О проекте

Внештатный эксперт М.Жбанков: З.Вайцюшкевіч і WZ-Orkiestra "Ваячак"

 

Максим Жбанков о новом альбоме Войтюшкевича: "Тодар в своем "Ваячаке" не играет в шальную богему и вечного мятежника. Он просто пришел к очень похожему состоянию. Сам. И другим, "чыста беларускім", маршрутом".

Есть вещи, которые должны случиться в срок. Со стихами Рафала Воячека – пьяного ангела польской поэзии, интуитивного аутсайдера крикливо-пропагандистских коммунистических 60-х – Войтюшкевич работал так долго, как ни с каким другим материалом. Лет семь назад начал показывать песенные наброски на концертах. Пел мягко, в полуакустике, пел на польском. Публика недоумевала и ждала привычных хитов. А дальше постепенно сложились блок переводов Воячека на белорусский (постарались Андрей Хаданович с Вальжиной Морт) и новая музыкальная концепция: почти индустриальный саунд с неожиданными акварельными всплесками тихой лирики.

Проект двигался трудно. И, видимо, не только из-за перманентного отсутствия финансирования. Врасти в шкуру польского маргинала с ходу не вышло. Потребовалось время, чтобы созреть для личного безумия: отвыкнуть от эстрадного кокетства, продать свой золоченый элвисовский пиджачок, открыто подержать опального кандидата в президенты, в очередной раз попасть под запрет и после полных залов очутиться в зоне глухого молчания "ответственных лиц".

Тодар в своем "Ваячаке" не играет в шальную богему и вечного мятежника. Он просто пришел к очень похожему состоянию. Сам. И другим, "чыста беларускім", маршрутом. Именно этот неожиданный резонанс двух очень разных биографий придает звуковой картинке альбома особую глубину и цельность.

Слушая "Ваячека", не особо хочется вдаваться в оттенки и детали. Важнее общее впечатление. И не только потому, что это принципиально "не хитовый" релиз (насвистывать на ходу и мурлыкать в душе тут практически нечего). "Ваячек" – по сути своей моноспектакль. Долго мечтавший о сценической карьере Тодар наконец нашел свой театр. Ключ от которого (вынесенный на обложку диска) – в кармане санитаров польской психушки, где держали Воячека.

При этом, как в любом спектакле, налицо удачи и сбои. Войтюшкевич силен на привычном поле любовной лирики, здесь грамотно подсвеченном электроникой и живым пульсом контрабаса ("Змрок", "Кажу табе ціха"), убедителен в софт-джазе ("Тваё цела"), умело играет в ретро ("Ліст да невядомага паэта", "Радасьць"), временами звучит почти как Portishead ("Габрэйка"). Но иногда сбивается на хриплый речитатив, где Хадановича и Шатунова больше, чем Тодара ("У падвоенай асобе") или выдает клишированный хард ("Успамін").

"Ваячек" лежит в русле прочих недавних экспериментов Змитера – от трибьюта герою 90-х Василию Шугалею до психоделической "Чары". Войтюшкевич ищет новые формы: хаотично, временами поспешно, периодически ошибаясь. Однако при любом раскладе он остается в числе редких белорусских авторов, не потерявших способности удивлять каждым новым своим релизом.

Итого: Тщательно просчитанное безумие.

Оценка: 9 из 10

Прочитать рецензии "штатных" экспертов на этот альбом, поставить свою оценку и ПРОСЛУШАТЬ его вы можете здесь.

Об авторе:

Родился в 1958 г. в Минске. Закончил Белоруский государственный университет (философское отделение), кандидат философских наук. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель "Беларускага Калегіюма". С 1992 года – неизменный ведущий "Киноклуба" в кинотеатре "Победа". В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры "Белорусской деловой газеты". Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах "Мастацтва", "Фрагмэнты", pARTisan, на сайте "Наше мнение". Колумнист портала "Белорусские новости" (www.naviny.by). Автор идеи книги "Залатыя дыскі беларускага рок-н-ролу" (Минск, 2004).


Чтобы оставить свой комментарий к этой публикации, войдите в систему. Нам важно ваше мнение!

Или авторизируйтесь посредством:

 

Комментарии

Вживаться... всё ли так?...

+1
0
-1

Вживаться в образ сумасшедшего... Сомнительный вектор для прагматично просчитываемых шагов по самореализации... Всё ли так просто? Ой ли? - А может быть и да? На этот образ можно "свалить" многие несуразицы - у человека сумбур в голове был, - не понимал, где что... Короче: В огороде - лебеда, а в Киеве - дядька...

 

RSS

RSS-материал

награды Experty.by

рецензии и аудиозаписи

алфавитный каталог

  • более 350 альбомов
  • онлайн-прослушивание
  • описания и рецензии
  • ссылки на легальное скачивание

Последние комментарии

 
 
Developed by Lynxlab.net