, но ведь прямо перед глазами (ушами) болтается недавний параллельный пример – Михей Носорогов из Rockerjoker, которому в некоторых местах эту выразительность хорошо бы даже слегка убавить… В общем, все выходит как у классика: "Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…", мда, но это уже всего-навсего досужие размышления.

Ну и отдельно хотелось бы поговорить о пресловутом качестве записи… Фигли многие так зациклились на этом качестве – не могу уразуметь. Да, звучание группы The UNB сырое, плосковатое, с выпяченными нижними средними (как на мой слух)… короче говоря, нарочито концертное, без намека не то, чтобы на перепродюсирование, а даже на кропотливое сведение. Но разве может здесь быть по-иному??? Абсурд и шизофреничность всего происходящего отрицает такие эстетские замашки напрочь – причем наши музыканты вовсе не одиноки в этом. Например, часто точно так же записывают мощный электрический блюз-рок – согласен, это может и раздражать, но тут невозможно удовлетворить все вкусы. Одни будут плеваться и говорить: "Какая грязь", а другие восхищаться "живым" саундом. Знаете, я слышал гораздо более "грязные" записи блюз-рока производства одного из лучших американских лейблов “Alligator” – и американским меломанам ведь нравится!!!

Так что качество вполне могло быть и лучше, но духу альбома не противоречит и то, что имеем. Итог подбить довольно легко, если только отвлечься от концертника – как по мне, альбом явно лучше. Тексты – 9, музыка – почти 7, итого – 8. На том и порешим…

Оценка: 8 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПОСЛУШАТЬ ЕГО вы можете здесь

Об авторе:

Родился в 1960 г. в Минске. Окончил Радиотехнический институт, но после 1991 г. с работой по специальности уже совмещал работу по увлечениям. Сотрудничал с журналами "Дело", "Всемирная литература", а в 1998-2001 гг. был шеф-редактором журнала "Джаз-квадрат". Некоторое время работал в "Малом театре". Автор различных журнальных публикаций на музыкальную, деловую и художественную тематику. C 2008 года по настоящее время – автор и ведущий ряда музыкальных передач на TUT.BY ("Джаз-пик", "Джаз-ланч", "Культур-мультур").


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Замечательный обзор

+1
0
-1

Читается на одном дыхании, несмотря на большой объём текста. Очень меткое сравнение с Хармсом (как это никто раньше не вспомнил про него). Автору спасибо и советую прослушать прошлые 3 альбома.

 

Остались еще нормальные

+1
0
-1

Остались еще нормальные группы и нормальные эксперты...

 

ой!

+1
0
-1

ну кое-кто таки вспомнил про Хармса:)

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net